Доисторическая Мальта: магия древних камней
За блистательной эпохой Мальтийского ордена и бурными события ми новой и новейшей истории Мальты взгляд нашего современника не всегда различит более раннюю эпоху. Между тем Мальта может по праву называться одной из древних колыбелей развития человеческой цивилизации в Средиземноморье.
О доисторическом, древнем и средневековых периодах Мальты мы расскажем в новом историческом цикле статей «Мальта до Мальтийских рыцарей».
Камни и легенды
Мощные каменные тела мальтийских мегалитов давно окутаны плащами легенд, то романтических, то жутковатых.
Поклонники сверхъестественных теорий называют Мальту местом средоточия силы, и немного найдется закоренелых прагматиков, которые, посетив сказочный остров, поспорят с этим. Поэтому мегалитические постройки некоторые авторы приписывают мифическим атлантам, другие — инопланетянам… Но их воздвигли люди неолита и бронзового века, помножившие свою мускульную силу и упорство на творческую мысль, которой позавидовали бы современные инженеры, и фанатичную окрыленность своими верованиями. Некоторые археологи предполагают, что Мальта играла роль культового центра народов сицилийского неолита и бронзового века, так что «дополнительные мощности» для строительства при необходимости могли перебрасываться с Сицилии.
Мальта была сакральным, культовым островом, священным пространством доисторических храмов, сложенных из огромных камней. А плодородная, щедрая, веселая Сицилия представляла собой остров земных утех и радостей. Если сицилийцы искали благого уединения, то приплывали на Остров молитвы — Мальту.
Все это стало фундаментом легенды, которая до сих пор влечет туристов к доисторическим мальтийским мегалитам — в археологические заповедники Хаджар-Им (Hagar Qim) и Мнайдру (Mnajdra). Эзотерики из самых разных стран приезжают cюда, чтобы посидеть на огромных, пропитанных щедрым мальтийским солнцем камнях или хотя бы прикоснуться к ним. Эти камни действительно излучают особую, магическую силу. Остается только закрыть глаза и попытаться отыскать в себе самом точку покоя, а дальше представить, как огромные потоки света входят в твое сердце, наполняют твою душу, так что не остается места для боли или разочарования. Таков секрет действия доисторических мегалитов.
Название «Хаджар-Им» — арабское. Оно обозначает «стоячий камень». Таким огромным валунам поклонялись на заре человечества. Люди верили, что камни накапливают солнечную энергию и могут поделиться ею с теми, кто прислонится или прикоснется к ним, веря в их сакральную силу. Таким священным камнем является почитаемая всеми мусульманами Кааба.
Черный камень Каабы был, согласно преданию, послан Аллахом Адаму. Сначала этот камень был белым и чистым — как снег или горный хрусталь. Но потом — от человеческих грехов — он почернел. Тем не менее, камень сохранил свою сакральную силу… Когда пророк Мухаммед захватил со своими сторонниками Мекку, он велел вынести идолов из Каабы, но черный камень не тронул и лишь благожелательно коснулся его своей тростью.
Огромным камням поклонялись и славяне, и кельты. Священную силу огромных камней почитали кельтские жрецы — друиды. Священным камням поклоняются и сейчас. И, чтобы прикоснуться к ним и пропитаться их силой, эзотерики всех стран приезжают в Лион (кельтский Лугдунум), Бретань, Стоунхендж и, конечно, на Мальту.
Магическая сила огромных камней может проявляться в энергетических вибрациях целебного свойства. Особой силы эти вибрации достигают, когда солнце в зените, с полудня до двух часов дня. Потом камни как бы «разряжаются». Вечером мегалиты, как считают практикующие эзотерики, на время теряют свою силу — до полудня.
Мегалитические храмы, как правило, использовались с астрономическими и календарными целями. Они были огромными обсерваториями, как, например, самый нижний из храмов Мнайдры. Туда нужно приезжать во время весеннего и осеннего равноденствия, когда солнечный свет проникает через главный портал нижнего храма и освещает основную ось здания. Во время солнцестояния солнечные лучи золотят края мегалитов, и Мнайдра словно тонет в сиянии…
На заре
человечества
В 1987 г. группа итальянских археологов под руководством профессора Салентского университета Эммануэля Анати проводила на Мальте исследование пещеры Ар-Далам (Ghar Dalam), название которой в переводе с мальтийского языка звучит зловеще — «Пещера тьмы». Когда тьма веков рассеялась, пытливым взглядам исследователей предстали замечательные образцы наскальных рисунков, оставленных вдохновенным первобытным художником. Здесь были и изображения человеческой руки, и причудливые фигуры зверолюдей, и рисунки животных, в том числе легендарного представителя древней фауны острова — карликового слона. К сожалению, большинство из этих произведений искусства не сохранились до наших дней… Однако они позволили предположить наиболее раннюю дату появления человека на Мальте как древнекаменный век (палеолит). Вокруг этой версии до сих пор ломают копья ученые, и более достоверной считают относительно позднюю дату — около 5200 г. до н.э., эпоха неолита (нового каменного века).
Историки полагают, что первые люди перебрались на Мальту с Сицилии. 100-километровый пролив между островами не остановил бесстрашных мореплавателей каменного века, которые уже умели изготавливать надежные лодки. Источником, который может поведать нам о первых жителях Мальты, является археология. В Скорбе (Skorba), что находится в деревне Зеббих (Zebbieh), обнаружено первое поселение древних людей, что отнюдь не означает, что оно было единственным. Эти довольно немногочисленные общины каменными и деревянными орудиями возделывали землю, и ресурсов плодородных территорий острова вполне хватало на выращивание злаковых культур и овощеводство. Скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиноводство) и охота (на Мальте в ту пору еще водились слоны и гиппопотамы) обеспечивали их мясом, а рыболовство — морепродуктами. Очевидное сицилийское влияние в их керамических изделиях наводит на мысль, что они не теряли связи со своей прародиной, смело пускаясь в дальние морские плавания.
Однако не «хлебом единым» жили первые люди Мальты. Настенные росписи в Ар-Далам и датируемые примерно 4400—4100 гг. до н.э. статуэтки из обожженной глины свидетельствуют о ранних религиозных верованиях, социальных традициях. Терракотовая Богиня-Мать из Скорбы, выставленная ныне в Археологическом музее Валлетты, позволяет предположить наличие культа женщины-прародительницы.
Очевидно, история первых людей Мальты была наполнена суровой борьбой за выживание и пытливым стремлением к познанию окружающего мира, замешанном на страхе перед непознанным. Однако они создавали фундамент для позднейшего человеческого сообщества на острове, которое изваяло память о себе в камне.
Создатели
каменных гигантов
Эпоха мегалитов, то есть сооружений из огромных каменных глыб, о назначении которых наука до сих пор не имеет общего мнения (культовые или погребальные сооружения, древнейшие обсерватории и т.п.), пришла на Мальту в конце V — начале IV тысячелетия до н.э. вместе с новой волной переселенцев с Сицилии. Ученые отмечают, что развитие мальтийских культур в этот период в значительной степени синхронизировалось с сицилийскими, что позволяет судить о морских связях между островами. Можно предположить, что мир мальтийцев нового каменного века отнюдь не был замкнут ореолом обитания своей родоплеменной общины, им были знакомы морские просторы и иные племена. Очевидно, в море они умели находить путь по небесным светилам, и не потому ли во многих мегалитических сооружениях Мальты наблюдается географическая ориентация? Человеку нового каменного века, почувствовавшему свою коллективную силу и потребность запечатлеть в каменных гигантах стремление мысли, Мальта обязана комплексом из более чем 20 потрясающих по масштабам каменных сооружений. Сегодня они привлекают толпы восторженных туристов, и шесть из них внесены ЮНЕСКО в сокровищницу мировой человеческой культуры.
Все начиналось на Гозо
Остров Гозо остается в тени Мальты, словно младший братишка властной красавицы-сестры. Однако древнейший из мегалитических храмов Мальты находится именно там. Подземный каменный круг в Шаре, использовавшийся в качестве некрополя в 4100-2400 гг. до н.э., называют также «кругом Брокдорффа». В 1964 г. гозитанский историк Джо Аттард Табоне, изучая акварель датского художника XIX в., носившего эту фамилию, заинтересовался оригиналом изображенной на ней достопримечательности. В Шару отправилась экспедиция Мальтийского университета и знаменитого Кембриджа, обнаружившая значительное количество древних артефактов и сотни человеческих костей, а также окончательно открывшая миру древний храм-погребение и заодно древнее поселение III тысячелетия до н.э.
Неподалеку от «города мертвых» в Шаре лежит еще одна древняя каменная звезда мегалитического Гозо — рамовый комплекс Джгантия, датируемый 3600-2500 до н.э. В переводе с мальтийского языка его имя означает: «башня гигантов». Он и действительно потрясает своими масштабами и строительным замыслом. Два храма ориентированы «лицом» строго на юго-восток. Огромные каменные колонны и стены тысячи лет удерживаются только собственным весом — такую кладку специалисты называют «циклопической». Обнаружены пять алтарей и кости жертвенных животных, которые позволяют судить о религиозных ритуалах древних гозитанцев… Ныне охраняемый ЮНЕСКО и ставший местом паломничества публики, комплекс Джгантия был замечен британскими археологами еще в начале XIX в., однако только в 1950-х гг. Департамент музеев Мальты привел его в порядок, очистив от «хлама тысячелетий».
Археологические исследования на Гозо могут примерно рассказать нам, как строились каменные гиганты. Были обнаружены круглые каменные блоки, использовавшиеся в качестве колес для транспортировки каменных же стройматериалов. Для работ подобного масштаба необходима была не только сила множества людей, но и единая воля организаторов — вероятно, жрецов. Из этого факта можно делать осторожные выводы об устройстве общества тех дальних тысячелетий и уровне его знаний.
Каменное
ожерелье Мальты
Большинство жителей небольшого городка Мджарр на северо-западе Мальты, наверное, и не знают, что их малая родина дала название целой эре в истории доисторической Мальты. На его территории лежат два всемирно известных мегалитических памятника — Та’Хаджрат и Скорба. Время их основания — около 3600 г. и около 4850 г. до н.э., однако археологические раскопки свидетельствуют о многих веках использования этих святилищ людьми: они были постоянны в своих верованиях. Среди артефактов, найденных археологами возле их могучих каменных стен, особого внимания заслуживают керамика, глиняные и каменные статуэтки — скромные свидетельства повседневной жизни и обыденных культов неолитических предков мальтийцев… Интересно, что храм Скорба один из первых мальтийских археологов Темистоклес (Теми) Заммит (1864—1935), человек энциклопедических знаний, ректор университета, исследовавший Та-Хаджрат, пропустил, приняв за «отдельный камень, выступающий из земли». Его буквально узрел в толще земли британский археолог Дэвид Трамп, культовая для мальтийцев личность, раскопавший его в 1960—63 гг.
Несмотря на то, что сооружение мегалитических храмов на Мальте, скорее всего, разделено столетиями, для уровня развития производительных сил человеческого общества эпохи неолита интенсивность этого процесса выглядит весьма высокой. Наблюдается и любопытная тенденция — большинство из них расположены на берегу моря или вблизи от него, опоясывая Мальту своеобразным каменным ожерельем. Возможно, это связано с особенностями размещения древнего населения (рыболовство, мореплавание), но мы можем только гадать об этом…
В IV тысячелетии до н.э. появляется также храмовый комплекс Мнайдра (3600—3200 гг. до н.э.), известный своей отчетливой астрономической ориентировкой и использовавшийся, вероятно, для ритуальных астрономических или календарных целей. Только в день весеннего и осеннего солнцестояния луч света проникает через его главный портал и озаряет сумрачную главную ось храма, заставляя и в наши дни восхищаться скрупулезной точностью неолитических астрономов и архитекторов Мальты. Его примерный ровесник — крупнейший мегалитический памятник Мальты Хаджар-Им со своими могучими стенами, сложенными из грандиозных каменных монолитов. Более молод (3250— 2800 гг. до н.э.) и изящен храм Таршин (Tarxien), открытием которого Мальта обязана наблюдательности владельца земельного участка, в 1913 г. сообщившего Теми Заммиту о «гармоническом расположении камней». При раскопках были найдены прекрасный барельеф с изображением коз и других домашних животных, а также кремниевый нож для жертвоприношений.
Далеко не закрывает, но завершает созвездие мальтийских неолитов этой эпохи один из самых таинственных и красивых подземных храмов — Халь-Сафлиени (Hal Saflieni), он же Гипогей (4000-2500 гг. до н.э.) в городе Паола. На заре XX в. это сокровище мегалитической Мальты в буквальном смысле слова откопали из-под груды мусора ученый и иезуит Мануэль Магри, а после его смерти — неутомимый Теми Заммит. Овальные залы, на стенах которых видны следы геометрических узоров и охры, исполнены тайны. Теми Заммит заметил интересную акустическую особенность: в одном из залов низкий мужской голос отчетливо резонирует в соседних помещениях, а остальные остаются почти неслышными. Он предположил, что неолитическая Мальта могла быть резиденцией оракула, вещавшего приезжавшим к нему жителям всего Средиземноморья. Другая гипотеза связывает Халь-Сафлиени с культом женского плодородия — в округлых формах его залов угадывается форма материнской утробы, а в одном из залов обнаружена знаменитая статуэтка «спящей Венеры».
Окровавленный металл
Жизнь неолитического населения Мальты проходила в нелегком труде ради выживания и, наверное, была жестока. Однако насилие многих над многими Мальте, как и другим регионам древнего Средиземноморья, принес разящий металл — Бронзовый, а затем Железный век.
Считается, что около 3100—2500 гг. до н.э. неолитическая культура острова пришла в упадок. Выросшему населению стало не хватать плодородных земель — проблема, с которой Мальта в своей истории столкнется еще многократно. Многие мегалитические храмы были превращены в некрополи, что может свидетельствовать о пережитых бедствиях. А в период 2500—1500 гг. на Мальту хлынула волна новых переселенцев с Сицилии — предположительно из племени сиканов. Их происхождение не совсем понятно ученым, но они, в отличие от прежних жителей Мальты, умели обрабатывать бронзу. Камень не устоял перед металлом. За несколько веков пришельцы полностью уничтожили или ассимилировали прошлую культуру. А в 900-700 г. до н.э. уже им пришлось потесниться под ударом новых захватчиков с Сицилии — сикулов или элимцев…
Мегалитические памятники того времени несут на себе отчетливый отпечаток воинственности, вообще свойственной для бронзового века человечества. Бордж-ин-Надур (2000—1600 гг. до н.э.), «крепость на холме» на мальтийском — типичный пример мужественной и суровой «бронзы». Подле сильно разрушенного храма обнаружены остатки оборонительной каменной стены, защищавшей поселение. Мастерство фортификаторов древности впечатляет: 4-метровое в высоту сооружение 1,5-метровой толщины собрано из огромных блоков, скрепленных для прочности каменными колышками. Крепость прикрывают два полукруглых редута, позволяющих защитникам обстреливать нападающих во фланги из луков и пращей.
Очевидно, бронзовый век принес на Мальту кровавую рознь. В этом он стал предвестником Древнего мира с его беспощадными войнами и сменой господствовавших в Средиземноморье сил…
Автор публикации
Метки статьи:
Гозо • Из истории Мальты • Мальта • Доисторическая Мальта • Средиземноморье • Мегалиты Мальты •Читайте также:
VIP Music Salon: Концерт Юрия Розума
03 декабря 2017
19 октября, в рамках Malta International Piano Festival, мы торжественно открыли нашу новую серию концертов выступлением маэстро Юрия Розума — пианиста, Народного артиста России, солиста Московской Государственной академической филармонии, профессора Российской Академии музыки им. Гнесиных.
Такси, пережившие пандемию
30 декабря 2021
Для коренных мальтийцев владение собственным авто — такая же неотъемлемая часть жизни, как жара в августе или дождь осенью. А вот для молодого поколения, да еще после всех этих локдаунов и удаленной работы, вариантов передвижения по острову больше.
Владимир Высоцкий
21 января 2018
Прекрасный актер, замечательный поэт и писатель вошел историю как автор-исполнитель своих песен под русскую семиструнную гитару.
Pugacheva, Bashmet, Ishkhanov, Nikitina, Vengerov and Bertman receive public awards at a gala evening at the Moscow Conservatory
13 октября 2020
On 3 December notable figures from the arts and culture sectors gathered in the Great Hall of the Moscow Conservatory in an awards ceremony celebrating achievements in the arts.
Rhapsody in true
17 июля 2018
Just for one evening the European capital of culture, Valletta, moved to Rachmaninov’s semantic field. Nikolai Lugansky – a pianist next to impossible in the circumstances of today’s Universe – performed Rhapsody on a theme of Paganini.
Чайковский, Элгар, Шор и Шагал для непросвещенных и самых искушенных
29 июня 2018
Как известно, в творчестве каждого художника создается своя реальность, которая, безусловно, насыщена оригинальными идеями; она переживается особенными эмоциями, искрится неповторимыми красками. Глубоко личностные и в то же время «вечные» темы превращаются в «архетипы», ассоциирующиеся с определенной эпохой и стилем в искусстве.