Александр Соколов: «Главный критерий для члена жюри — хочется ли еще раз услышать данного музыканта»

23 июня 2018 /
  1. Интервью
Александр Соколов: «Главный критерий для члена жюри — хочется ли еще раз услышать данного музыканта» — Мальтийский вестник

На наши вопросы отвечает член жюри Мальтийского международного фортепианного конкурса, ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.

— Александр Сергеевич, как Вы оцениваете идею организации 11 фортепианных конкурсов, проходящих в разных уголках мира, с подведением финальных итогов на Мальте? Сталкивались ли Вы за свою богатую на события жизнь с подобным регламентом международных соревнований?

— Именно эта идея и стала определяющей для моего участия в Мальтийском форуме. Никогда не сталкивался с подобным форматом конкурсов ранее. Например, Международный конкурс пианистов имени Листа, в котором по традиции принимают участие и студенты Московской консерватории, тоже проходит через систему предварительных отборов, но чтобы в основе этих отборов были 11 полноценных конкурсов, чтобы затем следовал суперфинал, чтобы все это оценивало столь авторитетное международное жюри — это беспрецедентно!

— Как вы думаете, какой национальный колорит вносит в Мальтийский фортепианный конкурс каждая страна?

— Национальный колорит зависит от выбираемой исполнителем программы, а она всегда отвечает определенным требованиям. Если под конкурс композиторам специально заказывается произведение, то здесь национальная специфика, как правило, представлена особенно ярко. Лично мне всегда интереснее слушать, скажем, французского музыканта, исполняющего французскую музыку. Хотя этот барьер не является непреодолимым.

— Страны, которые участвовали в 11 конкурсах, имеют разную историю развития фортепианного искусства. Существуют старейшие школы, есть относительно новые, молодые. Насколько велик разрыв в мастерстве между ними?

— Действительно, существуют признанные во всем мире большие фортепианные школы, которые родом из Германии, Франции, Италии, России… В связи с тем, что в мире происходят интеграционные процессы, и музыканты, работая на контрактных условиях, переезжают из государства в государство, сегодня нивелируются традиции школ конкретных стран. Сегодня мы все чаще говорим о старой европейской фортепианной школе и молодой азиатской, конкретнее, китайской, которая, кстати, адаптирует под себя заслуженные результаты американской и европейской школ. А вот Россия как раз отличается устойчивостью своих фортепианных традиций. Отчасти это объясняется тем, что у нас не работают иностранные специалисты. Но основная причина состоит в том, что в нашей стране существует четкая преемственность: у нас всегда знают, у кого учился данный пианист, у какого педагога учился его педагог и т.д.

— Как Вы охарактеризуете уровень конкурсантов Мальтийского форума? Что им в профессиональном плане дает участие в подобном соревновании?

— Технический уровень у сильных исполнителей приблизительно одинаковый, тут удивить сложно, и можно удивлять интерпретацией, своим отношением к делу. Для меня главный оценочный показатель — «я никогда подобного не слышал». Но, как вы понимаете, при нашем опыте мы нечасто говорим эти слова.

Смысл любого конкурса состоит в том, что происходит после него: возможность получить денежный приз, PR, контракт с каким-нибудь заметным импресарио…

— Существует ли рецепт — как покорить членов жюри? И как строится взаимодействие между членами жюри — представителями разных стран?

— Самое трудное в работе жюри — отсутствие единой шкалы оценок, четких критериев. Члены жюри — живые люди, им что-то нравится, что-то нет. Я больше скажу: существует негласный конкурс между членами жюри. На мой взгляд, система голосования должна исключать любые трактовки, фразу «он меня не убедил» нельзя даже допускать в лексикон судей. Самая надежная система голосования — «да-нет»: если хочется еще раз послушать данного музыканта — значит следует ему сказать «да» и допустить к следующему туру.

— Кто из молодых исполнителей в последнее время производил на Вас яркое впечатление и почему?

— Неэтично расхваливать студентов собственного учебного заведения (смеется). Можете представить, в Московской консерватории преподают представители четырех элитных фортепианных школ? Поэтому и результат впечатляющий.

— Призовой фонд финального Мальтийского конкурса довольно внушительный — 200 тыс. евро. Как Вы думаете, на что молодые музыканты потратят свои выигрыши?

— Тут все зависит от условий, в которых живет данный музыкант — поддерживают ли его финансово родители, спонсоры, или, может, у него уже есть контракт. Бытовые проблемы не стоит сбрасывать со счетов. Кто-то из музыкантов, может, предпочтет на выигранные деньги купить себе хороший инструмент. А еще в условиях открытого мира получить денежную премию во многом означает возможность поездить на международные мастер-классы, добрать опыта.

— Каковы основные ожидания от финального этапа конкурса и вообще от Мальтийского музыкального фестиваля?

— Я жду укоренения новой музыкальной традиции. В этом году произойдет проба на реакцию — самих конкурсантов, членов жюри, зрителей. Если все совпадет, если Форум станет регулярным, это и будет главный успех. Мы должны привыкнуть к этому событию, оно должно стать неотъемлемой и важной частью музыкальной жизни.

Беседовала Илона Егиазарова

Справка

Александр Сергеевич Соколов — известный музыковед и исследователь, ректор Московской государственной консерватории, профессор. Родился в 1949 году в Ленинграде. Воспитывался в доме деда, известного русского писателя И.С. Соколова-Микитова. Закончил Московскую консерваторию по специальности «Музыкальное искусство». Внес большой вклад в современную музыку, педагог, воспитавший многих известных исполнителей, получивший признание за инновационные методы обучения. Заслуженный артист России. Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (2004—2008).


Метки статьи:

Государственный симфонический оркестр Армении Дни армянской культуры на Мальте Европейский фонд поддержки культуры Искусство на Мальте Мальта Мальтийский международный музыкальный фестиваль Мальтийский симфонический оркестр Мальтийский филармонический оркестр Мальтийско-Российский фонд дружбы Музыкальные фестивали на Мальте Новости культуры Фестивали на Мальте

Читайте также:

Выбираю счастье

27 февраля 2019

Выбираю счастье | Мальтийский вестник

Вопрос «Как стать счастливым?», пожалуй, относится к основным в нашей жизни. Даже если мы им не задаемся, не проводим часы в раздумьях, как же достичь счастья, мы стремимся туда, где нам хорошо. Страдаем, не получая желаемого. Стараемся продлить удовольствие и повторить приятные моменты.

Построить память о себе

02 ноября 2019

Построить память о себе | Мальтийский вестник

Его здания — оригинальны и неповторимы. Это было бы неудивительно, если бы речь не шла о Мальте, где архитектура эклектична, оригинальна и неповторима. Сын каменщика, начавший свою карьеру как скульптор и продолживший ее как архитектор, Андреа Вассалло подарил острову каменные особняки, запечатленные на тысячах туристических фотографий.

Николай Луганский: «В музыке невозможно сказать, где ты выиграл, а где проиграл»

02 мая 2018

Николай Луганский: «В музыке невозможно сказать, где ты выиграл, а где проиграл» | Мальтийский вестник

145-летию со дня рождения Сергея Рахманинова посвящен специальный концерт Международного Мальтийского музыкального фестиваля, романтическим героем которого станет Николай Луганский — пианист почти невероятный в предлагаемых нынешней Вселенной обстоятельствах.

Перстень цвета моря, или тайны мдинского стекла

27 февраля 2019

Перстень цвета моря, или тайны мдинского стекла | Мальтийский вестник

Один из лучших подарков для женщины — бусы из мдинского стекла на тонкой серебристой нити. Или — браслет, или серьги, или — переливающийся синевой неба и моря перстень. Не кольцо, а именно — перстень.

События апреля 2017: день за днем

02 апреля 2017

События апреля 2017: день за днем | Мальтийский вестник

Календарь событий на Мальте в апреле 2017 года. Куда сходить на Мальте, что посмотреть. Концерты, фесты, фестивали и шоу, выставки и музеи, исторические реконструкции, спортивные мероприятия для всей семьи!

Тайны мальтийского языка

27 февраля 2019

Тайны мальтийского языка | Мальтийский вестник

Предлоги и местоименные окончания в мальтийском языке

Новости Мальты

Ко дню российских дипломатов | Мальтийский вестник

Ко дню российских дипломатов

11 февраля 2022

10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. Он был утверждён в качестве профессионального праздника российских дипломатов в 2002 г. указом Президента России, и эта дата была выбрана не случайно. Ведь именно 10-м февраля 1549 года да...


Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена | Мальтийский вестник

Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена

23 декабря 2021

Во время захоронения Великого магистра Мальтийского ордена Мэтью Фестинга, который скончался на Мальте 12 ноября 2021 года, была обнаружена безымянная могила. Предполагают, что она принадлежит самому непопулярному магистру Ордена Святого Иоанна — Франс...


Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе | Мальтийский вестник

Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе

23 декабря 2021

Интернет-Портал european­best­destinations.com разместил статью со списком самых красивых елок в Европе. На первом месте оказалась экологичная елка из бутылок, созданная жителями Айнсилема, что на Гозо. В прошлом году жители деревушки установили 19-мет...


Дождь в музее | Мальтийский вестник

Дождь в музее

23 декабря 2021

По сообщению пресс-службы Heritage Malta, дождевая вода, просочившаяся в залы Национального музея искусств MUŻA, не повредила картины. Мальту несколько месяцев заливает дождями. Настолько сильными, что в зданиях протекают потолки. Не стал исключением и...


Валлетта — столица здоровья | Мальтийский вестник

Валлетта — столица здоровья

23 декабря 2021

Согласно сообщению журнала Forbes, Валлетта — самая экологически благоприятная европейская столица. Исследование с таким интересным результатом провел бренд одежды GAP. Были проанализированы условия жизни в 28 столицах стран Евросоюза. GAP обращали...


Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма | Мальтийский вестник

Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма

23 декабря 2021

По данным социологических исследований, 61% жителей маленького средиземноморского острова считают, что «все будет хорошо». 22% мальтийцев категорически не согласны с этим, а оставшиеся пребывают в сомнениях и надеждах. Им Мальта обязана званием дов...


Скоро на Мальте

Malta International Music Festival пройдет в 2022 году в новом формате. Одиннадцатый по счету фестиваль будет представлять собой пятинедельный культурный форум, в рамках которого состоится не только множество концертов, выступлений хореографических коллективов, выставок, кинопоказов, но также будут организованы Дни национальных культур.

Мака Лашхи о Днях грузинской культуры: «Столь масштабное мероприятие будет организовано благодаря участию Европейского Фонда Поддержки Культуры»

В 2022 году Malta International Music Festival пройдет на Мальте с новой программой и в новом формате. Организаторы уверяют: это будет самый большой праздник искусства за более чем 10-летнюю историю фестиваля.

Триумф героев: о новой концепции Malta International Music Festival-2022

В этом году отрадно наблюдать за расписанием концертов традиционного Фестиваля барочной музыки в Валлетте (Valletta Baroque Festival). После урезанной программы 2021 (когда можно было только радоваться, что фестиваль вообще не отменили) в наступающем 2022 организаторы подготовили встреч с барочной музыкой в барочном городе, построенном «джентльменами для джентльменов».

Мадригалы, балет и BaRock - Мальта принимает 36 концертов Фестиваля барочной музыки

В наступившем году на Мальте пройдут фестивали, посвященные музыке великих русских композиторов, чей юбилей будет отмечаться в 2022 году

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В декабре этого года на Мальте состоится премьера нового мальтийского фильма Blood on the Crown. Фильм рассказывает о событиях начала прошлого века, о борьбе за независимость Мальты и о памятной дате празднования мальтийского Сетте Джуньо.

Blood on the Crown — история о мужестве и героизме