Чайковский, Элгар, Шор и Шагал для непросвещенных и самых искушенных

29 июня 2018 /
  1. Репортажи
  2. Статьи
Чайковский, Элгар, Шор и Шагал для непросвещенных и самых искушенных — Мальтийский вестник

Как известно, в творчестве каждого художника создается своя реальность, которая, безусловно, насыщена оригинальными идеями; она переживается особенными эмоциями, искрится неповторимыми красками. Глубоко личностные и в то же время «вечные» темы превращаются в «архетипы», ассоциирующиеся с определенной эпохой и стилем в искусстве.

Чайковский, Элгар, Шор… Мальтийский музыкальный фестиваль за день до закрытия, представил на суд публике симфонический опус и сочинения для виолончели с оркестром. За пульт Государственно симфонического оркестра Армении встал талантливый дирижер Тигран Ахназарян. Он — брат известного виолончелиста Нарека Ахназаряна; музыкант имеет большой дирижерский опыт в качестве руководителя известных российских коллективов, а также как приглашенный маэстро. Прекрасная школа (Тигран Ахназарян стажировался в Санкт-Петербургской государственной консерватории у легендарного Ильи Мусина), строгий дирижерский жест, полная отдача. Уже в первом сочинении — симфонической увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» – дирижер уверенно повел оркестр за собой…

По словам П. И. Чайковского, трагедия Шекспира — это «великая архигениальная драма»! На Мальтийском фестивале прозвучало много программной музыки, но увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» стала настоящей вершиной фестивального концертного биеннале. Медленное хоральное вступление — образ Средневековья или, как принято считать, одного из главных действующих лиц трагедии, сыгравшего столь важную роль в судьбе влюбленных патера Лоренцо, был исполнен вдумчиво, глубоко, с большим чувством. Музыканты сумели передать метания «одинокой, стремящейся к небу души». Артистично и вдохновенно были представлены основные темы экспозиции и «жемчужина» симфонической лирики Чайковского — тема любви, которую Римский-Корсаков охарактеризовал так: «До чего вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая жгучая страсть!». Стремительная разработка прозвучала в оркестре с невероятной ожесточенностью, порывисто и драматично. Дирижер и оркестр были на высоте, продемонстрировав цельность драматического развития, острую борьбу образов Любви и Смерти…

Концерт для виолончели с оркестром ми минор, op. 85 в исполнении известного виолончелиста Нарека Ахназаряна прозвучал на едином дыхании. Сэр Эдуард Уильям Элгар покорил строгостью повествовательного тона, глубокой надломленностью. Смысловая арка — верность английского композитора традициям Чайковского, Дворжака, Грига прорисовала драматургическую линию всего вечера.

Речитатив виолончели — это своего рода голос автора, повествующий о трагическом времени Первой мировой войны. Образ солиста по природе своей романтичный, был внутренне сдержан; игра волевая и сильная! Светлая вторая часть была исполнена очень технично, чувствовалась спаянность, «родственное плечо» между дирижером и солистом. Дальнейшее драматургическое развитие раскручивалось будто бы по спирали, и мы увидели новые краски в образе солиста, особую вдохновенность в духе шумановского Флорестана. В финал Концерта исполнители смогли донести и глубокий трагизм, и благородное величие…

Чайковский, Элгар, Шор и Шагал для непросвещенных и самых искушенныхАлексей Шор… Три пьесы для виолончели с оркестром Нарек Ахназарян объединил в микроцикл самостоятельно: Lament — Melancholy — Lonely Sail. По словам виолончелиста, «это замечательная, очень мелодичная музыка, что, к сожалению, в наш век встречается нечасто… Важно то, что она доступна любому слушателю, и уровень его подготовки не имеет значения — от самых непросвещенных — до самых искушенных… В этом и есть ее ценность, — она заключена в ее простоте и минимализме. Причем, я бы сравнил ее с понятием минимализма в живописи…». Живописный минимализм как отдельное направление в искусстве завил о себе не сразу. Особенный интерес в новом течении вызывала лаконичность и простота форм. Казалось бы, простые и естественные формы, они не могут означать ничего, кроме самих себя, но каждый человек их видит по-своему. Главная задача — сформировать в картинах нужное настроение. Три пьесы Шора, три разных настроения. Для этого художники используют в полной мере цвет. У композитора в руках — иное выразительное средство — тональность, краски оркестра.

Чайковский, Элгар, Шор и Шагал для непросвещенных и самых искушенныхLament как нельзя точно соответствует духу сочинения для виолончели. Его отличают страстное высказывание, говорящие интонации и в то же время — сдержанно-лирическое дыхание.

Melancholy — это пьеса у Нарека Ахназаряна ассоциируется с ранними работами Марка Шагала: «есть в них что-то неуловимое, общее…», — говорит музыкант.

Минимализм Алексея Шора, на наш взгляд, проявляется в нежной тихой мелодии, окрашенной глубоким лиризмом, тонко прочтенной исполнителем. «Я не делаю ничего иного, как только выражаю свои мысли таким языком, как все те люди, что окружали меня в детстве», — писал Марк Шагал…

Lonely Sail — в ином ключе; эта пьеса пейзажного настроения, спокойной умиротворенности, возвышенности чувств. Тихая морская гладь… Как не вспомнить картины знаменитого Ивана Айвазовского, великого Ованнеса Айвазяна?

В пьесах цикла использована излюбленная композитором форма сквозного динамического развития. Они прекрасно оркестрованы: голос оркестра — бархатный, мягкий.

Соло всегда добавляет новые краски к образу исполнителя… Бис еще раз показал великолепную технику владения инструментом, тончайшее пианиссимо, прозрачность звучания. Зал рукоплескал!.

А вечером на площади в Валлетте — Культурной столице Европы — зажглись мириады праздничных огней, морская гладь залива была расцвечена фантастическим разнообразием фейерверков!

Татьяна Эсаулова



Читайте также:

Говорят дети! И взрослые

22 ноября 2017

Говорят дети! И взрослые | Мальтийский вестник

На Мальте проходили съемки фильма "Золотая рыбка" с участием детей наших соотечественников на Мальте. Как это было, они вам сами сейчас расскажут...

«Принесите мне голову Стефано Буонаккорси!» (часть 1)

29 ноября 2017

«Принесите мне голову Стефано Буонаккорси!» (часть 1) | Мальтийский вестник

Сэр Оливер Старки был английским рыцарем-католиком, умевшим проявлять гибкость во времена великих испытаний.

Музыка Комитаса - символа армянской идентичности впервые звучал на Мальте

29 июня 2018

Музыка Комитаса - символа армянской идентичности  впервые звучал на Мальте | Мальтийский вестник

В Средиземноморском Конференц-центре на Мальте 22 апреля произошло уникальное событие. А именно впервые в SacraInfermeriaHall в Валлетте прозвучала музыка Комитаса — известного армянского священника и композитора, который всю свою жизнь посвятил поискам, возрождению и обработке народных песен.

Конрад Мицци, министр туризма Мальты: «Проект «Хрустальный дворец» подтвердил извечную роль Мальты — быть перекрестком культур»

09 сентября 2017

Конрад Мицци, министр туризма Мальты: «Проект «Хрустальный дворец» подтвердил извечную роль Мальты — быть перекрестком культур» | Мальтийский вестник

На премьере мультижанровой постановки «Хрустальный дворец», состоявшейся 21 июля в Средиземноморском конференц-центре в Валлетте, среди почетных гостей присутствовал министр туризма Мальты, господин Конрад Мицци.

Исповедь

09 ноября 2020

Исповедь | Мальтийский вестник

Новелла Тревора Зары в переводе Яны Псайла

Фестивальные страсти

31 марта 2019

Фестивальные страсти | Мальтийский вестник

Сегодня можно с уверенностью и полным правом утверждать: на красочном небосклоне европейских фестивалей засверкала еще одна яркая звезда – Мальтийский международный музыкальный фестиваль. Семь лет этот форум был известен, в основном, самим жителям жемчужины Средиземноморья – Мальты, а также некоторым любознательным туристам, пожелавшим заглянуть на тот или иной концерт. Сегодня же и об этом фестивале, и о мальтийской музыкальной культуре знают не только европейские поклонники музыки, но и посетители…

Новости Мальты

Удаленка может стать  нормой для Мальты | Мальтийский вестник

Удаленка может стать нормой для Мальты

08 марта 2021

В первые месяцы пандемии многие работодатели перевели сотрудников в домашние офисы на удаленную работу, и недавние исследования говорят о том, что от 15% до 25% работы на Мальте можно выполнять, не выходя из дома. Вполне ожидаемо, что к этой категории ...


Мальтийский рыбак получил награду кинофестиваля Sundance | Мальтийский вестник

Мальтийский рыбак получил награду кинофестиваля Sundance

08 марта 2021

Йесмарк Шиклуна, рыбак из Сидживи — главный герой фильма «Луццу» (Luzzu) — стал обладателем приза жюри кинофестиваля Sundance за актерское мастерство в категории «Мировое кино».­ Фильм режиссера Алекса Камиллери «Луццу», мировая премьера которого с...


На Мальте выросли продажи яхт | Мальтийский вестник

На Мальте выросли продажи яхт

08 марта 2021

Продажи яхт в 2020-м году на Мальте продемонстрировали рост на 22% по сравнению с 2019-м годом, несмотря на финансовый кризис во многих сферах. Всего было зарегистрировано 708 новых яхт — сообщает Times of Malta, ссылаясь на данные экспертов. При э...


Великая осада Мальты на экране | Мальтийский вестник

Великая осада Мальты на экране

08 марта 2021

«В середине XVI века затяжной религиозный конфликт перерастает в кульминационную битву в Средиземном море. В противоборстве участвуют Рыцари ордена Святого Иоанна и грозные войска султана. События показаны глазами османского воина и христианского рыцар...


Экс-нападающий ЦСКА Сейду Думбия стал игроком мальтийского «Хамрун Спартанс». | Мальтийский вестник

Экс-нападающий ЦСКА Сейду Думбия стал игроком мальтийского «Хамрун Спартанс».

08 марта 2021

Последним клубом Думбии был швейцарский «Сьон», который он покинул в марте 2020 года. С 2010-го по 2014-й, а также в 2015-м форвард выступал за ЦСКА. В составе команды он стал трехкратным футболистом года, дважды брал Кубок страны и один раз — Суперкуб...


Институт туризма Мальты выпустил журнал | Мальтийский вестник

Институт туризма Мальты выпустил журнал

08 марта 2021

Рассказ о мальтийском хлебе, интервью с министром туризма Клайтоном Бартоло, анализ влияния массового туризма на обитателей острова. Институт туризма Мальты выпустил журнал Futurouristic, цель которого не только стать площадкой для академических исслед...


Скоро на Мальте

Вилла Domus Romana

Впечатлившись тем, что руины огромной каменной арки теперь находятся на глубине моря, Плута создала на Мальте экспозицию, объединяющую изображения, видео, объекты и звук, рассказывая, что скрыто в глубине морей и океанов.

Выставка Variable Depth, Shallow Water

Все во имя того, чтобы мы могли задуматься, насколько хрупким является наш повседневный мир, который мы ошибочно считаем чем-то неизменным.

Выставка Light is Time Thinking About Itself

Год назад — в марте — Анна Каллейя вынуждена была собрать все вещи, и вернуться из Англии домой, на Мальту. Две недели обязательного карантина она провела, создавая работу «Одиночество на карантине», отражающую страх и клаустрофобию.

Homebound

Не пропустите прямой эфир 7 марта в 20:00! Розыгрыш подарков гарантирован.

Пока на карантине... В гостях у друзей! В преддверии праздника 8 Марта.