V Мальтийский международный музыкальный фестиваль: подводя итоги
С 12 по 30 апреля 2017 на Мальте с огромным размахом и небывалым успехом прошел V Мальтийский международный музыкальный фестиваль, организованный Европейским фондом поддержки культуры. В нем приняли участие музыканты из более 50 стран мира.
За пять лет своего существования Мальтийский музыкальный фестиваль стал одним из самых значимых и ожидаемых событий в жизни острова. В 2017 году он объединил музыкантов из Австрии, Армении, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиля, Италии, Канады, Мальты, России, Франции, ЮАР, Японии и др. стран, впервые в истории Мальты собрав на одной площадке так много корифеев из мира классической музыки.
Мастер-классы
Фестиваль начался с мастер-классов мэтров фортепианного искусства лучших школ мира: Льва Наточенного (США-Германия), Йохевед Каплински (США), Валерия Пясецкого (Россия), Павла Гилилова (Германия), Феликса Готтлиба (Германия) и Альберта Мамриева (Израиль), на которые приехали 60 студентов со всего мира — от начинающих до уже имеющих солидную профессиональную биографию. Еще бы, совет каждого из этих преподавателей может стать поворотным пунктом в карьере любого музыканта!
Йохевед Каплински, лектор и профессор музыки, директор подготовительного отделения Джульярдской школы:
«Участники мастер-классов очень добросовестны. Уровень их подготовки самый разный, однако все охочи до новых знаний. Они очень восприимчивы, и я готова работать даже с теми, чей уровень не так высок, если они внимательны и действительно хотят учиться».
Феликс Готтлиб, профессор музыки Штуттгардского и Фрайбургского университетов:
«Наши советы и рекомендации появились благодаря опыту. Мы многое знаем, поэтому можем предположить, в какую сторону пойдет развитие».
В мастер-классах можно было принять как активное участие, шлифуя выбранные произведения, так и пассивное, слушая игру других. Полученные знания музыканты показывали на вечерних концертах в старинном и уютном зале Robert Samut Hall (Флориана).
Альберт Мамриев, член музыкального совета фестиваля:
«Главная цель проведения фестиваля и мастер-классов в таком формате — как можно быстрее научить студента самостоятельно работать и думать. Очень сложно показать все краски музыки за 45 минут. Поэтому внимание моих студентов я концентрирую на деталях, чтобы они учились работать над мелочами. Я очень уважаю всех приглашенных профессоров. Для меня огромная честь работать с такими грандами фортепианного искусства, и я испытываю невероятный трепет по отношению к каждому из них. Они знают о музыке столько, что можно копать и копать… Эти мастер-классы — уникальная возможность для молодых исполнителей, их золотая жила!»
Студенты остались не менее довольны незабываемым опытом, полученным на мастер-классах.
Анастасия Махамендрикова, студентка мастер-классов:
«Российские друзья-пианисты, узнав, что я на Мальтийском фестивале, спрашивали, рекомендовала ли бы я его. На мой взгляд, если в ближайшие месяцы ожидается участие в конкурсе, то такого рода фестивали очень помогают. Целую неделю можно заниматься с 8.00 до 17.00, профессора за это время дают мастер-классы. Есть возможность как минимум пять раз сыграть свою программу, выложиться, как на концерте, но без публики. К тому же участникам дается возможность выступить на разных сценах. Ну и, конечно, новые знакомства значительно расширяют кругозор и круг общения в музыкальном мире».
Сергей Белявский, студент мастер-классов:
«Играют ли мастер-классы роль в профессиональном развитии будущих музыкантов? Конечно, играют, это, во-первых, возможность встретиться с новыми людьми, а во-вторых, это способ профессионального роста, масса новых идей , которые можно реализовать на концертах. Помимо этого, фестиваль — место встречи новых людей-коллег. Это очень важно, поскольку это потом может пригодиться, порой абсолютно неожиданно».
Фортепианный конкурс
Мастер-классы продолжил конкурс с призовым фондом в размере 60 тыс. евро, на котором свои таланты показывали несколько десятков претендентов из разных стран. Судило участников жюри, состоящее из имен-брендов: Карендра Девруп (ЮАР), Олег Майзенберг (Австрия), Александр Мюлленбах (Люксембург), Норико Огава (Япония), Михалис Эконому (Греция), Юрий Маргулис (Россия), Фали Паври (Великобритания), Генри Зигфридсон (Финляндия–Германия), Акеми Алинк-Ямамото (Япония), Михаил Кирхгоф (Турция), Паоло Бальери (Италия), Дарья Чайковская (Россия).
Члены жюри остались очень довольны уровнем подготовки конкурсантов, а также атмосферой фестиваля и самой Мальтой.
Карендра Девруп, арт-директор Международной ассоциации музыкальных конкурсов:
«Я думаю, что Мальта — лучшее место для проведения подобного конкурса. Это очень живая, яркая страна, где много всего происходит. Культура, музыка, красота, искусство и местоположение — все сливается в идеальное сочетание».
Михалис Эконому, дирижер и композитор:
«Я очень счастлив быть здесь. Конкурс был очень высокого уровня, и было довольно сложно выбрать из 60 участников лучшую десятку, которая прошла во второй тур. Браво всем организаторам! Фестиваль тоже получился совершенно замечательным. С Мальтой я дружу давно, потому что часто приезжаю дирижировать Мальтийским филармоническим оркестром. С ним у нас с первого раза образовалась «химия», и я всегда рад сотрудничеству с ними. У оркестра замечательный директор, господин Зигмунд Мифсуд, который претворяет в жизнь очень интересные проекты. Есть даже оркестр молодых музыкантов, который дает потрясающие возможности для развития. Я впечатлен произведениями мальтийского композитора Джозефа Веллы и рад познакомится с его учеником Карлом Фиорини. Считаю, идея пригласить для участия в фестивале мальтийских композиторов была замечательной, потому что каждая страна должна поддерживать своих артистов. Если говорить об Алексее Шоре, то я искренне удивлен: когда он успел написать все свои произведения (смеется)? Каждый день мы слушали его произведения на концертах, и все они были разными!»
Михаил Кирхгоф, дирижер:
«У конкурсантов очень высокий уровень. Очень сложно определиться с местами, так как каждый из детей проделал огромную работу согласно своим возможностям. Для меня победили все! Я ранее уже был вовлечен в музыкальный проект на Мальте, который получился поистине интернациональным. Ко мне обратился россиянин Константин Ишханов с просьбой организовать концерт в честь празднования 50-летнего юбилея мальтийско-турецких отношений. Я рекомендовал государственный оркестр Бурсы. Солировал Федор Рудин, прекрасный скрипач из Франции, дирижировал мальтиец Алексей Галья Кавалацци. С творческим взаимопониманием проблем не было никаких, а вот с бюрократией пришлось повоевать».
Победителем в старшей возрастной группе (18–35 лет) стал Джинхион Ли (Корея/Германия), первый приз в категории «14–17 лет» забрал Ян Томас Вальчак (Польша), а самый юный обладатель первой премии — Егор Бахмут из Украины (категория «10–13 лет»).
Победители охотно делились своим опытом и впечатлениями.
Джинхион Ли, 1-е место на конкурсе V МИМФ (группа D, 18 — 35 лет):
«Я был счастлив остаться на Мальте подольше и принять участие в конкурсе. На острове много красивых достопримечательностей. Я гулял по улицам Мальты, дышал морским воздухом и был приятно удивлен, узнав, что люди здесь интересуются классической музыкой. Мальтийский фестиваль — замечательное событие, потому что так много артистов с мировым именем играли здесь прекрасную музыку. У меня был действительно особенный опыт на Мальте».
Ян Томас Вальчак: 1-е место на конкурсе V МИМФ (группа С, 14 — 17 лет):
«Победа на Malta International Piano Competition для меня очень важна, я готовился к конкурсу с сентября прошлого года. Конкурсная программа была довольно сложная — Лист, Шопен и Бетховен, — и я очень рад, что справился. Этот конкурс — еще один важный шаг на пути к Международному конкурсу юных пианистов в Вене, который пройдет в этом году. Это мой второй визит на Мальту, и я, как и прежде, поражен архитектурой Валлетты и историей этого острова».
Егор Бахмут: 1-е место на конкурсе V МИМФ (группа B, 10 — 13 лет):
«Фестиваль был очень серьезным, участвовали пианисты из разных стран — Италии, Японии… Мы играли в больших залах, на очень хороших роялях (дома я играю на инструменте «Украина», ему 20 лет уже). Понравилось, что была возможность позаниматься в классах. Первое место я занимаю не в первый раз, а во второй или третий… я точно не помню, ведь это уже 20-й конкурс в моей жизни. Самое сложное, конечно, это не волноваться перед концертом. Я стараюсь думать о чем-то другом в такие моменты, и очень помогает, что мама рядом. На Мальте мне очень понравилось — здесь тепло и хорошая обстановка».
Конкурсная гонка завершилась отчетным выступлением призеров.
Фестивальная программа включала сольные концерты обладателей многочисленных престижных наград в лице Наре Аргаманян, Федора Рудина, Андрея Гугнина, Никиты Мндоянца, Нарека Ахназаряна и Натальи Соколовской.
Одним из самых ожидаемых стал приезд пианиста с мировым именем — Сергея Бабаяна, который также известен как наставник Даниила Трифонова. Его игра, элегантная, глубокая, исповедальная, скорее, походит на живопись по клавишам. Бабаян исполнил сочинения и современных авторов: Арво Пярта, Владимира Рябова и Алексея Шора, и классиков: Баха, Шопена, Рахманинова. Весь зал в едином порыве поднялся для финальных оваций и долго не отпускал прославленного исполнителя.
Ян Лисецкий, канадский пианист с польскими корнями, самый молодой исполнитель Deutsche Grammophon выступил с Мальтийским филармоническим оркестром под управлением маэстро Константина Орбеляна.
Концертную серию продолжили выступления выдающихся музыкантов, чьи имена не сходят с афиш лучших залов мира: ученик Бенни Гудмана, а также рыцарь Мальтийского Ордена Юлиан Милкис, Народный артист России Александр Рудин, неоднократная победительница всегерманских и международных конкурсов Дарья Чайковская, серебряный призер и обладатель двух специальных призов XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского Александр Бузлов, самый молодой профессор Европы Алисса Маргулис, один из наиболее талантливых и востребованных скрипачей своего поколения Карен Шахгалдян с Трио им. Хачатуряна. Выступление каждого из них в любой стране — уже событие музыкальной жизни, но их участие «под одной крышей», как часто повторяли журналисты и гости, — большая редкость.
В отдельном ряду стоял концерт в Российском центре науки и культуры. Альтист Дэвид Аарон Карпентер с ансамблем исполнил цикл вариаций, мальтийского композитора Алексея Шора на темы уличных советских песен, главной из которых стала «Мурка».
Программа фестиваля была наполнена произведениями и других мальтийских авторов — Джозефa Веллы и Карлa Фиорини.
Впервые в жизни страны велась трансляция телеканалом Medici.TV, а события фестиваля обозревались радиостанцией «Орфей» — государственным каналом, который представляет Россию в области классической музыки в ЮНЕСКО. Впрочем, словом «впервые» на сей раз можно обозначить многое из происходящего… Уже вписан в историю Мальты концерт легенды пианистического мира Григория Соколова, приезд которого сам по себе событие — маэстро отказался от посещения некоторых стран. После основной программы Григорий Соколов шесть раз играл на бис, а многие зрители и даже именитые музыканты в беседах с журналистами, освещавшими фестиваль, делились необыкновенным послевкусием сольного концерта лучшего пианиста в мире.
Юлиан Милкис, кларнетист:
«Я слышал выступления уникальных пианистов, таких, как Горовиц, Аргерих, Гилельс, Рихтер… но концерт Соколова на Мальте был самым фантастическим концертом, который я слышал за всю свою жизнь. И я сказал организаторам, что это тот самый случай, когда слушатели будут рассказывать внукам об этом выступлении. Потому что Соколов просто беседовал с Богом, по-другому я никак не могу это назвать. Публика, конечно, совсем не привыкла к таким вещам, но во втором отделении слушатели полностью вошли в поток, и была потрясающая энергетика в зале».
V Мальтийский международный музыкальный фестиваль завершился гала-концертом с участием Андрея Гугнина, Дэвида Аарона Карпентера, Юлиана Милкиса в сопровождении Мальтийского филармонического оркестра. За дирижерским пультом стоял известный во всем мире Миша Кац, выступления которого любят описывать как управление мыслью и энергией не только музыкантов, но и зала.
Йосси Тавор, журналист, музыкальный критик, ведущий обозреватель радио «Орфей»:
«Структура этого фестиваля — сначала мастер-классы, потом конкурс и концерты звезд — нестандартная, необычная, и это здорово! Обычно все три компонента делятся: конкурс иногда проводится как продолжение мастер-классов из тех же участников, а фестиваль — это совершенно иная область деятельности. Как я заметил, некоторые участники мастер-классов затем остались на конкурсы. Им это дает колоссальные преимущества, потому что они свои произведения прошли только что, причем у «сливок» преподавательского состава. В программе фестиваля участвует столько звезд, что у меня глаза разбежались. Как организаторы умудрились собрать такое их количество в течение одной недели? Это же потрясающая логистика… и снова не забывайте: до концертов были мастер-классы, которые тоже вели сплошные звезды!»
Миша Кац, дирижер:
«Здесь, на Мальте — моя вибрация. Я смотрю, какую фантастическую работу сейчас провел Генеральный директор фестиваля Константин Ишханов. Поднять такую глыбу талантливейших людей со всего света, найти финансирование, сделать рекламу — этот титанический труд. Константин делает огромный подарок нам всем».
Алан Киркоп, арт-директор Европейского фонда поддержки культуры:
«Эти три недели были очень интенсивными и, думаю, самыми важными, которые Мальта когда-либо переживала, если говорить о классической музыке. Я не помню, чтобы еще когда-либо мы имели такую длительную по продолжительности и насыщенную программу мероприятий. Днем мастер-классы со всемирно-известными профессорами и конкурсный отбор, вечером концерты с музыкантами высочайшего уровня. Фестиваль удался на славу!»
Ангелина Кузнецова: 2-е место на конкурсе V МИМФ (группа С, 14 — 17 лет):
«Мои впечатления о фестивале похожи на радугу. Валлетта — невероятно красивый город из камня солнечного цвета, со множеством храмов, набережными, колоритными улочками.
На фестивале царила праздничная и в тоже время творческая, плодотворная атмосфера. Первую неделю проходили мастер-классы с известными профессорами. Студенты могли получить рекомендации у фортепианных педагогов высочайшего уровня, каждый из которых обладает яркой харизмой, умением увлечь за собой в процесс работы над музыкальным произведением. На мастер-классах я приобрела опыт для будущей работы, умение совершенствовать свою игру и получила огромный заряд вдохновения.
Я также приняла участие в конкурсе вместе с пианистами из разных стран.
Все были очень хорошо подготовлены, участников оценивало компетентное жюри. Я получила вторую премию!
Ученики мастер-классов играли на лучших площадках Мальты. Вместе с ними выступали молодые, но уже известные пианисты.
С 21 апреля же концерты фестиваля проходят с участием звёзд классической музыки. Я была на многих концертах, слушала пианистов Сергея Бабаяна и легендарного Григория Соколова.
На фестивале я сделала для себя много новых открытий, услышала замечательную музыку.
Свой День рождения я встретила на Мальтийском фестивале, на сцене.
Для музыканта это самый лучший подарок. Я с оптимизмом смотрю в будущее».
Что дальше?
В 2018 году Валлетта объявлена культурной столицей Европы, и VI Мальтийский Международный Музыкальный фестиваль станет неотъемлемой частью беспрецедентной программы мероприятий «11 шагов на Мальту» от Европейского фонда поддержки культуры.
Эта крупнейшая в мире серия из 11 международных фортепианных конкурсов пройдет в Ереване (Армения), Гранаде (Испания), Брешии (Италия), Астане (Казахстан), Берлине (Германия), Вене (Австрия), Валлетте (Мальта), Москве (Россия), Шанхае (Китай), Токио (Япония), Аахен / Кельне (Германия). Пять лучших участников каждого конкурса смогут принять участие в Международном конкурсе пианистов в рамках VI Мальтийского фестиваля.
Музыкальный фестиваль и фортепианный конкурс одобрены Valletta 2018 Foundation и являются частью официальной программы мероприятий, проводимых в Год культурной столицы Европы. Конкурс организован в сотрудничестве с Мальтийским филармоническим оркестром, и репертуар участников будет включать в себя обязательное исполнение произведений ныне здравствующих мальтийских композиторов. Одна из целей конкурса — популяризация современной мальтийской музыки.
Всего в конкурсе будут участвовать 70 пианистов: 55 участников будут отобраны через программу «11 шагов на Мальту», остальные 15 — путем регистрации и отбора профессиональным жюри по видеозаписям выступлений. Всем участникам будет предоставлено бесплатное участие в конкурсе и бесплатное проживание на Мальте.
Каринэ Арутюнян,
Екатерина Янишевская,
Анастасия Мурони Алексейчик,
Светлана Велла
Метки статьи:
Мальтийский международный музыкальный фестиваль • Известные гости Мальты • Музыкальные конкурсы • 11 путей на Мальту • Европейский фонд поддержки культуры • События на Мальте • Отчет о культурном событии • Алексей Шор • Мальтийские композиторыЧитайте также:
Оркестр Карельской филармонии задержали на паспортном контроле Потому что расспрашивали о предстоящем концерте
28 марта 2018
Офицеры паспортного контроля проявили особый интерес к Симфоническому оркестру Карельской филармонии, сообщив при этом, что очень любят классическую музыку и рады приветствовать карельских музыкантов на мальтийской земле. А несколькими днями раньше, в далеком Петрозаводске, только и разговоров было, что филармонический оркестр этого славного города отправляется покорять взрослую и детскую публику средиземноморского острова.
Ирина Гогинян: «Мы решили, как и на Мальте, задействовать местные детский хор и детский балет»
20 сентября 2017
Руководитель отдела менеджмента и PR Армянского Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна Ирина Гогинян присутствовала на мальтийской премьере «Хрустального дворца». Оттого относительно грядущих показов спектакля в Ереване у нее самые радужные прогнозы.
Полномочные представители Мальтийской природы
29 ноября 2017
Множество книг написано о мальтийском историческом наследии — и оно того заслуживает. Однако другой аспект богатства наших островов зачастую полностью сбрасывается со счетов, наше природное разнообразие. Представляем вам трех «посланников» мальтийской дикой природы. Возможно, к их триумвирату скоро добавится еще один.
І Евразийские музыкальные игры: там, где сошлись вместе Восток и Запад
21 сентября 2017
С 15 по 25 августа в Астане, молодой столице независимого Казахстана, прошли І Евразийские Музыкальные игры.
Всемирная тематическая конференция «Столетие Русской революции: единение ради будущего»
08 января 2018
С 31 октября по 1 ноября в Москве прошла конференция, посвященная 100-летней годовщине русской революции. В ней приняли участие 155 руководителей и активистов общественных организаций соотечественников из 92 стран мира.