Рождественский вертеп: Россия, Мальта, Италия
Одна из удивительных рождественских традиций, дошедших до нас с давних времен: размещать дома, в храме или на улице вертепы. Вертеп — это модель вифлеемской пещеры со всеми побывавшими в ней в рождественскую ночь. Подобный вертеп уже с конца октября красуется на площади, у входа в Валлетту, и ждет Рождества. Как и где возникла эта традиция — устанавливать вертепы? Как она сохраняется в современном мире? Где создают вертепы из снега, а где — из макарон и бумаги?
Рождественский Вертеп
Вертеп (вьртьпъ) в переводе со старославянского — пещера. И хотя у слова немало других значений, как правило, им обозначают ту единственную пещеру, в которой родился Христос. Пещера Рождества — или Святой Вертеп — находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».
В полукруглой нише над звездой теплится шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел Яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки. Ясли были вывезены в VII в. в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.
Этот Вертеп и стал образцом для последующих, созданных глубоко верующими мастерами.
Презепе, криб, вертеп
Появление панорам, воспроизводящих сцену рождения Спасителя, приписывается Франциску Ассизскому, который в 1223 г. встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал первую модель рождественского вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор традиция ставить модели рождественской пещеры распространилась по всему миру. Мальта, конечно, не являлась исключением. В период с октября по январь здесь можно увидеть вертеп почти в каждом здании.
Традиция не обошла стороной и Россию. В нашей стране тоже сооружают презепе (или «криб», или вертеп). Порой возле храмов можно увидеть снежные пещеры с фигурками внутри. Однако большую популярность (особенно в XVIII—XIX вв.) получили вертепы театральные — короткие кукольные представления на рождественский сюжет.
Вертепами также назывались деревянные двухэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, а маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), а также ад — дырка, куда проваливается Ирод.
Мальтийский рождественский вертеп
Производство рождественских вертепов на Мальте предположительно началось в первой половине XVII в. Известно, что рождественский вертеп (криб) устанавливался каждое Рождество в одной из церквей Рабата, начиная с 1617 г.
Сицилийский стиль «рождественского вертепа» появился на Мальте благодаря францисканскому монаху Бенедетто Папале, который жил на острове во второй половине XIX в. Этот стиль был более приемлем для мальтийцев, чем довольно популярный в Европе неаполитанский стиль изготовления вертепов, возможно, из-за сходства пейзажа мальтийской и сицилийской сельской местности. Вместе с тем мальтийские мастера следовали местным традициям. Так, для мальтийского рождественского вертепа характерно присутствие фермерского дома и ветряной мельницы.
К середине ХХ в., и особенно после окончания Второй мировой войны, появилось множество новых веяний, постепенно вытеснявших местные традиции. Как на Мальте, так и за рубежом, рукотворный вертеп стал просто еще одним рождественским украшением.
Поскольку создание вертепа требовало тщательной работы, он потерял свою популярность, чтобы освободить место для елки и украшений. Массовое производство пластиковых фигурок, одетых в современную одежду и расписанных в ярких стилях, больше напоминавших миниатюрных кукол или марионеток, пошло во вред индивидуально изготовленным фигуркам, лишило их популярности.
Традиция производства рождественских крибов на Мальте была сохранена несколькими энтузиастами, которые собрались в 1986 г. и сформировали «Ассоциацию друзей рождественского вертепа». В последующие годы Ассоциации удалось объединить более трехсот участников, которые в течение года собираются на лекции, посвященные строительству рождественских вертепов на Мальте и за рубежом, проводят практические занятия по строительству крибов а в предрождественские дни организовывают традиционную выставку рукотворных вертепов, рассказывающую жителям и гостям Мальты историю Рождения Спасителя.
Изображения публикации
Читайте также:
Москва, Мальта, музыка...
19 декабря 2019
Звезды мировой классической сцены, четыре легендарных зала российской столицы, произведения русских, европейских и мальтийских композиторов — Мальтийский филармонический оркестр с 21 по 27 ноября 2019 года дал четыре концерта в Москве. Мероприятие происходило в рамках тура «Объединение культур» (MPO Moscow Tour — A Union of Cultures), организованного Европейским Фондом Поддержки Культуры совместно с Мальтийским филармоническим оркестром, в партнерстве с Ассоциацией поддержки культурных инициатив…
Тостер и швейная машинка для благого дела
23 декабря 2019
Мальтийский аэропорт собрал €12 000 на благотворительность, устроив аукцион потерянных и найденных вещей — сообщает Times of Malta.
Алексей Шор: «Октава — это одна вторая; ничего более гармоничного не бывает»
20 сентября 2017
В Репаблик-Холл Средиземноморского конференц-центра (Валлетта, Мальта) состоялся предпремьерный показ спектакля «Хрустальный дворец». Одно из главных культурных событий этого лета организовано Европейским фондом поддержки культуры (EFSC) и приурочено к празднованию 50-летней годовщины установления дипломатических отношений между Россией и Мальтой.
Lyuba Kazarnovskaya: “Through joint efforts, we can make Malta’s creative life ever more interesting”
20 марта 2018
The Astana vocalists competition – part of the 1st Eurasian Music Games – boasted an outstanding jury graced the with presence of the charming Lyuba Kazarnovskaya.
Александр Блок. Cимвол конца Серебряного века русской поэзии
01 апреля 2019
Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешенного и повседневного характерно для творчества Александра Блока. Это отличительная особенность его психической организации и, как следствие, его собственного, блоковского символизма.