Анна Аглатова: «Когда я пою, то забываю обо всем»

21 сентября 2017 /
  1. Интервью
  2. Наши проекты
Анна Аглатова: «Когда я пою, то забываю обо всем» — Мальтийский вестник

«В час, когда над миром появляется солнце» – Or che’l sole al mondo spunta, пелось в барочной музыкальной драме-бурлеске Якопо Мелани «Il Girello», явленной миру в 1657 году.

И была та dramma burlesco per musica — веселая пародия на власть, где различные регистры драмы и комедии переплетались с переодеваниями и магией — одной из предшественниц дивного действа «Хрустальный дворец», балета с пением и драмой, впервые представленного на острове Мальта 21 июля сего года. Солирует в необычном спектакле очаровательная молодая певица Анна Аглатова, солистка Большого театра; реальная оперная дива, изображающая Оперную диву иллюзорную.

Появление Оперной дивы — в полном соответствии с приемами барочного театра и вполне себе в духе галантного века — столь же эффектно, как ее пение: сопрано Аглатовой искрится, манит, завораживает. И если ее тезка Анна Иоанновна, вопреки прозвищу «Кровавая», предстает в спектакле этакой шальной императрицей, то Анна Аглатова, вне всякого сомнения, — королева-солнце. Изысканно взошедшая на бутафорский небосвод и реально вознесшая публику в небеса неотмирно прекрасным голосом.

Анна Аглатова: «Когда я пою, то забываю обо всем»
Анна Аглатова исполняет арию, паря над сценой…
Что-то героическое в этом есть!

— В мультижанровом спектакле «Хрустальный дворец» у вас, Анна, самая опасная роль: вам выпало петь под куполом, на огромном солнце, прикрепленном к колосникам. Эта стилизация под старину выглядит весьма впечатляюще, но насколько комфортно вокалисту петь в подобных условиях?

— Вы знаете, в моей жизни это случилось в первый раз — когда я сама лично поднималась так высоко над сценой. Хотя в Большом театре, в постановке «Волшебной флейты» Моцарта, нашим солистам приходилось летать еще выше и при этом так же петь. Могу сказать, что это не самое комфортное положение для певца, но, когда я пою, то забываю обо всем.

— Вообще, надо быть очень смелым человеком, чтобы согласиться на такое… Что вы ощутили, впервые выплывая на сцену по воздуху?

— Я очень боялась, но благодаря поддержке и профессионализму моих коллег с каждым разом чувствовала себя все более спокойно.

Алексей Шор написал для вас партию без слов. Близка ли она вам? Что вы можете сказать об этой не звучавшей ранее музыке?

— Как и многие вокализы, эта музыка несет в себе глубокий смысл. И да, она мне близка. И она оказалась близка не только мне, но и всей постановочной группе. Пели все, честно признаться.

— Вероятно, это крайне интересно: исполнять что-то, что никто до тебя никогда не исполнял, на чем не лежит тень прежних интерпретаций…

— Конечно. Ты чувствуешь себя первооткрывателем и созидателем вместе с композитором.

— В вашей судьбе уже были подобные мировые премьеры?

— Такого масштаба мировая премьера в моей жизни впервые.

— Если бы мне случилось описать вашу партию в этом спектакле в двух словах, я бы назвала ее так: «мороз и солнце». Точнее, солнце и мороз. В первом акте вы — в образе Оперной дивы — восседаете на солнечном диске, исполняя оду императрице. Во втором, «ледовом» акте, вы — Белая дама — поете скорбный вокализ. Легко ли совершить подобную модуляцию, переключить эмоциональные регистры?

— Довольно часто мои героини переживают изменения характера в опере, но настолько разными не были никогда. И такую модуляцию исполнить было легко только благодаря полному изменению декораций и костюмов. Это очень помогло.

— Насколько созвучны вам эти полярные образы?

— Я очень эмоциональный человек и в жизни, поэтому оба этих образа мне близки.

— Действо в Валлетте разыгрывалось в оригинальном здании XVI века, бывшем госпитале Мальтийского ордена. Случалось ли вам уже петь в подобных исторических пространствах?

— Несколько лет назад в Финляндии, на острове Савонлинна, наш театр показывал оперу «Борис Годунов», где я исполняла партию Ксении, дочери Бориса. Это происходило в стенах древнего замка… И, знаете, ощущение исторического события не покидало меня довольно долго.

— «Хрустальный дворец» — это необычный спектакль, это прежде всего балет… Какова, на ваш взгляд, роль вокального искусства в подобном синтетическом жанре?

— Я считаю, что это идеальная задумка: синтез нескольких важнейших видов искусства. Публика может стать ближе сразу ко всему и, может быть, выбрать то, что ей ближе: либо оперу, либо балет… а может, даже полюбить и то, и другое. Это ведь здорово!

— Чем удивили вас постановщики спектакля?

— Сложно сказать, чем они меня НЕ удивили. Все было сделано на высочайшем уровне.

— Каковы ваши впечатления от мальтийской премьеры?

— Я удивлена и рада тому, что мы получили такие восхитительные отзывы, и тому, что наш спектакль обсуждают до сих пор. Значит, Мальта — это действительно не только центр отдыха, но — теперь — и культурная столица Европы.

— Хотели бы вы продлить свое участие в этом спектакле, ведь его постановки планируются в Ереване и Москве?

— Не только я, но и все участники этой постановки влюблены в нее, поэтому мы все ждем продолжения.

— Насколько часто вам доводилось участвовать в подобных международных проектах?

— Этот проект, мне думается, не имеет аналогов.

— Вы не раз выступали в оперных спектаклях под управлением Теодора Курентзиса, фигуры неоднозначной, эксцентричной и многократно обсуждаемой в европейском музыкальном мире. Причем, в отличие от российских коллег, наши высказываются по-разному, порой довольно негативно. Что вы можете сказать о нем с точки зрения певицы-сопрано — участницы его постановок, то есть «изнутри»?

— Теодор и правда неоднозначная фигура, но мне, как певице, было невероятно интересно с ним работать. Он, как и любая талантливая личность, имеет свой особый взгляд на музыку. Поэтому я с радостью приняла предложение работать с ним. Это было для меня очень полезно.

— Анна, а отчего вы решили сменить свою замечательную армянскую фамилию Асриян? Связано ли это с тем, что с русской фамилией легче сделать карьеру в России?

— Аглатова — это тоже чудесная фамилия. Это фамилия моего рода, который заканчивался на моей бабушке. Теперь он снова имеет продолжение.

— В 2005 году вы стали самой молодой солисткой Большого театра, исполнив партию Нанетты в «Фальстафе». «Самая молодая» — звучит прекрасно, но каково вам пришлось в реальности? Плелись ли вокруг вас интриги «доброжелателей» и прочая…?

— До сих пор я остаюсь одной из самых молодых наших солисток. Когда я пришла в театр, меня восприняли как своего ребенка практически все в театре, поэтому никаких интриг не было — только забота и опека. Это было чудесное время…

— В финале «Хрустального дворца» герои гибнут, согласно трактовке, не только от окружающего холода, но и от холода, возникшего внутри… Как по-вашему, правда ли, что чувства замерзают при низких температурах?

— Я думаю, что огонь чувств может стать менее обжигающим в любом случае… Но если они настоящие, то угаснуть до конца никогда не смогут.

Беседовала Алиса Вернадская
Фото: Алексей Леонов


Метки статьи:

Хрустальный дворец События на Мальте Алексей Шор Мальтийские композиторы

Читайте также:

По страницам Мальтийского книжного фестиваля 2019

02 декабря 2019

По страницам Мальтийского книжного фестиваля 2019 | Мальтийский вестник

Что такое литературные «быстрые свидания»? Как научно-фантастические романы обогащают лексику мальтийского языка? Можно ли с помощью стендап-шоу привить детям любовь к писательскому творчеству? Команда Мальтийского национального книжного совета отвечает на эти вопросы и делится опытом проведения Мальтийского книжного фестиваля, который в очередной раз собрал под крышей Средиземноморского конференц-центра в Валлетте мальтийских и зарубежных почитателей печатного слова.

Скоро сказка сказывается...

31 августа 2019

Скоро сказка сказывается... | Мальтийский вестник

Принцессы, феи, котята и принц танцевали в июле на сцене кампуса Мальтийского университета в Валлетте. Здесь состоялась постановка спектакля «Спящая красавица» на музыку Петра Ильича Чайковского. Организаторы проекта — хореограф, преподаватель, балерина Рута Мон и Европейский Фонд Поддержки Культуры.

Показ фильма "Чтобы помнили. Нюрнберг: 70 лет спустя"

16 июня 2018

Показ фильма Чтобы помнили. Нюрнберг: 70 лет спустя | Мальтийский вестник

26 февраля в Российском центре науки и культуры в Валлетте состоялся показ фильма «Чтобы помнили. Нюрнберг: 70;лет спустя». Картину представил ее автор Александр Григорьевич Звягинцев.

Много мяса... и не только!

21 августа 2019

Много мяса... и не только! | Мальтийский вестник

Сегодня мы с вами отправимся в один из самых мясных ресторанов Мальты. Здесь можно заказать прекрасный стейк или попробовать натуральные колбаски, приготовленные местным поваром из говядины, дикого кабана, в итальянском стиле со специями и травами.

Мальтийский международный фестиваль искусств

30 июня 2019

Мальтийский международный фестиваль искусств | Мальтийский вестник

От голографических опер до фламенко

Джулия Зильберквит: «Я надеюсь, что приеду на Мальту еще раз...»

03 июня 2019

Джулия Зильберквит: «Я надеюсь, что приеду на Мальту еще раз...» | Мальтийский вестник

В прошлом году Джулия покоряла мальтийскую публику исполнением Concerti Grossi для струнных Вивальди/Баха в собственной транскрипции для фортепиано. В этом году Джулия Зильберквит исполнила на Мальте клавирный концерт Баха и Концертино для двух фортепиано Шостаковича.

Новости Мальты

Ко дню российских дипломатов | Мальтийский вестник

Ко дню российских дипломатов

11 февраля 2022

10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. Он был утверждён в качестве профессионального праздника российских дипломатов в 2002 г. указом Президента России, и эта дата была выбрана не случайно. Ведь именно 10-м февраля 1549 года да...


Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена | Мальтийский вестник

Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена

23 декабря 2021

Во время захоронения Великого магистра Мальтийского ордена Мэтью Фестинга, который скончался на Мальте 12 ноября 2021 года, была обнаружена безымянная могила. Предполагают, что она принадлежит самому непопулярному магистру Ордена Святого Иоанна — Франс...


Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе | Мальтийский вестник

Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе

23 декабря 2021

Интернет-Портал european­best­destinations.com разместил статью со списком самых красивых елок в Европе. На первом месте оказалась экологичная елка из бутылок, созданная жителями Айнсилема, что на Гозо. В прошлом году жители деревушки установили 19-мет...


Дождь в музее | Мальтийский вестник

Дождь в музее

23 декабря 2021

По сообщению пресс-службы Heritage Malta, дождевая вода, просочившаяся в залы Национального музея искусств MUŻA, не повредила картины. Мальту несколько месяцев заливает дождями. Настолько сильными, что в зданиях протекают потолки. Не стал исключением и...


Валлетта — столица здоровья | Мальтийский вестник

Валлетта — столица здоровья

23 декабря 2021

Согласно сообщению журнала Forbes, Валлетта — самая экологически благоприятная европейская столица. Исследование с таким интересным результатом провел бренд одежды GAP. Были проанализированы условия жизни в 28 столицах стран Евросоюза. GAP обращали...


Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма | Мальтийский вестник

Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма

23 декабря 2021

По данным социологических исследований, 61% жителей маленького средиземноморского острова считают, что «все будет хорошо». 22% мальтийцев категорически не согласны с этим, а оставшиеся пребывают в сомнениях и надеждах. Им Мальта обязана званием дов...


Скоро на Мальте

Malta International Music Festival пройдет в 2022 году в новом формате. Одиннадцатый по счету фестиваль будет представлять собой пятинедельный культурный форум, в рамках которого состоится не только множество концертов, выступлений хореографических коллективов, выставок, кинопоказов, но также будут организованы Дни национальных культур.

Мака Лашхи о Днях грузинской культуры: «Столь масштабное мероприятие будет организовано благодаря участию Европейского Фонда Поддержки Культуры»

В 2022 году Malta International Music Festival пройдет на Мальте с новой программой и в новом формате. Организаторы уверяют: это будет самый большой праздник искусства за более чем 10-летнюю историю фестиваля.

Триумф героев: о новой концепции Malta International Music Festival-2022

В этом году отрадно наблюдать за расписанием концертов традиционного Фестиваля барочной музыки в Валлетте (Valletta Baroque Festival). После урезанной программы 2021 (когда можно было только радоваться, что фестиваль вообще не отменили) в наступающем 2022 организаторы подготовили встреч с барочной музыкой в барочном городе, построенном «джентльменами для джентльменов».

Мадригалы, балет и BaRock - Мальта принимает 36 концертов Фестиваля барочной музыки

В наступившем году на Мальте пройдут фестивали, посвященные музыке великих русских композиторов, чей юбилей будет отмечаться в 2022 году

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В декабре этого года на Мальте состоится премьера нового мальтийского фильма Blood on the Crown. Фильм рассказывает о событиях начала прошлого века, о борьбе за независимость Мальты и о памятной дате празднования мальтийского Сетте Джуньо.

Blood on the Crown — история о мужестве и героизме