Александр Блок. Cимвол конца Серебряного века русской поэзии
Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешенного и повседневного характерно для творчества Александра Блока. Это отличительная особенность его психической организации и, как следствие, его собственного, блоковского символизма.
Особенно заметным в этой связи выглядит ставшее хрестоматийным классическое сопоставление туманного силуэта «Незнакомки» и «пьяниц с глазами кроликов». Блок вообще был крайне чувствителен к повседневным впечатлениям от окружающей его среды. До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала ее в некий сомнамбулический сон. Потом в его произведениях появились интонации отчаянных, берущих за душу цыганских песен.
Поначалу Октябрьскую революцию Блок воспринял с восторгом, которого, впрочем, хватило чуть более, чем на один тяжелый 1918 год. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом, депрессией и прогрессирующей болезнью. После всплеска января 1918 года, когда были созданы «Скифы» и «Двенадцать», Блок совсем перестал писать стихи. На все вопросы о своем молчании поэт отвечал: «Все звуки прекратились… Разве вы не слышите, что никаких звуков нет?».
Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвященном памяти А.С. Пушкина. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…», он отчеканил: «…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл».
Действительно, времени для творчества у поэта уже не оставалось. Скончался Александр Блок 7 августа 1921 года: «Уйти в расцвете сил — удел великих литературных классиков…».
Вопрос о хронологических рамках явления, известного как Серебряный век русской поэзии, остается спорным. Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это рубеж 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода вызывает споры. Одна из точек зрения состоит в том, что русский Серебряный век завершился в год расстрела Николая Гумилева и смерти Александра Блока.
Она молода и прекрасна была...
Она молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки
спокойной, светла.
Как сердце мое разрывалось!...
Она беззаботна, как синяя даль,
Как лебедь уснувший, казалась;
Кто знает, быть может,
была и печаль...
Как сердце мое разрывалось!...
Когда же мне пела она про любовь,
То песня в душе отзывалась,
Но страсти не ведала пылкая кровь...
Как сердце мое разрывалось!...
Александр Блок, 1898
Hi kienet żagħżugħa
u sbejħa...
Hi kienet żagħżugħa u sbejħa
u baqgħet Madonna bla tebgħa, u ċara
bħal mera f’jum bnazzi
f’wiċċ l-ilma ta’ xmara.
Kemm kienet qawwija l-għafsa ta’ qalbi!
Serena bħall-bogħod ikħal nir,
bħaċ-ċinja li raqdet stħajjiltha.
Min jaf forsi kien
hemm ukoll dispjaċir ...
Kemm kienet qawwija l-għafsa ta’ qalbi!
Meta kienet tgħannili dwar l-imħabba
dil-għanja kattritli l-istess emozzjoni,
pero` demmi sħun ma kixifx il-passjoni ...
Kemm kienet qawwija l-għafsa ta’ qalbi!
© Yana Psaila. Traduzzjoni, 2018
Прослушать это стихотворение
на мальтийском языке можно по ссылке:
www.youtube.com/watch?v=7z8nQgvAe5Y
Автор публикации
Читайте также:
Кшиштоф Пендерецкий: живой классик польской музыки
16 июня 2018
Первое произведение этот великий композитор написал для себя. Он мечтал быть скрипачом-виртуозом, а нот у мальчика, чье детство пришлось на послевоенную разруху в Польше, не было. Поэтому его детская мечта стать скрипачом-виртуозом не сбылась. Однако, Кшиштоф Пендерецкий стал композитором, которого сейчас называют живым классиком польской музыки. Обладатель самых престижных международных наград, почетный доктор семнадцати университетов— Кшиштоф Пендерецкий, по его собственному признанию, сочиняет…
Мальтийские лодки: «Глаз Озириса» и женские имена
03 июня 2019
Запах моря, острый и волнующий, как тайна, и мальтийские лодки «луццу» в национальных цветах, с глазом Озириса на корме… Такие лодки, похожие на венецианские гондолы, — символ Мальты. На них очень любят кататься туристы: по Большой Гавани Валлетты и не только. На них рыбаки заплывают далеко в море — за уловом. Роспись этих лодок глубоко символична, причем символичен не только глаз Озириса, но и выбор цветов. Как правило, это оранжевый, голубой и красный. Почему же мальтийские лодки раскрашены именно…
Такси, пережившие пандемию
30 декабря 2021
Для коренных мальтийцев владение собственным авто — такая же неотъемлемая часть жизни, как жара в августе или дождь осенью. А вот для молодого поколения, да еще после всех этих локдаунов и удаленной работы, вариантов передвижения по острову больше.
Евгений Евтушенко, наш современник и кумир
29 ноября 2017
Как быстро летит время… Эта фраза, пусть и банальная, довольно точно отражает мои чувства, когда я вспоминаю о приезде Евгения Александровича Евтушенко на Мальту в 2014 году. Кажется, что это было вчера, настолько ярки и свежи впечатления от визита поэта, общения с ним, его чтения своих ярких поэтических произведений.
Valletta Design Cluster: Коворкинг и сад на крыше
27 февраля 2019
Один из ответов на вопрос: «Что ждет Валлетту после того, как она передала титул культурной столицы?», — это проект Valletta Design Cluster. Остов будущего здания, призванного стать центром притяжения творческих людей, находится на одной из улочек столицы Мальты.