Алексей Шор: «Я пишу музыку под настроение, а не под событие»
Мы решили открыть нашу рубрику, в которой будем рассказывать о знаменитых соотечественниках, с интервью с Алексеем Шором. Он удивительно разносторонний и талантливый человек, математик и композитор, произведения которого исполняют ведущие музыканты мира. Он также является композитором-резидентом V Мальтийского Международного Музыкального фестиваля.
— Господин Шор, как для вас, человека редких математических способностей, происходит взаимодействие с музыкой? Анализируете ли Вы ее с математической точки зрения?
— И от композитора, и от математика требуются ясное мышление и внимание к деталям. В остальном, на мой взгляд, серьезная математика и музыка имеют мало общего.
— Какое время в истории музыки для Вас наиболее интересно?
— По-моему, период от позднего барокко до раннего романтизма (всего каких-то 150 лет между молодостью Баха и смертью Шумана!) — это самая удивительная концентрация гениев в истории не только музыки, но и человечества в целом.
— Как Вы почувствовали в себе желание сочинять музыку?
— Я любил музыку всегда, но много начал сочинять сравнительно недавно, когда всемирно известные исполнители ею заинтересовались (что произошло, можно сказать, по чистой случайности).
— Кто из живущих сегодня коллег представляет для Вас интерес?
— Я отдаю предпочтение традиционной тональной музыке. Поздний Лист — это максимально «авангардная» музыка, которую я по-настоящему люблю. (Конечно же, есть много более поздних вещей, которые я тоже люблю, но уже далеко не в такой концентрации как в музыке XVIII—XIX веков). Я плохо знаю современную музыку. Мое знакомство с ней каждый раз происходит случайно, так что я совершенно точно упускаю многое, что мог бы полюбить. Недавно я прослушал цикл миниатюр композитора Гии Канчели в исполнении кларнетиста Юлиана Милкиса и очень проникся. Очень понравилась и запомнилась «Садовая симфония» Александра Чайковского.
Я также весьма неравнодушен к творчеству композиторов, которые пишут для кино, такие как Эннио Морриконе, Джон Уильямс и Ханс Циммер, а также Эндрю Ллойд Вебер. В детстве, помнится, я был под большим впечатлением от его рок-оперы «Иисус Христос Суперзвезда», хотя вообще не понимал текстов арий и, поскольку рос в Советском Союзе, имел весьма размытое представление о самом сюжете.
— Каким Вам видится идеальный исполнитель Ваших произведений?
— К великому счастью, меня играют потрясающие исполнители, которые придают моим работам такое звучание, о котором я даже мечтать не мог.
— Существует ли для Вас какая-
либо вершина на композиторском пути, определенное произведение или их количество?
— Бах — мой самый любимый композитор.
— Известно, что у Антона Брукнера было особое отношение к числам, ощущаете ли Вы некую связь?
— Действительно, Брукнер был помешан на цифрах, Шенберг боялся чертовой дюжины, Берг считал число 23 ключевым для себя, и, конечно же, Бах закодировал самые разнообразные числа в своих произведениях. И это лишь малая толика композиторов, которые обыгрывают слова и цифры в своих работах. Сам я всерьез к этому не отношусь, но есть и у меня короткая пьеса под названием «Скрытое послание», в которой несколько раз закодирована фраза «Анна, я люблю тебя». Она посвящена моей матери Анне.
— Существуют ли для Вас безусловные имена среди композиторов прошлого? Кто из них для Вас наиболее близок или интересен?
— Список более чем стандартный: Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Шопен…
— Чего бы Вы никогда не стали делать в композиторстве?
— Оригинальность ради оригинальности.
— Если бы Вам поставили условие сочинить только одно произведение, что бы это было?
— Наверное, хотел бы дописать то произведение, над которым я работал в тот момент.
— Вы могли бы описать роль композитора в современном обществе?
— Я не воспринимаю музыку в таком контексте. Я надеюсь, что моя музыка отражает настроения и чувства, а не текущий политический дискурс или другие злободневные явления. Я ни в коем случае не намекаю на то, что музыка не должна отражать общественные настроения и дух времени, в котором мы живем. Творчество многих великих композиторов было неразрывно связано с эпохой, в которой они творили. Я написал короткую симфоническую пьесу «Потеря», посвященную только что упавшей арке Лазурного Окна на Гозо, что стало огромной трагедией для жителей Мальты. Но для меня это редкое исключение — обычно я пишу музыку под настроение, а не под событие.
— Интересна ли Вам работа с другими видами искусства: в кино, театре, живописи?
— Да, конечно! Я бы с удовольствием попробовал написать музыку для балетной постановки, театрального спектакля или даже фильма. Надеюсь, что однажды у меня будет такая возможность.
Читайте также:
Ирина Гогинян: «Мы решили, как и на Мальте, задействовать местные детский хор и детский балет»
20 сентября 2017
Руководитель отдела менеджмента и PR Армянского Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиаряна Ирина Гогинян присутствовала на мальтийской премьере «Хрустального дворца». Оттого относительно грядущих показов спектакля в Ереване у нее самые радужные прогнозы.
Секреты островной кухни
27 февраля 2019
Дорогие друзья! Мы предлагаем вам два популярных мальтийских рецепта: котлеты из красной и белой рыбы и особый миндальный пирог. И то, и другое блюдо было известно на острове очень давно. В рыцарские времена и ранее… А теперь мы хотим поделиться этими рецептами с вами.
What people say about the VI Malta International Music Festival
08 июля 2018
From the 15th of April till the 1st of May, Malta was welcoming participants and guests of the sixth Malta International Music Festival organized by the European Foundation for Support of Culture.
Итоги фортепианных конкурсов июля 2017
27 июля 2017
Во время 5-го Мальтийского международного музыкального фестиваля, который прошел на Мальте в апреле этого года, было объявлено, что в 2018 году, когда Валлетта станет культурной столицей Европы, будет проведен масштабный фортепианный конкурс с самым высоким в мире призовым фондом — 200 000 евро.
Брак с иностранцем
10 октября 2017
За последние несколько десятилетий браки между представителями различных национальностей и конфессий становятся все более частым явлением.
Maurice Vassallo: “My aim is to establish an Armenian Cultural Centre in Malta”
18 июля 2018
Maurice Vassallo is the Project Manager of the Mediterranean Conference Centre in Valletta. Maurice Vassallo’s family has Armenian roots. In this interview, Maurice Vassallo talks about his family’s origins and deep, long-standing interest in Armenian culture.