Алексей Шор: «Октава — это одна вторая; ничего более гармоничного не бывает»

20 сентября 2017 /
  1. Интервью
Алексей Шор: «Октава — это одна вторая;    ничего более гармоничного     не бывает» — Мальтийский вестник

В Репаблик-Холл Средиземноморского конференц-центра (Валлетта, Мальта) состоялся предпремьерный показ спектакля «Хрустальный дворец». Одно из главных культурных событий этого лета организовано Европейским фондом поддержки культуры (EFSC) и приурочено к празднованию 50-летней годовщины установления дипломатических отношений между Россией и Мальтой.

Автором музыки к мультижанровому действу стал известный композитор и математик с докторской степенью Алексей Шор, являющийся композитором-резидентом Мальтийской Филармонической Академии.

— Алексей, «Хрустальный дворец», вне сомнения, являет собой новый жанр синтетического музыкального театра. Если отвлечься от опытов Люлли и обратиться к веку минувшему, можно вспомнить «балет с пением» — а именно, «Семь смертных грехов» Вайля, «сказку играемую, читаемую и танцуемую» — то бишь «Историю солдата» Стравинского, и, если уж брать грех на душу, «Мессу» Бернстайна — шедевр эклектики, поименованный «театральной пьесой для певцов, актеров и танцоров». И вот миру является новое произведение, где поется, танцуется и декламируется…

— По-моему, это довольно естественное сочетание. К примеру, декламация: ведь столь естественно объяснить зрителю то, что происходит, — а для этого нет ничего лучше, чем просто рассказать. А потом, после слов, вернуться к музыке. Что же касается того, чтобы вставить пение в балет, это тоже вполне естественно, потому что испокон веков балет вставляли в оперу.

— Если уж мы заговорили об ис­тории, то какова история создания этого произведения?

— У Константина Ишханова, президента Европейского фонда поддержки культуры, родилась идея сочинения балета по случаю 50-летия установления дипотношений между Россией и Мальтой. Он связался с Катей Мироновой, и в итоге, во многом благодаря ей, возник сюжет «Хрустального дворца». Мне этот сюжет очень понравился, кроме того, у нас сразу случилось полное совпадение взглядов по поводу того, что это должен быть спектакль, выдержанный в традициях русского придворного театра XVIII века, то есть в духе больших имперских балетов. Действие его происходит в 1740 году, в период правления Анны Иоанновны. Как известно, императрица благоволила ко всякого рода увеселениям, оттого решила поженить придворных шута и шутиху. И все вроде бы хорошо, если бы не тот факт, что влюбленным придется провести первую брачную ночь на ложе из льда, в окружении ледяных глыб. Кстати, постановка почти достоверна с исторической точки зрения, но, ра­зумеется, в ней присутствует доля художественной фантазии. К примеру, в реальности шут, мужчина средних лет, в прошлом был князем, а шутиха — уродливой горбуньей с крестьянской кровью. Мы же превратили их в юных красавцев.

Алексей Шор: «Октава — это одна вторая;    ничего более гармоничного     не бывает»
С Константином Ишхановым в день премьеры
«Хрустального дворца»

— Совпало ли визуальное воплощение сюжета с вашим видением этой истории, отразились ли в нем мысли, которые вы вложили в партитуру?

— По-моему, декорации и костюмы потрясающие и идеально подходящие к сюжету. Так что да, все совпало. И вообще, на мой взгляд, постановка получилось замечательной, но это не мне судить, а публике.

— В постановке встречались цитаты из различных балетов, в вашей музыке тоже немало цитат — было ли это сделано намеренно, по согласованию с режиссером-хореографом?

— Я не эксперт в хореографии, но, по-моему, там нет цитат из различных балетов, а просто есть узнаваемые элементы, которые встречаются в огромном количестве балетов и являются стандартной частью балетного языка. Также есть масса вещей абсолютно новых, и, я уверен, многие из них в будущем войдут в хореографический лексикон. Что касается музыки, то в ней много цитат из меня самого. В том числе несколько цитат из народных песен. Они звучат в довольно сильно измененном виде, потому что, из-за сюжета, мне хотелось вставить что-нибудь народное. Но просто народная музыка не подходит к этому спектаклю, так что пришлось менять и переаранжировывать, иногда почти до неузнаваемости.

Мне всегда казалось очевидным, что люди
хорошо реагируют на мелодичную музыку...

— В перспективе «Хрустальный дворец» будет показан в Ереване и в Москве. Изменится ли его партитура?

Алексей Шор: «Октава — это одна вторая;    ничего более гармоничного     не бывает»
С Гагиком Габриэляном

— На Мальте была очень маленькая сцена и маленькая оркестровая яма, так что пришлось приспосабливать и хореографию, и музыку к этим условиям. В Ереване и Москве таких проблем быть не должно, так что мы сможем сделать все так, как задумывали.

— Мне довелось слышать ваши фортепианные сочинения, и я пришла к мысли о том, что вы, определенно, человек с романтическим мироощущением.

— Пожалуй, новый балет — это тоже романтическая музыка. Ибо к такой музыке меня тянет. То есть люблю я еще более старую музыку, но писать меня тянет в этом направлении.

— Вот что интересно: слушаешь, к примеру, Вивальди, его хрестоматийные «Времена года», и понимаешь: это музыка двадцать первого века. В двадцать втором веке она будет музыкой двадцать второго века. И так далее. То есть она никогда не устареет и будет всегда созвучна времени. А значит, останется музыкой современной. В чем же парадокс?

— Не знаю… У меня, к примеру, Бах любимый композитор. Считается, что музыка должна развиваться, меняться — но мне эта идея абсолютно не близка. Лучше музыки Баха не было и, вероятно, никогда не будет. Для меня, во всяком случае.

— Вспоминается пушкинская фраза о том, как некто поверил алгеброй гармонию… В некотором смысле с вами произошло нечто подобное, не правда ли? Вы, математик, доктор наук, вдруг стали композитором. Или не вдруг?

— Многие задаются вопросом, существует ли связь между музыкой и математикой. Я лично никакой связи не вижу. Разве что и занятия музыкой, и занятия математикой требуют усидчивости и внимания. Много деталей, которые должны быть проработаны, много правил, которые должны быть соблюдены. Но в остальном должно быть вдохновение — и в том, и в другом деле. Хотя они, наверное, происходят из разных частей мозга.

— А если вспомнить пифагорейцев c их musica mundana, или музыкой сфер, которая тоже была связана с числами и интервалами? То есть еще во времена оны находились философы, которые тщились установить гармонию миропорядка…

— По-моему, древних более всего занимал вопрос, какие интервалы звучат красиво, а какие — нет. И они эмпирически пришли к выводу, что красивее всего звучат интервалы, у которых отношение частот выражается рациональным числом с маленьким числителем и маленьким знаменателем. Например, октава — это одна вторая; ничего более гармоничного не бывает. Но если что-то зазвучит как двадцать двадцать первых, то это будет просто отвратительно.

— Но вы не соотносите эти две сферы своей деятельности?

Алексей Шор: «Октава — это одна вторая;    ничего более гармоничного     не бывает»
С Пьером Фенеком и Кеннетом Спитери. В руках у Алексея Шора
ценный подарок, выпущенный ограниченный тиражом, —
миниатюрный стилизованный план города Валлетта.

— Нет. Хотя существует еще одно сходство между музыкой и математикой — во всяком случае, той музыкой, которой я люблю заниматься: я предпочитаю быть один в комнате, чтобы меня никто не трогал. Я вообще не люблю фунционировать на публике — к примеру, доведись мне заниматься дирижированием, я бы разрыв сердца получил еще до того, как дошел до подиума. К счастью, и музыка, и математика позволяют мне жить и работать так, как мне нравится.

— Насколько мне известно, прежде вы не писали произведений для сцены?

— Никогда, это впервые. У меня много инструментальных произведений, есть семичастный цикл для фортепиано с оркестром, много произведений для альта с оркестром, потому что первым, кто стал меня играть, был альтист Дэвид Аарон Карпентер… В общем, концертной музыки много, а театральная — в первый раз.

— В таком случае, собираетесь ли вы и впредь работать в этом жанре?

— Обязательно.

— Когда вы пишете музыку в стиле прежних эпох, стремитесь ли вы к стилизации, или это полистилистика в духе Шнитке, или пресловутый постмодернизм?

— Сложно сказать… Я не стараюсь писать в каком-то стиле, просто пишу как хочется и как получается. Практически никогда я не думал о том, что, дескать, надо бы написать музыку в стиле барокко или в стиле начала двадцатого века… Идея возникает и сама тянет меня в каком-то направлении. Но никаких особых усилий в отношении выработки некоего особого стиля я не прилагаю. Люди, кстати, говорят, что моя музыка легко узнаваема. И это, не скрою, приятно.

— А когда вы занялись композицией?

— Поначалу я писал музыку просто так, для собственного развлечения и для развлечения друзей. А шесть лет назад она попалась на глаза блестящему альтисту Дэвиду Аарону Карпентеру, и он заявил, что хочет играть ее на публике. Я сначала счел эту идею довольно странной, но он настаивал, и я написал для него специальный опус. Он играл его повсеместно, в том числе в Метрополитен-музее — я там был и убедился, что люди действительно встречают это сочинение овациями; публика минут десять хлопала и стучала ногами, что является у американцев изъявлением высшей степени восторга. Потом это видео попало на YouTube и набрало невообразимое количество просмотров.

— Вы имеете в виду авантюрный проект, связанный с песнями типа «Мурки»?

— Да, первым произведением, которое я написал для Карпентера вместе с другом Ораном Эльдором, были вариации на тему «Мурки». Я сказал ему, что это блатная русская песня, несведущие люди могут не понять — а он ответил, что эта музыка ему нравится, и все тут. И попросил писать еще. В итоге появился цикл «Хорошо темперированный шансон». В нем есть песни, которые очень легко узнаются, и есть те, которые узнать довольно тяжело. Там использовано много разных стилей, есть танго, сальса, боссанова… Кстати, недавно Дэвид записал этот цикл с Лондонским филармоническим. Так вот, с того самого момента я начал относиться к своей музыке серьезно. Недавно я даже оставил математику и теперь пишу только музыку. У меня множество заказов по всему миру, так что я, как принято говорить, востребован.

— Может, людям действительно нужна романтика? Может, им надоело слушать диссонансы, коими грешат иные наши современники?

— Мне всегда казалось очевидным, что люди хорошо реагируют на мелодичную музыку. Писатель Томас Вулф в статье «Рисованное слово» сетует на то, что сегодня мы не можем просто пойти в музей, посмотреть на картину и решить, нравится она нам или нет. Нужно сначала прочесть толстую книжку о том, что автор имел в виду, когда он эту картину рисовал. В музыке тоже есть такой эффект, но мне это все абсолютно не близко.

Беседовала Алиса Вернадская
Фото: Алексей Леонов


Метки статьи:

Хрустальный дворец Алексей Шор Мальтийские композиторы Европейский фонд поддержки культуры Мальта и Россия: 50 лет дипломатии Константин Ишханов

Читайте также:

Альберт Маршалл: Главное, чему можно научиться у армян— это их огромной любви к своему культурному наследию…»

29 июня 2018

Альберт Маршалл: Главное, чему можно научиться у армян— это их огромной любви к своему культурному наследию…» | Мальтийский вестник

«Воевал, как все воевали»

12 апреля 2017

«Воевал, как все воевали» | Мальтийский вестник

Рассказ Михаила Васильева о своем деде по материнской линии, Кондрате Сергеевиче Общем

Рэй Чен: «В музыке Алексея Шора можно услышать Мальту…»

31 октября 2019

Рэй Чен: «В музыке Алексея Шора можно услышать Мальту…» | Мальтийский вестник

Международный московский Дом музыки примет Мальтийский филармонический оркестр в рамках тура MPO Moscow Tour — Unions of Cultures 23 ноября. Зазвучит скрипка одного из самых выдающихся молодых музыкантов современности, победителя Конкурса им. королевы Елизаветы (2009), Конкурса им. Иегуди Менухина (2008), — скрипача Рэя Чен.

Мальтийские пасхальные пряники — Figolli

12 апреля 2017

Мальтийские пасхальные пряники — Figolli | Мальтийский вестник

Традиционный рецепт

Конрад Мицци, министр туризма Мальты: «Проект «Хрустальный дворец» подтвердил извечную роль Мальты — быть перекрестком культур»

09 сентября 2017

Конрад Мицци, министр туризма Мальты: «Проект «Хрустальный дворец» подтвердил извечную роль Мальты — быть перекрестком культур» | Мальтийский вестник

На премьере мультижанровой постановки «Хрустальный дворец», состоявшейся 21 июля в Средиземноморском конференц-центре в Валлетте, среди почетных гостей присутствовал министр туризма Мальты, господин Конрад Мицци.

Праздник сильных и прекрасных. Незабываемый Международный женский день на Мальте.

16 июня 2018

Праздник сильных и прекрасных. Незабываемый Международный женский день на Мальте. | Мальтийский вестник

Пускай 8 марта на Мальте ее жители не отмечают — в этом году, благодаря Мальтийско-российскому фонду дружбы, празднование Международного женского дня прогремело на весь остров.

Новости Мальты

Министерство здравоохранения Мальты разрешило проведение матча Мальта-Россия | Мальтийский вестник

Министерство здравоохранения Мальты разрешило проведение матча Мальта-Россия

16 марта 2021

Cуперинтендант по вопросам общественного здравоохранения Мальты Шармейн Гаучи дала исключительное право национальной сборной Мальты по футболу принять домашний матч со сборной России — сообщает Times of Malta. Ранее предполагалось, что встреча може...


Ведутся переговоры о проведении матча Мальта — Россия | Мальтийский вестник

Ведутся переговоры о проведении матча Мальта — Россия

12 марта 2021

Между Министерством здравоохранения Мальты и Футбольной ассоциацией Мальты ведутся переговоры относительно проведения отборочного турнира чемпионата мира между Мальтой и Россией, который был намечен на 24 марта — сообщает The Times of Malta. Ране...


Утвержден дизайн памятника Оливеру Фриджиери | Мальтийский вестник

Утвержден дизайн памятника Оливеру Фриджиери

09 марта 2021

Памятник мальтийскому поэту и писателю Оливеру Фриджиери (Oliver Friggieri) установят во Флориане — его родном городе. Монумент появится недалеко от Военного мемориала — сообщает Times of Malta. Предварительно открытие памятника намечено на ноябрь 202...


Удаленка может стать  нормой для Мальты | Мальтийский вестник

Удаленка может стать нормой для Мальты

08 марта 2021

В первые месяцы пандемии многие работодатели перевели сотрудников в домашние офисы на удаленную работу, и недавние исследования говорят о том, что от 15% до 25% работы на Мальте можно выполнять, не выходя из дома. Вполне ожидаемо, что к этой категории ...


Мальтийский рыбак получил награду кинофестиваля Sundance | Мальтийский вестник

Мальтийский рыбак получил награду кинофестиваля Sundance

08 марта 2021

Йесмарк Шиклуна, рыбак из Сидживи — главный герой фильма «Луццу» (Luzzu) — стал обладателем приза жюри кинофестиваля Sundance за актерское мастерство в категории «Мировое кино».­ Фильм режиссера Алекса Камиллери «Луццу», мировая премьера которого с...


На Мальте выросли продажи яхт | Мальтийский вестник

На Мальте выросли продажи яхт

08 марта 2021

Продажи яхт в 2020-м году на Мальте продемонстрировали рост на 22% по сравнению с 2019-м годом, несмотря на финансовый кризис во многих сферах. Всего было зарегистрировано 708 новых яхт — сообщает Times of Malta, ссылаясь на данные экспертов. При э...


Скоро на Мальте

Алла поделится с нами интересными и удивительными местами на Мальте, где можно приятно провести время в условиях новых ограничений.

«Пока на карантине... В гостях у друзей!» Неизведанная Мальта с Аллой Карелиной — профессиональным лицензированным гидом по Мальте.

Особенностью фестиваля мальтийской музыки Mużika Mużika в этом году является то, что исполнители выступают в сопровождении Мальтийского филармонического оркестра

Онлайн: Фестиваль Mużika Mużika

В рамках Недели познания мозга (Brain Awareness Week 2021), нейробиологи продемонстрируют свои любимые моменты из фильмов, где мозг выступает одним из героев

Нейробиология в кино

Вилла Domus Romana

Впечатлившись тем, что руины огромной каменной арки теперь находятся на глубине моря, Плута создала на Мальте экспозицию, объединяющую изображения, видео, объекты и звук, рассказывая, что скрыто в глубине морей и океанов.

Выставка Variable Depth, Shallow Water