Андреас Оттензамер: «Нужно всегда выбирать инструмент, на котором проще всего самовыражаться»

02 мая 2018 /
  1. Интервью
Андреас Оттензамер: «Нужно всегда выбирать инструмент, на котором проще всего самовыражаться» — Мальтийский вестник
Photo: Katja Ruge / Decca

Вопрос «Любите ли вы Брамса?» напрямую адресован Андреасу Оттензамеру. Любит, еще как! Этот молодой кларнетист со внешностью топ-модели не успел разменять третий десяток, а уже подписал эксклюзивный контракт с Deutsche Grammophon и несколько лет является солистом Берлинской филармонии.

— Вы родились и выросли в музыкальной семье. Как родители повлияли на выбор вашего жизненного пути? Вы сами решили стать профессиональным музыкантом или, скажем так, семейная история обязывала?

— Конечно, рос я в окружении музыки, и это естественным образом повлияло и на мою к ней любовь, и на выбор карьеры. Но в то же время меня интересовало столько всего другого, что я не исключал возможности пойти совсем по другому пути.

— С детских лет вы учились играть на нескольких музыкальных инструментах: фортепиано, виолончели и кларнете. Причем владеете ими в совершенстве, что подтверждается количеством призов за участие в конкурсах по всем трем инструментам. Что же повлияло в конечном итоге на выбор кларнета?

— Нужно всегда выбирать инструмент, на котором проще всего самовыражаться. Для меня это кларнет, к тому же — это универсальный инструмент!

— Возможно ли описать звучание этого инструмента?

— У него темный и насыщенный звук — мой самый любимый тембр. Он часто используется в венской исполнительской традиции.

— Прошло всего шесть лет с того момента, как вы решили сделать кларнет своим ведущим инструментом, и вот вы уже почетный член Оркестровой академии Берлинской филармонии, а затем и солист Немецкого симфонического оркестра Берлина и Берлинской филармонии. Чем вы объясните такой стремительный взлет?

— Конечно, годами занятий и практики. А также развитием и опытом, полученным в музыкальной среде, начиная с самых малых лет.

— Можно ли сравнить репертуар для кларнета с репертуаром для двух других инструментов — фортепиано и виолончели?

— Репертуар для кларнета чудесный. В оркестре ему отводятся мелодичные сольные партии, к тому же он звучит весьма характерно. В камерной музыке на нем можно исполнять практически все. Для кларнета писали великие композиторы — от Моцарта до Брамса. А что касается сольных концертов, то есть очень интересные работы, и даже шедевры. Конечно, репертуар для виолончели и фортепиано намного шире.

Запись в студии, конечно, очень непростая задача, но в конце концов мы все просто пытаемся играть так же, как играли бы на концерте

— Ваш любимый композитор?

— Люблю разнообразие, но — Брамс очень мне близок.

— Вы выступали с ведущими дирижерами мира. С кем из них вам было приятнее всего работать?

— Сотрудничество с другими музыкантами — непростая штука, ответ на этот вопрос ни в коем случае нельзя давать обобщенный. Изюминка есть у каждого, а плодотворная работа зависит от многих параметров: репертуара, оркестра, настроения, акустики и т.д.

— Вы выступаете и в составе оркестра, и как солист, и в ансамблях камерной музыки. Какое направление вам ближе всего и почему?

— Опять же, не хотелось бы делать какой-то определенный выбор. Мне нравится вся эта комбинация — думаю, что все три ипостаси прекрасно дополняют друг друга.

— В женщинах-инструменталистах недостатка, кажется, нет, а вот женщин-дирижеров мало. Как Вы думаете, почему так?

— Женщины-дирижеры только начали появляться в этой сфере деятельности. Подождите несколько лет, и их число будет намного выше.

— В 2005 году с вашими отцом и братом — ведущими кларнетистами Венского филармонического оркестра Вы создали трио Clarinotts. Дает ли какие-то преимущества сотрудничество с родными людьми?

— Несомненно. Ближе такого совместного творчества в работе над созданием музыки просто нет.

— В 2013 году Вы подписали эксклюзивное соглашение о записи с лейблом Universal Classics’ Mercury Classics в партнерстве с Deutsche Grammophon. Благодаря этому вы стали первым кларнетистом, который выпустит альбом с DG, что само по себе огромная честь для музыканта. Чем, по-вашему, отличается работа в студии от живого исполнения перед публикой?

— Я всегда стараюсь записываться в обстановке, максимально приближенной к реальной ситуации.

Запись в студии, конечно, очень непростая задача, но в конце концов мы все просто пытаемся играть так же, как играли бы на концерте.

— Вместе с пианистом Хосе Галь­ярдо вы являетесь арт-директором фестиваля Бюргеншток в Швеции. Чем отличается роль организатора от роли участника фестиваля, на ваш взгляд?

— Быть арт-директором этого прекрасного фестиваля — вызов самому себе. Огромное удовольствие собирать команду из великолепных музыкантов и близких тебе людей каждый год, но это, конечно, и весьма непростая работа.

С тех пор, как я взял на себя эту роль, я начал с большим вниманием и пиететом относиться к работе, которая происходит за кулисами фестиваля.

— Как вы узнали о фестивале на Мальте? А о самой Мальте? С каким посланием вы приедете на средиземноморское побережье?

— Я очень рад побывать на Мальте впервые. Несколько раз хотел поехать на остров в отпуск, так что все отлично совпало!

— На Мальте Вы будете исполнять «Вердиану» Алексея Шора — произведение, вдохновленное операми итальянских композиторов, с великолепными мелодиями. Вам по-особому близка опера?

— Она была первым музыкальным жанром, с которым я познакомился, когда рос в Вене. Подход Шора очень оригинален, не похож на обычные фантазии на оперные темы.

Беседовала Сесилия Швиреб


Метки статьи:

Мальтийский международный музыкальный фестиваль Музыкальные фестивали на Мальте События на Мальте Европейский фонд поддержки культуры

Читайте также:

Виолончелист Александр Князев: «Дети должны знать имена великих композиторов...»

1 февраля 2020

Виолончелист Александр Князев: «Дети должны знать имена великих композиторов...» | Мальтийский вестник

Зал Роберта Самута во Флориане 22 января был переполнен. Здесь состоялся концерт виолончелиста, заслуженного артиста России, солиста Московской филармонии Александра Князева и пианистки, лауреата международных конкурсов Веры Каменевой, организованный Европейским Фондом Поддержки Культуры. Звучали «Крейцерова соната» Бетховена и «Музыкальное паломничество» — концерт для виолончели с оркестром, созданный современным американо-мальтийским композитором Алексеем Шором.

Malta to welcome classical music world stars again

20 марта 2018

Malta to welcome classical music world stars again | Мальтийский вестник

2018 is a special year for Malta’s cultural life – Valletta, a city ‘built by gentlemen for gentlemen’ has been awarded the title of Europe’s cultural capital. From January on, the entire island will plunge into the whirlpool of rejoicing and festivals.

Гений поэзии русской – Сергей Есенин

26 января 2021

Гений поэзии русской – Сергей Есенин | Мальтийский вестник

Поэзию Сергея Александровича Есенина знают и любят не только в России, но и во всем мире. Он один из величайших поэтов, подаренных нам Серебряным веком, жизнь которого оборвалась на взлете.

Тайны мальтийского языка

12 марта 2021

Тайны мальтийского языка | Мальтийский вестник

Уроки мальтийского языка с Яной Псайлой

Как сохранить суставы здоровыми?

22 декабря 2019

Как сохранить суставы здоровыми? | Мальтийский вестник

Это актуально в любом возрасте, ведь от их состояния зависит качество и образ нашей жизни. Чтобы суставы были здоровыми, необходимо соблюдать несколько правил:

Пианист Владимир Овчинников: «Мальта — это остров радости…»

30 января 2019

Пианист Владимир Овчинников: «Мальта — это остров радости…» | Мальтийский вестник

Приезд на Мальту — незабываемое и впечатляющее событие для каждого гостя острова.

Новости Мальты

Ко дню российских дипломатов | Мальтийский вестник

Ко дню российских дипломатов

11 февраля 2022

10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. Он был утверждён в качестве профессионального праздника российских дипломатов в 2002 г. указом Президента России, и эта дата была выбрана не случайно. Ведь именно 10-м февраля 1549 года да...


Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена | Мальтийский вестник

Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена

23 декабря 2021

Во время захоронения Великого магистра Мальтийского ордена Мэтью Фестинга, который скончался на Мальте 12 ноября 2021 года, была обнаружена безымянная могила. Предполагают, что она принадлежит самому непопулярному магистру Ордена Святого Иоанна — Франс...


Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе | Мальтийский вестник

Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе

23 декабря 2021

Интернет-Портал european­best­destinations.com разместил статью со списком самых красивых елок в Европе. На первом месте оказалась экологичная елка из бутылок, созданная жителями Айнсилема, что на Гозо. В прошлом году жители деревушки установили 19-мет...


Дождь в музее | Мальтийский вестник

Дождь в музее

23 декабря 2021

По сообщению пресс-службы Heritage Malta, дождевая вода, просочившаяся в залы Национального музея искусств MUŻA, не повредила картины. Мальту несколько месяцев заливает дождями. Настолько сильными, что в зданиях протекают потолки. Не стал исключением и...


Валлетта — столица здоровья | Мальтийский вестник

Валлетта — столица здоровья

23 декабря 2021

Согласно сообщению журнала Forbes, Валлетта — самая экологически благоприятная европейская столица. Исследование с таким интересным результатом провел бренд одежды GAP. Были проанализированы условия жизни в 28 столицах стран Евросоюза. GAP обращали...


Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма | Мальтийский вестник

Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма

23 декабря 2021

По данным социологических исследований, 61% жителей маленького средиземноморского острова считают, что «все будет хорошо». 22% мальтийцев категорически не согласны с этим, а оставшиеся пребывают в сомнениях и надеждах. Им Мальта обязана званием дов...


Скоро на Мальте

Malta International Music Festival пройдет в 2022 году в новом формате. Одиннадцатый по счету фестиваль будет представлять собой пятинедельный культурный форум, в рамках которого состоится не только множество концертов, выступлений хореографических коллективов, выставок, кинопоказов, но также будут организованы Дни национальных культур.

Мака Лашхи о Днях грузинской культуры: «Столь масштабное мероприятие будет организовано благодаря участию Европейского Фонда Поддержки Культуры»

В 2022 году Malta International Music Festival пройдет на Мальте с новой программой и в новом формате. Организаторы уверяют: это будет самый большой праздник искусства за более чем 10-летнюю историю фестиваля.

Триумф героев: о новой концепции Malta International Music Festival-2022

В этом году отрадно наблюдать за расписанием концертов традиционного Фестиваля барочной музыки в Валлетте (Valletta Baroque Festival). После урезанной программы 2021 (когда можно было только радоваться, что фестиваль вообще не отменили) в наступающем 2022 организаторы подготовили встреч с барочной музыкой в барочном городе, построенном «джентльменами для джентльменов».

Мадригалы, балет и BaRock - Мальта принимает 36 концертов Фестиваля барочной музыки

В наступившем году на Мальте пройдут фестивали, посвященные музыке великих русских композиторов, чей юбилей будет отмечаться в 2022 году

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В декабре этого года на Мальте состоится премьера нового мальтийского фильма Blood on the Crown. Фильм рассказывает о событиях начала прошлого века, о борьбе за независимость Мальты и о памятной дате празднования мальтийского Сетте Джуньо.

Blood on the Crown — история о мужестве и героизме