Александр Болдачёв: «В любом деле важна гармония»
Александр Болдачёв, арфист, композитор, лауреат международных конкурсов и обладатель многочисленных наград за вклад в развитие искусства, приглашенный солист Большого театра.
20 июля в Robert Samut Hall (Флориана) состоится его сольный концерт. В программе прозвучат композиции из премьерного спектакля «Хрустальный дворец».
— Вы занимались переложением музыки Алексея Шора для арфы, насколько она в Вашем понимании сочетается с этим инструментом и что нового Вы привнесли в нее?
— Алексей — из той плеяды композиторов, что несут свет и теплоту в наш мир, даже если и рассказывают о печальном или сакральном. Он дает музыканту необходимую свободу и дарит зрителям возможность каждый раз по-новому слушать его произведения. Поэтому для одного из самых выразительных инструментов — Арфы — такая музыка становится плацдармом для раскрытия своего потенциала.
Конечно, многое написано исходя из фортепианных техник, и я бы не взялся за некоторые произведения, чтобы не проигрывать роялю в силе звука и «ударности» тембров.
— Мальтийская постановка — очень многогранная, это симбиоз разных видов искусства. Что в целом помогало Вам в работе над ее музыкальной составляющей?
— В любом деле важна гармония: только в ней разнородные материалы сливаются вместе, образуя новое начало. Мальта сама по себе — символ многих великих событий, и лично для меня грядущая постановка связывает воедино мои мечты, думы и желания. Поэтому и музыкальная составляющая готовится быть символичной, разнообразной, но тем не менее логичной, где каждое произведение имеет свою историю.
— В Вашей жизни, кажется, одинаково много и сольных концертов, и участия в постановках. Но все же, что ближе — театрализованность или лаконичность и чистый звук?
— Это два разных средства экспрессии. Концерт — общение со зрителем напрямую, обмен энергией и передача своих идей простыми выразительными средствами. Постановка представляет собой новую конструкцию, сочетание мыслей и талантов многих людей, их движение в одном векторе. Это сложный новорожденный механизм, в котором нужно уметь быть деталью и вовремя запускать другие шарниры и ролики.
Мне одинаково близко и то, и другое измерение, они привносят баланс в мою жизнь. Ведь чтобы уверенно выходить на сцену в одиночку, нужно также уметь доверять и взаимодействовать в командной игре.
— Продолжая разговор о многозадачности, у Вас — разнообразнейший репертуар, это и русская, и мировая классика, и рок, и поп. Тяжело ли дается борьба со стереотипами, ведь в сознании большинства арфа — это только классика?
— Любая борьба — это процесс длинный и не всегда легкий. Возможно, что многое из того, то я делаю сейчас, даст свой эффект только через много лет.
Мы, в основном и целом, — заложники стереотипов. Так легче воспринимать действительность. Благо, современное стремление человечества все-таки идет в сторону свободы мысли, преодоления границ и расширения взглядов. Это обнадеживает.
— Для арфиста пальцы — это то, от чего напрямую зависит звук. Есть какие-то профессиональные секреты, специальная разминка, может быть?
— Секреты на то и существуют, чтобы их не раскрывать. Но, думаю, все согласятся, что если есть возможность делать что-то лучше, легче и более красиво, то все средства хороши. Для меня работа с пальцами занимает большую часть профессиональной деятельности, ведь какие бы миры не рисовал мозг и подсознание, в итоге все зависит от чувствительности, быстроты и уверенности пальцев.
— В своем проекте Game of Tones Вы уделяете особое внимание музыке из фильмов. Вы выбираете ее по принципу «нравится — не нравится» или все же с ориентированием на восприятие публики и на совместимость с Вашим инструментом?
— Очень много аспектов, ведь вариантов музыки — миллионы.
Главное, как мне кажется, — совпадение нескольких параметров: личная приязнь, практическая возможность сыграть данные произведения, перспектива сделать их лучше, чем в оригинале и, что немаловажно, — особое отношение зрителя к этому произведению.
Беседовала Каринэ Арутюнян
Читайте также:
Рождественский вертеп: Россия, Мальта, Италия
12 декабря 2018
Одна из удивительных рождественских традиций, дошедших до нас с давних времен: размещать дома, в храме или на улице вертепы. Вертеп — это модель вифлеемской пещеры со всеми побывавшими в ней в рождественскую ночь. Подобный вертеп уже с конца октября красуется на площади, у входа в Валлетту, и ждет Рождества. Как и где возникла эта традиция — устанавливать вертепы? Как она сохраняется в современном мире? Где создают вертепы из снега, а где — из макарон и бумаги?
Электромобиль - повторяем пройденный материал
03 декабря 2021
«Тесла Моторс» прошла очень быстрый (всего 15 лет) путь от никому не известной очередной «гаражной» компании, в которой калифорнийские энтузиасты бредят о завоевании мира, до самой большой (пока по капитализации, а не по производству) автомобильной компании мира. Попутно сотворив самого богатого человека в истории — Илона Маска.
Дмитрий Дибров, Академик Российской Академии телевидения
23 декабря 2019
Я знаю, как много планов на 2020-й у Европейского Фонда Поддержки Культуры, в орбиту которого я был вовлечен Константином Ишхановым и народным артистом России Юрием Розумом, о чем сегодня вспоминаю с благодарностью.
Танцы на камнях
27 февраля 2019
О том, как нужно исполнять свои мечты, верить в себя, нести ответственность за свою жизнь и, конечно, о том, как жить, танцуя, и жить на Мальте, рассказывает преподаватель балета, профессиональная балерина Рута Мон.
Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту Часть 2
16 мая 2017
В мае 1291 г., после отчаянной борьбы и тяжелых поражений от мусульман в Святой Земле, жалкие остатки военных сил Ордена Св. Иоанна, несколько сотен измученных физически и морально людей, высадились на острове Кипр. Там еще существовало королевство крестоносцев. Король Генрих II де Лузиньян отвел госпитальерам во владение только небольшой замок Колосси близ Лимассола — он уже считал Орден Св. Иоанна «битой картой»…