Дирижер Лоуренс Ренес: о любви и времени
Концерт, состоявшийся 26 января в Средиземноморском конференц-центре в Валлетте, стал особым событием для Мальты: Лоуренс Ренес дирижировал Мальтийским филармоническим оркестром.
Что можно спросить у человека, который только что отошел от пульта дирижера после многочасовой репетиции, когда на часах девять вечера, за стенами концертного зала — дождь, а от возможности отдохнуть его отделяют несколько минут обещанного заранее интервью?! «В каком городе Мальты вы родились? В вашей биографии это не указано». «Вы знаете, кто является святым покровителем Биргу? Святой Лоуренс. Обычно это является подсказкой к вопросу о месте моего рождения», — отвечает нидерландский дирижер мальтийского происхождения Лоуренс Ренес.
Токийский столичный симфонический оркестр (Tokyo Metropolitan Symphony Orchestra), Шанхайский симфонический оркестр (Shanghai Symphony Orchestra), Сиднейский симфонический оркестр, Мельбурнский симфонический оркестр — это лишь начало длинного списка музыкальных коллективов, с которыми Ренес работал в 2018 г. До лета 2017 г. он был музыкальным руководителем и главным дирижером Королевской шведской оперы, сотрудничал с Королевским филармоническим оркестром Стокгольма, с оркестрами Лондона и Осло. Выпускник Амстердамской консерватории по классу скрипки и Гаагской консерватории как дирижер, уже в 90-х гг. Ренес успел выступить со всеми ведущими оркестрами Нидерландов. Это объясняет, почему концерт, состоявшийся 26 января в Средиземноморском конференц-центре в Валлетте, стал особым событием для Мальты: Лоуренс Ренес дирижировал Мальтийским филармоническим оркестром. С МФО Лоуренс Ренес выступил во второй раз. В прошлом (2018 г.) в программе были представлены: Первый концерт для фортепиано Сергея Рахманинова и музыкальная поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. В этом году — Четвертая симфония (Романтическая) Антона Брукнера и «Пять песен на стихи Матильды Везендонк» Рихарда Вагнера.
— Итак, во второй раз вы на сцене с Мальтийским филармоническим оркестром. Каковы ваши впечатления от этого сотрудничества?
— Первое и самое важное — это прекрасная команда. У них очень много страсти к музыке, меня вдохновляет такая работа. Кроме того, это моя страна, мой дом — я рад тому, что я здесь.
— В одном из интервью для мальтийского издания вы сказали, что хотите, чтобы люди пришли на концерт, закрыли глаза и испытали чувство расслабленности. На концерте Брукнера и Вагнера? То есть — это ваша цель, таким вы видите воздействие классической музыки на человека?
— Это половина истории, здесь очень важно учесть контекст сказанного. На Мальте есть люди, которые никогда не были на подобном концерте. Я обращался к ним, стремился донести мысль, что не нужно быть глубоким специалистом в области классической музыки, чтобы ею наслаждаться: достаточно прийти на концерт. Закройте глаза и мечтайте! Или откройте глаза и смотрите на оркестр, на музыкантов — не важно. Главное — ощутите этот момент присутствия. Что до меня, то, по моему мнению, классическая музыка — это средство понимания того, кто мы в этом мире. Мы можем постичь так много! Постичь благодаря музыке, которая выступает как инструмент самоосознания.
— Что для вас главное в этой программе, объединяющей произведения Вагнера и Брукнера?
— Любовь. Брукнер — это любовь как религия. Он был католиком, но в данном случае не так важны религиозная или национальная принадлежность. Важно, что есть нечто высшее, что объединяет нас всех. Это для меня самое главное в произведении Брукнера. Вагнер — это поэтическая любовь, интеллектуальная. Это любовь красивых слов. И в том, и в другом случае мы говорим о любви как о самом высоком чувстве, доступном человечеству.
— Что происходит с вашим внутренним миром, когда вы находитесь на сцене, взаимодействуя с оркестром и с залом?
— Когда мы смотрим на картину, читаем поэму или слушаем классическое произведение, время останавливается. Прекрасный пример можно найти у Вагнера в «Парсифале».
Цитирую: «Парсифаль: Я двинулся совсем немного, а оказался так далеко.
Гурнеманц: Вот видишь, сын мой, здесь время превращается в пространство».
Два человека не двигались с места, они никуда не шли и все же оказались совсем в другом месте. «Здесь время превращается в пространство» — зафиксированное откровение. Люди искусства интуитивно чувствуют, что есть взаимоотношения между временем и пространством, что передается и слушателям.
Автор публикации
Читайте также:
«Принесите мне голову Стефано Буонаккорси!» (часть 1)
29 ноября 2017
Сэр Оливер Старки был английским рыцарем-католиком, умевшим проявлять гибкость во времена великих испытаний.
Мальтийский международный музыкальный фестиваль девятый год подряд сулит удовольствия самой высокой пробы
11 марта 2020
МММФ 2020, как и его предшественники, манит целой россыпью звездных имен —будто напоминая о том, что в эти весенние дни над островом восходит созвездие Плеяд. Плеяда выдающихся музыкантов, среди которых и восходящие звезды, и магистры звучащих сфер, сблизят хрестоматийное и современное, убеждая, что мэтры прошлого совсем не прочь встретиться со своими последователями; разве что удивиться тому, что в 21 веке композиторы вновь возвращаются к мелодии и романтическим порывам — как это делает композитор-резидент…
Вести "Международной ассоциации Что? Где? Когда? Мальта" СОЛЕНЬЯ в лицах
16 июня 2018
В этом номере «Мальтийского вестника» мы являемся счастливыми обладателями досье на участников команды «Cуровое соленье». Не праздного любопытства ради, а для осведомления широкой общественности о тех, кто в сентябре 2018 года представит Русскую Мальту на Пятом международном Чемпионатe по игре «Что? Где? Когда?» среди непрофессиональных команд, который пройдет на Кипре.
Из когтей французского орла в лапы британского льва (часть 1)
29 ноября 2017
Когда 2 сентября 1798 г. мальтийцы, доведенные до отчаяния высокомерием и грабежами французских оккупантов, восстали за свободу, за несколько дней поднялись вся Мальта и Гозо. Число повстанцев выросло до 10 тыс. бойцов. Большинство провозгласили «генеральным командиром» лидера восстания в Мдине Эммануэле Витале.
«Мальта сдалась»? Мальта сражалась!
11 сентября 2017
К рубежу бурного ХIХ века Мальтийский орден подошел критически ослабленным внутренними и внешними процессами. Выстояв в сотнях битв и сражений Средневековья, в Новое время рыцари Св. Иоанна не смогли противостоять искушениям и угнаться за прогрессом.
“We are very proud to participate in the Armenian Cultural Days in Malta”
18 июля 2018
30 April on the stage of the Mediterranean conference centre in collaboration with the State Symphony orchestra of Armenia performed brothers Tigran and Narek Hakhnazaryan. Before the concert, they shared their impressions of the Malta International Music Festival with our correspondent.