Константин Орбелян: «В жизни должно быть место и шутке, и игре…»

26 Июль 2017 /
  1. Интервью
Константин Орбелян: «В жизни должно быть место и шутке, и игре…» — Мальтийский вестник

Говорить о Константине Орбеляне только как о пианисте, или дирижере, или продюсере, или худруке ереванского Театра оперы и балета – значит упустить огромную часть его творческой биографии, в которой – многочисленные проекты мирового уровня. Он всегда в деле и в любви к этому делу. А на лице неизменно — улыбка, спокойствие и взгляд человека, который, кажется, с первой минуты все о тебе знает.

— В российской прессе Вас представляют как американского дирижера, но при этом в Вашей творческой жизни одинаково присутствуют и Армения, и Россия. Как Вы относитесь к таким нацио­нальным штампам?

— Я не знаю, что такое армянский дирижер, что такое русский, я — музыкант и в смысле моей карьеры — человек вне национальности. А внутри я, конечно, армянин и русский (моя мама — русская, отец — армянин), который родился в Америке, и мой первый язык — английский. Но я везде чувствую себя как дома.

— Обычно складывается так, что все музыканты стремятся уехать из России и реализовываться в своей карьере в Европе или Америке. У Вас же — ровным счетом наоборот. Вы начинали в США, а потом приехали в Советский Союз. Почему было принято такое решение?

— Иногда жизнь открывает перед человеком уникальные возможности. Я был на гастролях в СССР в 1989 году, куда меня, как пианиста, впервые пригласил «Госконцерт».

На открытии сезона в Ереване я играл концерт Хачатуряна с Лорисом Чкнаворяном. Всего у меня было 25 выступлений по бывшему Советскому Союзу: Ленинград, Кемерово, Омск, Томск, Новосибирск, Алматы, Вильнюс, Рига, Киев и другие — было очень интересно. В Москве я познакомился с Андреем Корсаковым, прекрасным дирижером и знаменитым скрипачом. Через год после нашей встречи, 1 декабря, он пригласил меня сыграть концерт Шостаковича с трубачом Сергеем Накаряковым в Большом зале консерватории. Кстати, сохранилась запись этого выступления. А через шесть недель Корсаков скончался. И вдруг мне, иностранцу, предложили возглавить Государственный камерный оркестр СССР. У меня в то время было сто с лишним концертов в год, и я никогда не думал жить в Советском Союзе. Но как можно было не согласиться?

— И Вы рискнули…

— Я решил: или сделаю что-то положительное, или уеду, но все равно надо попробовать. К тому же мне казалось, что есть связь: и оркестр, и я родились в 1956 году, в нем были те музыканты, которые начинали еще с Рудольфом Баршаем. Я вернул оригинальное название «Московский камерный оркестр», которое он носил 25 лет. Мы начали много ездить с концертами, выступали по всему миру, я, по сути, сам организовывал все гастроли. Это было интересное время. На наших глазах происходил распад Советского Союза, рушилась Берлинская стена — все сыграло нам на руку. Жизнь преподносит удивительные сюрпризы. Например, я никогда не думал, что буду работать в Оперном театре в Армении.

— Как Вы получили это предложение?

— После смерти Гегама Григоряна начали искать нового художественного руководителя. Мне позвонила Министр культуры Армении Асмик Погосян, мы встретились с ней и с первой леди, и они предложили мне стать худруком театра.

В апреле состоялся первый оперный фестиваль памяти Гегама Григоряна. В нем участвовали солистка Ла Скала и Метрополитен-oпера Барбара Фриттоли, потрясающий баритон Георгий Гагнидзе, солист Метрополитен-опера и других ведущих оперных театров мира, выдающееся сопрано дочь Гегама Григоряна Асмик Григорян, американский тенор Стивен Костелло. Конечно, были и замечательные местные певцы Асмик Торосян и Липарит Аветисян, которые выступали в «Травиате» в постановке Гегама Григоряна.

Он был выдающимся тенором, к сожалению, малоизвестным в мире. Конечно, никто и никогда не сможет занять его место. Я же, сменив его на посту художественного руководителя и одновременно исполняя обязанности директора, буду стараться делать что-то полезное для певцов, для музыкантов и для театра.

С Георгием Гагнидзе 

— А что из масштабных проектов на подходе?

— В следующем году готовится большой праздник — 85-летие Оперного театра Армении и 150-летие первой армянской оперы «Аршак Второй» композитора Чухаджяна.

Будет восстановлена оригинальная версия на итальянском языке. Тот «Аршак Второй», которого мы сейчас слушаем, не имеет ничего общего с оригиналом.

— Вообще, если проследить Вашу биографию, складывается впечатление, что это сплошное везение. Вы считаете себя счастливчиком?

— Самое большое везение в том, что у меня потрясающие родители. Да, я люблю работать, люблю свое дело, но я всегда получал очень сильную моральную поддержку от родителей и, возможно, унаследовал какие-то таланты от них. И от моего дяди — знаменитого музыканта и дирижера.

— Кстати, Вы помните вашу первую встречу с дядей (Константин Орбелян, Народный артист СССР — прим ред.), вы ведь долгое время не могли увидеться?

— Мы приехали в Москву вдвоем с мамой в 1970-м году, и тогда я впервые встретился с дядей, ведь его не пускали к нам в Калифорнию. Папа еще побаивался приезжать, а мама рискнула, потому что она тоже не видела свою мать с 1945 года. Я помню эту их встречу — удивительно трогательную. Об этих событиях, истории жизни моих родителей и нашей семьи недавно был снят фильм «Потерянный сын».

— У Вашей семьи — удивительная судьба, череда случайностей, которые и случайностями назвать не получается. Вы верите в высшие силы?

— Мама всегда верила в судьбу, а я все же частично верю в случайность. Конечно, можно думать о том, что есть Всевышний, который руководит всем. Мне трудно сказать.

Мои отец и дядя были выброшены на улицу в 1938 году, когда арестовали бабушку — деда арестовали раньше, в 1936. Может, это прибавило невероятных сил братьям и помогло им достичь больших успехов, одному — в бизнесе, а второму — на музыкальном поприще, стать Народным артистом Советского союза, хотя он рос без матери и отца, фактически без дома, спал на улице, с малых лет зарабатывал себе на пропитание…

Не дай Бог испытать те трудности и невзгоды, которые выпали на их долю, но дай Бог всем добиться того, чего добились они.

— Я знаю, что Ваш папа однажды получил ценный совет от своего начальника в Америке, который пронес через всю жизнь. А чему он учил Вас?

— Когда мне было лет 13, папа говорил: «Если тебе надо что-то сделать, сделай это сейчас и не откладывай ни на одну минуту. Каждый день начинай с чистого листа и не тащи груз старых дел». Я стараюсь так жить. Еще он говорил: «Никогда не занимай ни у кого деньги и никогда никому не одалживай. Хочешь потерять друга — дай ему взаймы».

С Дмитрием Хворостовским и Анной Нетребко 

— Вы рассказывали, что многие известные советские музыканты собирались у Вас дома. Но ведь в те времена, учитывая отношение к невозвращенцам, это было почти фантастикой.

— В 1958 году в США начали приезжать советские артисты, в то время их привозил знаменитый импресарио Сол Юрок. Естественно, мои родители посещали все концерты и приглашали артистов к себе. Они были очень гостеприимными, поэтому к нам с удовольствием приходили.

Тогда в Америке было не так много эмигрантов. И для артистов эти встречи были интересны, они ведь не общались с ними. У нас дома бывали и Зара Долуханова, и Павел Лисициан, и Эмиль Гилельс, и Святослав Рихтер, и Давид Ойстрах, и Леонид Коган — все сливки советской музыкальной элиты.

Да, в то время и в тех обстоятельствах все было очень непросто, но было совершенно понятно, что со стороны моего отца не было никаких намерений уговаривать кого-то остаться за границей.

Асмик Григорян и Родион Погосов 

— Интересно, как у «американского» мальчика возникла идея учиться в Армении?

— Был такой Амазаспян, который занимался спюрком(армянская диаспора — прим. ред.). Однажды он услышал мое выступление и спросил у отца, хочу ли я учиться в Армении. Папа решил, что стоит попробовать. В Ереване тогда были мои дядя и бабушка, у которой я жил. Хотя я еще не окончил школу, меня приняли в ВУЗ, где я учился у прекрасного педагога Юрия Айрапетяна.

Для меня это было очень интересно, ведь каждый день я ходил на концерты то в филармонию, которая была через дорогу от консерватории, то в Оперный театр.

Это было удивительное время и возможность окунуться в совершенно другой мир. На западе ведь нет возможности часто посещать концерты, так как это стоит немалых денег, а в Армении все было доступно. К тому же я встречался с теми артистами, которые приходили к нам домой и знали меня с раннего детства, тот же Леонид Коган. Потом я познакомился со всеми: с Арутюняном, с Мирзояном, с Хачатуряном, со всей музыкальной элитой страны.

И вот поворот судьбы — сейчас я возглавляю театр, в котором в 70-е годы слушал Гоар Гаспарян, Тиграна Левоняна и других выдающихся певцов. Это был период расцвета театра, и я хочу вернуть ему эту славу.

— Вас обожают оперные певцы, называют любимым дирижером, с которым очень комфортно работать, да и пресса щедрствует в званиях, называя «лучшим вокальным дирижером». В чем тонкость этого тандема: дирижер–оперный певец?

— Надо любить свое дело и артистов, с которыми работаешь, быть податливым и знать, когда ты лидер.

Если слушаешь певца, ты должен быть с ним. Я могу захотеть сделать эту фермату короче или длиннее, но когда аккомпанируешь, нужно быть подвластным тому певцу, скрипачу, пианисту, который в данную минуту на сцене. Поэтому мои собственные желания уходят на второй план, главное в этом случае — подстроиться. В музыке всегда должен быть тандем, и если не слышать друг друга, то в результате получается война, а не общее музицирование. Да, в оркестровых пассажах я могу делать все, что хочу, но все же в рамках ситуации.

С Дмитрием Хворостовским и Элиной Гаранча 

— То, что Дмитрий Хворостовский пел военные песни в Кремле, это ведь было с Вашей подачи. И они для Вас — не просто выученный репертуар, а часть жизни. Но откуда в американском детстве советская музыка?

— Мы пели эти песни дома. У нас часто бывали эмигранты — армяне, русские, украинцы, с которыми мы общались на русском. Вообще, самое лучшее, самое интересное, самое знаковое, что у нас было, связано с Россией.

— Вам важно, что о Вас говорят?

— Приятно, когда говорят что-то хорошее, но я сам знаю, что у меня хорошо, а что плохо. Когда получаешь первую не совсем положительную рецензию, это больно, даже обидно, потому что ты-то стараешься в полную силу. А потом я понял, что не стоит на это обращать внимания, потому что жизнь длинная и ждать, что тебя будут все время хвалить, не стоит, да это и не нужно. Единственный человек, которому на самом деле интересно читать положительную рецензию, — это мама, всем остальным важно читать что-то плохое.

Была интереснейшая ситуация в Финляндии: в хельсинкской газете работал известный критик, который всех уничижал — хороших певцов, инструменталистов. Однажды музыканты пошли к главному редактору и сказали, что отказываются выступать в Хельсинки, пока его не уволят. Но тот заявил, что люди покупают газеты только ради этих рецензий. Пока критик не ушел на пенсию и не прекратил писать в газеты, в городе никто не выступал. Когда я услышал эту историю, то понял, что на критику вообще не стоит обращать внимания.

С Яном Лисецким и Мальтийским филармоническим оркестром
во время V Мальтийского Международного Музыкального фестиваля 

— На фестивале Вы дважды выступите с премьерой: и с точки зрения исполняемой музыки композитора Алексея Шора, и с точки зрения нового для Вас оркестра. Как первые впечатления после репетиции?

— Я очень доволен Мальтийским оркестром, это приятные люди, профессионалы высокого уровня, хорошо читают с листа.

А музыка Шора имеет и свои гармонические особенности, и особый эмоциональный язык. В частности, мне очень нравится произведение «Потеря» о Лазурном окне. Оно красивое, трогательное, необычное. На Мальте будет его первое исполнение. Сегодня мы встречаемся с пианистом Яном Лисецким, и мне очень любопытно, что он сделает с музыкой Шора. Должно быть интересно.

— Быть продюсером для Вас — это профессиональная необходимость или желание?

— Я все время что-то придумываю. Для меня это совершенно нормальное состояние, потому что если я хочу что-то сделать, то должен сделать это сам.

Однимиз моих продюсерских проектов стал фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга», который отмечает в этом году 25-летие. Сейчас им успешно занимается моя жена, Мария Сафарьянц. А началась эта история в 1989 году, когда после концерта в Большом зале филармонии в Петербурге меня пригласили сыграть с камерным оркестром в Юсуповском дворце. Я тогда подумал: какой потрясающий дворец, какая красота, какая акустика — наверняка кто-то уже делает здесь фестиваль — в этом дворце, в этом городе. Оказалось, что никто.

На вопрос «Почему?» получил ответ, что не было приказа сверху. Люди в Советском союзе, в существующей приказной системе боялись взять на себя ответственность. К тому же никто не хотел работать без денег, общественная нагрузка никому не была нужна. И я решил попробовать! Когда я начинал фестиваль, Владимир Путин был помощником мэра по внешним связям, он как раз и подписал разрешение на проведение международного фестиваля в городе. Так все и началось!

С Дживаном Гаспаряном 

На одном из моих сольных концертов в Большом зале филармонии в Петербурге я познакомился со своей будущей женой. А потом передал ей дела, так как уже жил в Москве, стал худруком и дирижером оркестра, и не имел возможности заниматься еще и фестивалем. А она — молодец, приняла эстафету, придала фестивалю новый импульс, подняла на новую высоту. Так что главное — не бояться!

— Вам льстят такие вещи, как номинация на «Грэмми» за лучший классический альбом, или Вы относитесь к ним как к обыденному явлению?

— Tак или иначе, признание нужно всем. С феноменальным Лоуренсом Браунли, который считается одним из лучших исполнителей belcanto, мы познакомились в Метрополитен-oпера, когда он выступал с Рене Флеминг. Я подошел к Лоуренсу и спросил, что еще у него можно послушать.

Оказалось, что у него нет диска, и тогда я предложил ему его записать. Через год мы выпустили Virtuoso Rossini Arias, ведь Лоуренс Браунли знаменит как «россиниевский» тенор. Все думают, что нужен какой-то блат, невероятные знакомства, но это не так — известие о номинации стало для нас полной неожиданностью.

И наш диск сразу же оказался в центре внимания, появились шикарные рецензии… Безусловно, это приятно.

Победить–не победить — это не самое главное, но получить признание общественности, а тем более коллег — это дорогого стоит.

После концерта на V Мальтийском Международном
музыкальном фестивале

— Кроме Лоуренса Браунли, Вы записывали диски и с другими исполнителями. Какие из них сейчас в работе?

—Скоро выйдет цикл «Отчалившая Русь» Свиридова, который мы записали с Дмитрием Хворостовским прошлым летом. Композитор Евгений Стецюк сделал прекрасную оркестровку фортепианной версии. Мы также записали оперы «Риголетто» и «Симон Бокканегра» с Хворостовским, осенью появится диск замечательной сопрано Надин Сьерра и других прекрасных певцов из Италии и Литвы. Все это мы записывали в Каунасе, с каунасским симфоническим оркестром, который я возглавляю с 2014 года. Там также прекрасный хор и отличные условия для записи.

— Если отключиться от профессиональных тем, в Вашем профиле в Facebook стоит детская фотография. У нее есть какая-то особая история?

— Это моя первая фотография, ее сделали перед дебютным концертом, когда мне было шесть лет. Невозможно же всегда всерьез себя воспринимать, это шутка. В жизни должно быть место и шутке, и игре. Но для меня самое главное — суметь реализовать себя и серьезно, с полной отдачей относиться к своему делу.

Беседовала Карина Арутюнян 


Метки статьи:

Известные гости Мальты Мальтийский международный музыкальный фестиваль Алексей Шор Мальтийские композиторы

Новости Мальты

На Мальте открыли памятник бабушкам и дедушкам | Мальтийский вестник

На Мальте открыли памятник бабушкам и дедушкам

01 Февраль 2019

Новый памятник, посвященный бабушкам и дедушкам Мальты и Гозо, появился в садах Святого Антония. Монумент работы скульптора Джанни Пасе был изготовлен по случаю пятой годовщины с момента создания Фонда Nanniet Fondazzjoni на Мальте. Памятник олицетворя...


Цена азарта | Мальтийский вестник

Цена азарта

01 Февраль 2019

Мальтийцы тратят около 128 миллионов евро в год на азартные игры. Самым популярным способом потратить деньги в надежде мгновенно их заработать является Национальная лотерея. Однако лотереей увлекаются мальтийцы старше 45 лет. Молодое поколение предпочи...


Кадры решают все и на Мальте | Мальтийский вестник

Кадры решают все и на Мальте

01 Февраль 2019

Согласно статистическим исследованиям, более 75% компаний на Мальте нанимают иностранных рабочих, при этом 44% подтвердили, что принимают на работу граждан, родившихся за пределами Евросоюза. 16% компаний, базирующихся на Мальте, не имеют в своих рядах...


Мальтийская молодежь выбирает жизнь с родителями | Мальтийский вестник

Мальтийская молодежь выбирает жизнь с родителями

01 Февраль 2019

Молодежь Мальты демонстрирует один из наибольших показателей зависимости молодых людей от родителей во всем Европейском союзе. На острове 87% молодых мужчин и 82,4% девушек живут вместе с родителями. Заметим, что под термином «молодые», как сообщает Ев...


Будущее мальтийской культуры | Мальтийский вестник

Будущее мальтийской культуры

01 Февраль 2019

  Будет ли Гозо претендовать на звание «культурной столицы Европы»? Как наследие проекта «Валлетта — 2018» скажется на будущем острова? Какими будут новые культурные пространства Мальты? Об этом и о многом другом рассказал министр юстиции, культуры...


Каждый желающий может принять участие в восстановлении старинного дворца в Валлетте | Мальтийский вестник

Каждый желающий может принять участие в восстановлении старинного дворца в Валлетте

01 Февраль 2019

  На Мальте проводят краудфандинговую кампанию по сохранению барочных фресок капеллы Палаццо де Ла Саль в Валлетте. На местной платформе Zaar размещена информация о том, что каждый желающий может внести посильную лепту в этот проект. Палаццо де...


Скоро на Мальте

5-ый Международный СПГ Конгресс на Мальте

5-ый Международный СПГ Конгресс на Мальте

Вольфганг Амадей Моцарт "Большая месса до минор"

Стихотворения могут быть на любом языке. Просьба предоставить перевод на английский или мальтийский языки.

Поэтический конкурс Toi Toi

Гравитация 2013

Птицы в музыке

Птицы в музыке

Новогодний президентский концерт МФO

Мальтийские острова-2019

Православное Рождество на Мальте

Православное Рождество на Мальте

Презентация новой книги, переведенной с мальтийского на русский язык, состоится 21 января в Президентском дворце Мальты Сан-Антон. Повесть «Вызовы», принадлежащую перу современного мальтийского классика Тревора Зары, перевела на русский язык Яна Псайла

Еще одна книга мальтийского автора переведена на русский язык

«Джек и Бобовый стебель» от MADC

Рождественская деревня в Рабате: Natalis Notabilis 2018


Прошедшие события

В рамках Мальтийского международного органного фестиваля на Гозо 16 ноября состоялся концерт, посвященный 28-летию Российского центра науки и культуры на Мальте.

Музыканты Санкт-Петербурга выступили на Гозо

Мальта — в числе 99 стран-участников акции «Географический диктант»

Мальта — сказочный остров

Концерт-открытие MPO Valletta-2018 International Tour

Второй VIP Music Salon состоялся на Мальте