Рустем Абязов:«Просторы музыки необъятны...»
А вы Pink Floyd сыграть могли бы, используя классические музыкальные инструменты? Рустем Абязов — музыкант, композитор, художественный руководитель и главный дирижер Казанского камерного оркестра La Primavera демонстрирует, что подобное возможно. Так же, как и сочетание классики с джазом, этно, арт-роком, русским роком. Взаимодействие классической музыки с другими музыкальными направлениями — это та сфера, в которой Абязов давно и успешно работает.
В апреле 2019 года Рустем Абязов отмечает свое 60-летие. Между двумя юбилейными концертами, которые пройдут в Казани, маэстро посетит Мальту. 10 апреля состоится его концерт в Российском центре науки и культуры в Валлетте. Об экспериментах, фестивалях и о том, что лучше: баня или «Игра престолов», — вы прочтете в нашем интервью.
— В тот момент, когда мы беседуем, проходит один из ваших фестивалей: VII Международный фестиваль L’arte del arco в Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах. Чем он знаменателен?
— Фестиваль L’arte del arco уже стал брендовым: это проект камерного оркестра La Primavera и Министерства культуры Республики Татарстан. Название фестиваля переводится как «Искусство смычка». За время своего существования он набрал серьезные обороты. Его основная идея — познакомить слушателей с солистами и музыкальными коллективами со всего мира, работающими в сфере струнно-смычкового искусства. Среди гостей нашего фестиваля — легендарный индийский музыкант-скрипач Субраманиан, король цыганской скрипки Роби Лакатоша, фантастический музыкант, американец французского происхождения Жиль Апап… 13 марта наш фестиваль открыл потрясающий скрипач — Стефан Миленкович. Он — представитель династии сербских скрипачей, но живет в Америке. Миленкович преподавал в знаменитой Джульярдской школе, а сейчас является профессором Иллинойского университета.
— Площадкой для музыкальных экспериментов, которые вам свойственны, является «Абязов-фестиваль»?
— Мы не ограничиваем поле наших экспериментов одним фестивалем. И это не просто эксперименты: я пытаюсь отследить взаимодействие классической музыки с другими музыкальными направлениями. Один фестиваль был посвящен полностью джазу, он так и назывался: «Джаз в классике и классика в джазе». Следующий фестиваль был посвящен взаимодействию классики с этно-музыкой, а темой самого последнего фестиваля, который прошел в декабре 2018 года, являлась рок-музыка. Причем, в первую очередь — западная. Русский рок также звучал на нашем фестивале, в связи с тем, что его участником была легенда русского рока, экс-музыкант групп «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Ю-Питер» и других — Олег Сакмаров. Мы с ним — большие друзья. Он сейчас пишет музыку, стихи. Одним из его произведений стала рок-литургия. В этом шедевре задействованы силы певцов, хора, оркестра. Меня очень привлек этот музыкальный спектакль, который ушел за рамки рок-музыки. Это очень подходило по концепции к моему фестивалю, и я это с удовольствием исполнил.
Вся остальная программа «Абязов-фестиваля» была посвящена западной рок-музыке, в частности, творчеству группы Pink Floyd, которую я очень люблю. На фестивале прозвучал их альбом «Обратная сторона луны» в обработке для камерного оркестра. Для меня это было очень интересно: я думал, если эта музыка не прозвучит в ином контексте, чем рок-концерт, то, скорее всего, это говорит о ее невысоком качестве. Настоящая музыка всегда остается музыкой! И, знаете, музыка Pink Floyd прозвучала неожиданно ярко в камерном звучании струнного оркестра. Публика встретила это исполнение восторженно. Я считаю, что эксперимент был удачным.
— Не так давно камерный оркестр La Primavera, создателем и руководителем которого вы являетесь, вернулся из турне по Франции и Швейцарии. Вы дали 12 концертов, исполняли Моцарта, Франка, Чайковского, Шопена, Паганини, Мусоргского, Глазунова, а в Лионе добавили в концертную программу музыку из сериала «Игра престолов»?
— Да, действительно, в Лионе мы исполнили саундтрек к этой телевизионной саге. На концерте было много зрителей. В программе концерта находились и классические произведения.
— А вы смотрите «Игру престолов»?
— Нет, это отняло бы у меня слишком много времени.
— На что вы предпочитаете тратить свое свободное время?
— У меня его почти нет. У меня — ненормированный рабочий день. Помимо того, что я — дирижер и художественный руководитель, я еще и директор оркестра. Значит у меня рабочий день с 9:00 до 18:00, наполненный репетициями и организационными вопросами, а дома, после ужина с семьей, я делаю оркестровки, изучаю партитуры, играю на скрипке. Поэтому свободного времени так мало! Если вдруг оно появляется, я люблю его проводить в бане. У меня замечательная баня, мой сын поддерживает меня в этом увлечении. Это замечательная возможность общаться с сыном. Мы вместе ездим в наш загородный дом по выходным.
— Возвращаясь к работе: у вас есть любимая музыка? Есть ли у вас вообще музыкальные предпочтения?
— Та музыка, которую мы играем в настоящий момент. Я всегда ее люблю. Если говорить о постоянных предпочтениях, то я всегда повторяю следующее. «Просветленная ночь» Шенберга — это шедевр, который я готов исполнять хоть каждый день. Кроме того, могу назвать «Метаморфозы» Рихарда Штрауса — гениальное сочинение, которое держит внимание так, что невозможно оторваться.
Несколько лет назад моими любимыми композиторами были Бах и Шостакович. Но мои вкусы меняются, и сейчас я не могу назвать только эти имена. Просторы музыки необъятны!
— Какую концертную программу вы представите на Мальте?
— Это произведения Сезара Франка, Клода Дебюсси, Фрица Крейслера. В числе прочего, прозвучит моя Сюита на татарские народные темы. Сейчас я отошел от сочинения музыки и все свое внимание переключил на расширение репертуара своего оркестра. Аранжировки и оркестровки — это часть моей постоянной деятельности. В моей копилке их уже более семисот.
Мы будем выступать на Мальте вместе с Еленой Лось. Это пианистка нашего оркестра, потрясающая исполнительница, победительница I (возрожденного после распада СССР) Всероссийского музыкального конкурса и ряда международных.
— Как давно вы сотрудничаете с Европейским Фондом Поддержки Культуры?
— Мы начали сотрудничество недавно, с проекта «Дни мальтийской музыки в России». Прошлой осенью в Казани мы принимали представительницу Мальты — певицу Андриану Йорданову. Мы прекрасно вместе работали. Через некоторое время после того, как проект «Дни Мальтийской музыки в России» завершился, мне поступило приглашение сыграть концерт на Мальте.
— Есть ли у вас какие-то особые ожидания от этого путешествия на Мальту? Вы будете выступать здесь впервые?
— Я был на Мальте в качестве туриста, это было тридцать лет назад. Честно признаться, я влюбился в этот остров. У нас было очень много экскурсий. Мы посмотрели множество совершенно поразительных мальтийских достопримечательностей. Я мечтаю увидеть Мальту еще раз. А вот выступать я буду тут впервые. Мне очень интересно встретиться с мальтийской публикой!
Изображения публикации
Автор публикации
Читайте также:
«Живая вода» музыки
01 июля 2019
На Мальте выступил Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Анастасия Будыхo: «Русскоязычная община на Мальте всегда старалась сохранять культуру»
25 февраля 2018
Почетный представитель Торгово-промышленной палаты, исполнительный директор холдинга компаний, успешный предприниматель, увлеченный исследователь наземных и подводных красот Средиземноморья, культурный деятель...
Объединение культур
01 октября 2019
Мальтийский филармонический оркестр снова едет в Москву! В 2019 году, в рамках программы «Объединение культур», этот прекрасный музыкальный коллектив даст четыре концерта в российской столице. Каждый из таких концертов претендует на звание легендарного, поскольку, помимо мальтийского оркестра, в них принимают участие солисты из разных стран мира. Предстоящий тур организован Европейским Фондом Поддержки Культуры совместно с МФО, в партнерстве с Ассоциацией поддержки культурных инициатив (АПКИ), под…
Весна стеклянных сов
27 февраля 2019
Обещали сделать традиционной — слово сдержали: на Мальту возвращается спортивная игра «Что? Где? Когда?». Совсем скоро средиземноморский остров встретит не один, а два чемпионата. Какие флаги будут в гости к нам — мы узнаем 6 апреля, на играх «Что?Где?Когда?», которые состоятся на площадке отеля «Вивальди». О том, что нас ждет, рассказывает магистр игры «Что? Где? Когда?», четырехкратный обладатель приза «Хрустальная сова» Максим Поташев, который будет ведущим мальтийских чемпионатов.
Юрий Розум, пианист, народный артист России, президент Международного благотворительного фонда Юрия Розума, академик РАЕН, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных и Московского Государственного Института музыки им. Шнитке
23 декабря 2019
Мне очень хочется пожелать мальтийско-русскому сообществу дружбы, понимания и объединения. Надеюсь, что у меня будет возможность выразить уважение и любовь и к Мальте, и к моим мальтийским друзьям через музыку, потому что наше творческое общение всегда приносит колоссальную радость и вдохновение.