Рождество на Мальте: традиции вертепа
В дни декабря в различных зданиях Мальты (от частных домов до институтов и музеев) можно увидеть рождественские вертепы («presepju» — мальт.) — рукотворные модели Вифлеемской пещеры (вертеп — древнерусск.), со всеми, кто был там в Рождественскую ночь. О том, как традиция создания рождественских вертепов появилась на Мальте и благодаря кому она сохраняется, – рассказывает секретарь Мальтийской ассоциации создателей вертепов (Ghaqda Hbieb tal-Presepju – Malta) Чарльз Беллия.
— Почему традиция создания рождественских вертепов (presepju) так важна на Мальте? Как она возникла и изменялась со временем?
— Важность рождественских вертепов («presepju») на Мальте можно описать в двух аспектах. Первый — религиозный. Рождественский вертеп напоминает нам о том, что Сын Божий родился как человек в Вифлеемской пещере, куда пастухи загоняли скот на ночь. Второй аспект заключается в том, что создание вертепа помогает нам проявить творчество в создании художественных декораций, которые помогают создать особую атмосферу в дни рождественских праздников. Праздник Рождества — особое событие, которое объединяет людей в ощущении радости и мира!
Документальной информации о происхождении вертепов на Мальте на самом деле не существует. Известно, однако, что мальтийские общины еще в начале XVII века устанавливали вертепы в местных церквях на Рождество. В те дни богатые люди на Мальте привозили вертепы и статуэтки из Неаполя, где это было популярным. Но вертепы, выполненные итальянскими мастерами, были слишком дороги для мальтийцев.
Говорят, что «щегольские» статуэтки из Неаполя не приветствовались жителями острова, поскольку не соответствовали представлениям мальтийцев о «Священной ночи». Некоторые из этих статуй были даже сожжены в печах и зимних кострах в знак протеста.
Мальтийский вертеп получил вторую жизнь во второй половине XVIII века, когда монах, уроженец Сицилии, Бенедетто Папале прибыл на Мальту и продемонстрировал другую традицию создания вертепов, отличную от неаполитанской. За время своего пребывания на Мальте и Гозо он построил довольно много вертепов, и их стиль был более приемлемым для мальтийцев, возможно, из-за сходства между мальтийской и сицилийской сельской местностью. Это сходство мы видим в творениях Папале. Тем не менее, в дальнейшем мальтийский вертеп следовал местным традициям, демонстрируя национальные костюмы, музыкальные инструменты и архитектуру.
— Как мы можем отличить современный мальтийский вертеп от сицилийского?
— Существуют некоторые особенности, которые присутствуют в мальтийском вертепе, делая его отличным от сицилийского. Перед нами фермерский дом с прямоугольными каменными плитами, ветряная мельница с шестью прямоугольными антеннами, музыкальные инструменты, такие как волынка из козьей кожи и rumbaba, которая была своего рода барабаном.
Традиционные статуэтки также уникальны. Хотя самые первые статуэтки мальтийских вертепов выполнены очень грубо, они были любимы народом. Некоторые из этих глиняных статуэток до сих пор находятся в частных коллекциях.
— Из каких материалов создают вертепы на Мальте?
— Первые вертепы на Мальте были сделаны из сухого камня или остатков угля (gagazza). Эти материалы было легко найти в сельской местности или в мастерских кузнецов. Поскольку они были довольно тяжелыми, постепенно стало популярным использование мятой бумаги, смоченной в смеси муки и горячей воды. Эта смесь служила клеем, то есть использовалась техника папье-маше.
С некоторых пор пенополистирол стал очень востребованным в строительстве вертепов. Он очень легкий, может быть легко вырезан и склеен при формировании декораций пещеры. В дополнение к подобным материалам используются небольшие ветки деревьев, солома, картон и цветные опилки. Искусственные травы в современных вертепах заменили живую растительность.
— Сколько фигурок должно быть в традиционном вертепе?
— В традиционном вертепе среднего размера должно быть не более 10-12 статуэток, представляющих Святое Семейство, волхвов и некоторых пастухов или деревенских жителей. Несколько овец, корова и осел дополняют картину.
— Как традиция мальтийского вертепа впервые проникла в вашу жизнь? Создаете ли вы ваши собственные модели Вифлеемской пещеры?
— В возрасте одиннадцати лет, еще в начальной школе, я занял первое место в классе по результатам экзаменов триместра. Моим призом стал рождественский вертеп высотой около 40 см, где было всего четыре статуэтки (Младенец Иисус, Мария, Иосиф и один пастух), корова, осел и две овцы. Вход в грот украшали бумажные ангелы. Я хранил его три года, пока отец не посоветовал мне сделать собственный «presepju».
Мне нравилось работать с папье-маше, клеем, цветами и т. д. По мере того, как я рос, хобби делать новый вертеп каждое Рождество росло вместе со мной. Я начал экспериментировать с новыми строительными технологиями и материалами. После того, как я создал собственную семью, мой дом никогда не оставался без нового вертепа на Рождество.
С годами мои вертепы увеличивались в размерах, и у них появлялись новые функции; фонтаны с водой и функциональные ветряные мельницы. Электронные магазины начали продавать гаджеты, и поэтому я мог даже устраивать дневные и ночные эффекты. Присоединение к Мальтийской ассоциации создателей вертепов помогло мне в поиске новых методов формирования моделей. Я начал участвовать в рождественских выставках — как на Мальте, так и за рубежом. Моим самым большим достижением было конструирование 2,5-метрового вертепа для выставки в Соборе Сен-Мишель-э-Гюдюль (The Cathedral of St. Michael and St. Gudula) в Брюсселе. Мой вертеп представлял вклад Мальты и был частью экспозиции, в которой принимали участие представители пятидесяти стран.
Сегодня я делаю вертепы различных стилей и размеров. Помимо обычных материалов, я также использую глину. Она необходима для изготовления миниатюрных статуэток. Затем они обжигаются в специальных печах и становятся терракотой.
— Сколько времени обычно уходит на создание вертепа?
— Создание рождественского вертепа требует творчества, планирования и, наконец, терпения. Я могу построить небольшой вертеп всего за три часа, но традиционный presepjuзанимает гораздо больше времени. Чем он больше, тем больше времени нужно. Традиционные вертепы нельзя построить за один раз.
Их нужно оставить на время, дать высохнуть, а затем продолжить строительство. В летние месяцы я могу закончить 100-сантиметровый вертеп примерно за 25 часов, работая с небольшими перерывами. Когда погода становится более сырой, начиная с сентября, мне необходимо вдвое больше времени.
— Как была организована Мальтийская ассоциация создателей вертепов? Кто входит в число ее участников?
— В послевоенные годы, после 400 лет популярности в качестве главной рождественской достопримечательности на Мальте, вертеп стал уступать место новым обычаям и украшениям, таким как рождественская елка и Санта-Клаус. Эти современные обычаи коммерциализировали Рождество и отодвинули традиционный вертеп на периферию праздников.
Ассоциация Ghaqda Hbieb tal-Presepju — Malta была основана в 1986 году. У нее была простая, но важная роль: остановить упадок интереса к вертепам и возродить традицию установки Рождественского вертепа дома.
Сегодня Ассоциация насчитывает около 450 участников, возраст которых — от 10 до 85 лет. Любой, кто может быть заинтересован в изучении техники создания вертепов, или просто любит их, может стать членом нашей Ассоциации.
Как я уже говорил, традиция создания вертепов на Мальте насчитывает более 400 лет. Помимо того, что это часть наших религиозных традиций, которые все еще очень сильны, перед нами фольклорная традиция, которая вносит свой вклад, пусть и небольшой, в туристический бизнес Мальты. Многие туристы приезжают на Мальту, чтобы увидеть наши вертепы.
— Где можно увидеть рождественские вертепы на Мальте?
— В декабре Рождественские вертепы выставляются по всей Мальте. Они находятся в частных домах и гаражах, в клубах и церквях. Социальные клубы часто организуют выставки вертепов, сделанных их участниками. Порой люди строят свои вертепы на больших фундаментах, которые с этой целью устанавливают в гаражах. Очень часто такие вертепы занимают площадь более 10 кв. м. Как и коллективные выставки, они обычно открыты с середины декабря до начала января.
Выставка Ассоциации друзей вертепов будет проходить в Palazzo Ferreria, на улице Республики в Валлетте (напротив Театра Pjazza Teatru Rjal, сразу за зданием Парламента), с субботы 7 декабря 2019 года по воскресенье 5 января 2020 года. Выставка будет открыта каждый день, с 09.30 до 19.00. Вход — бесплатный.
Читайте также:
Созвездие лучших талантов Мальты: Мальтийский филармонический оркестр
16 июня 2018
В этом году мы чествуем Мальтийский филармонический оркестр (МФО), самый известный профессиональный музыкальный коллектив Мальтийских островов, который отмечает свое 50-летие! Что еще?
Любовь Казарновская: «Вместе мы можем сделать творческую жизнь Мальты еще интересней»
09 сентября 2017
Не имея возможности встретиться, чтобы пообщаться лично, мы переписываемся с ней воскресным вечером: вопрос — ответ… Но ее яркий, бьющий через край темперамент чувствуется даже на расстоянии!
Победительница кинофестиваля «Золотой рыцарь», режиссер Лина Асадуллина: «Меня привлекла история мальтийского кинофестиваля!»
21 января 2021
Из трехсот пятидесяти четырех фильмов, присланных на Мальтийский кинофестиваль короткометражного кино «Золотой рыцарь», в пятерку лучших вошли два российских фильма. Мы побеседовали с создательницей картины-призера «Утешение» — Линой Асадуллиной о том, как она сделала выбор в пользу мальтийского фестиваля, и почему «Золотой рыцарь» стал для нее сюрпризом.
Спектакль «Хрустальный дворец» объединит артистов России и Мальты
16 мая 2017
21 июля 2017 года в Репаблик-Холл Средиземноморского конференц-центра (Валлетта, Мальта) пройдет предпремьерный показ спектакля «Хрустальный дворец». Одно из главных культурных событий этого лета организовано Европейским Фондом поддержки культуры (EFSC) и приурочено к празднованию 50-летней годовщины установления дипломатических отношений между Россией и Мальтой.
Елизавета Лобанова: «Органисту обязательно нужно путешествовать»
21 декабря 2020
Один из самых больших органов Мальты (1330 труб) не так давно появился в церкви святой Терезы в Коспикуа. У него особая история: он был собран из двух органов. Уникальная работа по реставрации инструмента принадлежит мастеру Роберту Бухагиару. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории, студентка Высшей музыкальной школы Лозанны Елизавета Лобанова, 28 ноября 2020 года первой дала концерт на отреставрированном инструменте.
Скрипач Карэн Шахгалдян: «Работа с МФО — прекрасный опыт для меня
25 февраля 2019
Год назад скрипач Карэн Шахгалдян выступал на сцене Средиземноморского конференц-центра как солист Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии, затем — в составе ансамбля «Трио имени Хачатуряна», на концертах Мальтийского международного музыкального фестиваля 2018, и вот, 26 января 2019 г. он принял участие в концерте Мальтийского филармонического оркестра «Романтическая симфония» уже как концертмейстер.