Джозеф Каллея: «MIMF2018 дает культурной сцене Мальты невероятные преимущества»
Самый известный тенор Мальты — о своих не-только-оперных музыкальных пристрастиях, культурной жизни на родном острове и неподдельном интересе к русскому языку.
Брать интервью у звезды мирового класса всегда волнительно. Однако в случае с Джозефом Каллеей оно почти сразу превращается в наиприятнейшую беседу: душевное тепло самого любимого певца всея Мальты чувствуется на огромном расстоянии (на момент нашего интервью он находится на гастролях в Нью-Йорке, поет в беллиниевской «Норме» в Метрополитен-опере).
— Ваша карьера весьма нетипична для Мальты, где самыми престижными профессиями считаются юридическая и финансовая. Но все же оперная карьера была Вашим собственным выбором, или же петь Вам было «предначертано судьбой»?
— Про «судьбу», конечно, громко сказано, но именно так и есть. Я всегда любил музыку и когда узнал, что обладаю вокальными данными для певческой карьеры, другого для себя и не желал. Мне нравится то, как я живу сейчас, подчас нелегко, но определенно того стоит. Я ничего не стал бы менять, к тому же в моей жизни так много разных впечатлений…
— В одном из Ваших предыдущих интервью Вы рассказали о любопытном происшествии, которое приключилось с Вами в юности. Вы пели в «Риголетто», и прямо в середине спектакля заслуженный певец снял маску, посмотрел Вам прямо в глаза и сказал: «Bella voce — devi studiare» (ит.: «Красивый голос — Вам нужно учиться»)…
— Да, все так и было. Певца звали Джорджио Тревия, а произошло все в театре Маноэль. Мне было тогда лет 15–16.
— Это и был поворотный момент в жизни?
— Нет-нет, я был тогда еще мальчишкой, пел для собственного удовольствия, это произошло до того, как я встретил своего учителя. Я стал изучать музыкальную теорию и игру на фортепиано — хотел лучше разбираться в музыке. Мой преподаватель по фортепиано и познакомил меня с моим педагогом, который распознал во мне талант и посоветовал развивать его.
— Каждый человек, особенно творческий, нуждается в поддержке. Как с этим сложилось в Вашей семье?
— Мне повезло с родителями, которые не только мне не мешали, но и помогали всем, чем могли. Я не о финансовой помощи как таковой, мне давали стипендии, а кроме того, в 19 лет я начал зарабатывать сам. В общем, благодарю бога за родителей, которые никогда не указывали, что я должен делать. Считаю, что хорошие родители должны поддерживать своих детей, но не диктовать им свою волю.
— Правда ли, что Вы пели в рок-группе?
— Да, а что в этом такого? (смеется). Возможно, Вы знаете Конрада Пуле из группы Scar. В подростковом возрасте я играл с ним, дело было в школе De La Salle. Рок был моей первой любовью: Queen и хэви-метал — Iron Maiden, AC / DC, Deep Purple, Nirvana…
— Можно ли сказать, что Вы пробовали себя в разных жанрах, прежде чем остановились на опере?
— Я бы так не сказал, это было обычным движением вперед. Я люблю петь, и поэтому мне хотелось исполнять все, что я могу, в том числе и подобную музыку.
— Что же в конечном итоге привело Вас в оперу?
— Когда мне было лет 13, я посмотрел фильм «Великий Карузо» с Марио Ланца в главной роли. И в тот самый момент, когда я услышал его голос, на меня словно снизошло озарение. И я решил, что хочу петь и в этом жанре тоже. А когда я познакомился с моим учителем, Полом Аша, он сказал мне: если ты действительно хочешь так петь, у тебя есть для этого голос, причем мирового класса. Вот с этого и началась моя оперная карьера.
— Чтобы ее продолжить, Вам пришлось уехать с Мальты, однако Вы возвращаетесь сюда с завидным постоянством. Вас, должно быть, тянет на Родину?
— Нелегко будет ответить на этот вопрос… Самое большое преимущество Мальты — мальтийцы, и они же, по крайней мере, некоторые из них, самый большой ее недостаток. Прежде всего, Мальта — совершенно особое место благодаря своему местоположению. Располагайся она чуть восточнее, была бы похожа на один из греческих островов, чуть западнее — из нее вышла бы какая-нибудь итальянская Пантеллерия. Но поскольку Мальта находится в самом центре Средиземного моря, она была лакомым куском для всех великих цивилизаций древности. Их привлекало ее стратегическое положения, идеальное и для военных, и для торговых целей. Вот почему история Мальты так отличается от истории любого другого острова примерно одинакового с ней размера.
Да, я очень привязан к моему родному острову. Конечно, где-то еще, возможно, и пляжи лучше, и море чище, но у нас все удивительным образом перемешано и сосредоточено на небольшом клочке земли, до любой точки можно добраться за считанные минуты… Ну, теперь уже не так быстро, конечно, из-за интенсивного трафика (усмехается иронически)… В общем, на Мальте сконцентрирована тысячелетняя история.
Что мне очень-преочень здесь не нравится, так это постоянное строительство, причем без оглядки на состояние окружающей среды. Возьмем, например, Россию, США или Австралию: у этих стран достаточно пространства, где можно совершать подобные ошибки, но у крошечной Мальты такой роскоши нет! Некоторые мальтийцы, увы, ведут себя очень эгоистично, жадность и «быстрые деньги» застят глаз. Не поймите меня неправильно: я не против застройки как таковой, но все нужно делать с умом. И из этого вытекает второй вопрос — а достаточно ли мы заботимся о нашей окружающей среде?
— Вы культурный посол Мальты. В чем заключается эта высокая миссия?
— Да, я — официальный посол Мальты в области культуры. Я отказался от оплаты за эту работу, потому что не хочу обременять налогоплательщиков. Но я работаю на этом поприще практически каждый день, привлекая инвестиции на Мальту. В своих интервью, которые я даю журналистам в разных уголках мира, я обязательно упоминаю Мальту. Звучит банально, скажете Вы, но я действительно люблю свою страну и свой народ. И раз уж речь идет о любви и заботе, то не обойтись и без раздражения. Это как «супружеские бои» в хорошем смысле этого слова, ведь если люди не испытывают сильных эмоций по какому-то поводу, значит им все равно. Таким образом, я очень серьезно отношусь к этой общественной роли.
— Вот и расскажите нам как культурный посол Мальты о том, как бы Вы охарактеризовали культурную жизнь Вашей страны в настоящее время.
— Многое изменилось в лучшую сторону. Несомненно, действующее правительство многое сделало для культуры. Но значит ли это, что не к чему больше стремиться? Нет, конечно. Можно добиться значительно большего… Поможет продвигать культуру на Мальте и дальнейшая централизация культурных направлений в руках правительства и создание культурной программы для всех, кто бы хотел отправиться на Мальту, в том числе и за такого рода досугом.
— Крупнейшим событием культурной программы Мальты в 2018 году, вне всякого сомнения, является проект V2018, когда Валлетта на год станет культурной столицей Европы. В рамках V2018 пройдет Мальтийский международный музыкальный фестиваль (MIMF 2018), который снова привлечет на остров целый ряд всемирно известных музыкантов.
— И меня также приглашали принять участие в MIMF 2018. Если бы не мои ранее запланированные гастроли, я бы с огромным удовольствием принял это предложение… Должен признаться, что я люблю Россию, говорю это совершенно серьезно. Люблю ее живопись, литературу, музыку. В данный момент я изучаю немецкий язык, но потом примусь за русский.
— Неужели? И что же привлекает Вас в нашем языке?
— Я люблю русскую литературу, Лев Толстой — один из моих любимых писателей. Мечтаю когда-нибудь прочитать русскую классику в оригинале. Также очень люблю и русскую музыку. У вас так много красивых романсов, например (поет по-русски): «Нет, только тот, кто знал свиданья жажду…» Кроме того, произносить слова на русском легко, примерно так же, как и на итальянском. Вот, например, как в одном из самых известных романсов (поет по-русски): «Очи черные, очи плменные, очи жгучие …»
Вспоминаю свой визит в Москву, когда я побывал в том числе на выставке Караваджо в музее Пушкина. В следующий раз обязательно съезжу в Санкт-Петербург!
— Вы не бывали никогда в нашей Северной столице?
— Нет, только в Москве… пять раз.
— В 2015 году Вы выступали в Москве с маэстро Константином Орбеляном…
— О да, маэстро Орбелян — невероятный музыкант, и в то же время один из самых прекрасных людей на планете, с огромным сердцем. А эти его борода и улыбка! Я очень его люблю. Его взаимопонимание с оркестром феноменально, и когда я пел, я чувствовал, что он не оставлял меня вниманием ни на секунду.
— Москва Вам нравится?
— В этом городе чувствуешь себя наособицу, не так, как в других городах Европы и, конечно же, на Мальте, в США, странах Азии, но ведь в этом вся соль. Я большой поклонник Европейского Союза и глобализации, но этот процесс хорош, когда не затрагивает городскую среду и культурные особенности тех или иных стран. У глобализации есть масса плюсов: свобода передвижения, торговли и т. д. Но очень важно в глобализованном мире не допустить, что мы все станем питаться едой из Мак-Доналдса, если Вы понимаете, о чем я.
— В апреле 2018 года нас ждет по-настоящему глобализованный музыкальный проект, о котором мы упоминали ранее, — MIMF 2018. Мальтийская публика сможет насладиться выступлениями таких музыкантов мирового класса, как Григорий Соколов, Максим Венгеров, Сальваторе Аккардо, Рэй Чен, Андреас Оттензамер, Дмитрий Ситковецкий, Айман Мусаходжаева, Любовь Казарновская…
— Думаю, что подобные события показывают, куда Мальте следует стремиться. Они дают мальтийской культурной сцене невероятные преимущества, и мы должны сделать все возможное, чтобы подобные мероприятия проходили каждый год. Я большой поклонник русских школы и традиций, будь то в обучении игре на музыкальном инструменте, дирижировании или балете, — они одни из самых старых и самых строгих в мире. Перечисленные Вами исполнители и все, кто занимается этим проектом, чрезвычайно серьезные люди. Я знаю большинство из них и даже выступал с Максимом Венгеровым.
— Привлекая музыкантов такого класса, мы присваиваем Мальте статус культурного направления; для нее это новая ипостась…
— Да, это позволяет Мальте занять достойное место на всемирной культурной карте. Что касается меня, то я в течение двух долгих лет был вовлечен в переговоры по поводу мальтийских гастролей оркестра из Амстердама, одного из лучших в мире. Он приедет на Мальту в следующем году на V2018, и я горжусь тем, что в этом есть частичка моего труда. Помимо этого, концерты лучших музыкантов современности, таких, как Максим Венгеров и Константин Орбелян, очень важны для Мальты, поскольку они не могут не оказать влияния на развитие местных талантов.
— Однако до сих пор нелегко убедить мальтийцев прийти и послушать прекрасную музыку…
— По сравнению с тем, что было лет 20 назад, все не так плохо. Но еще многое предстоит сделать, не в последнюю очередь в области образования как широкой общественности, так и подрастающего поколения. Без этого успехов не добьешься.
Беседовала и перевела с английского Светлана Велла
Метки статьи:
Деятели Мальты • Европейский фонд поддержки культуры • Мальтийский международный музыкальный фестиваль • Мальтийцы в России • События на МальтеЧитайте также:
Интервью председателя Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Евгения Дмитриевича Григорьева
24 марта 2018
Петербургские встречи на Mальте
Александр Телин: «Многие мальтийские темы стали сюжетами моих картин»
20 декабря 2017
Известный многим нашим соотечественникам московский художник беседует с корреспондентом «Мальтийского Вестника» о Мире острова Мальта (именно так, с большой буквы).
Воспитание мальтийских музыкантов: Мальтийская филармоническая Академия и Молодежный оркестр Мальты
16 июня 2018
История Мальтийской филармонической Академии берет свое начало в 2015 г., когда директор Мальтийского филармонического оркестра (МФО) Зигмунд Мифсуд почувствовал необходимость развивать профессиональные навыки молодых музыкантов Мальты.
По страницам Мальтийского книжного фестиваля 2019
02 декабря 2019
Что такое литературные «быстрые свидания»? Как научно-фантастические романы обогащают лексику мальтийского языка? Можно ли с помощью стендап-шоу привить детям любовь к писательскому творчеству? Команда Мальтийского национального книжного совета отвечает на эти вопросы и делится опытом проведения Мальтийского книжного фестиваля, который в очередной раз собрал под крышей Средиземноморского конференц-центра в Валлетте мальтийских и зарубежных почитателей печатного слова.
Николай Рубцов: «Россия, Русь! Храни себя, храни!..»
02 ноября 2019
В 1969 году Николай Рубцов знакомится с поэтессой Людмилой Дербиной. По воспоминаниям людей, знавших обоих, их отношения были сложными, в том числе потому, что у Рубцова имелось пристрастие к спиртному. В состоянии опьянения Николай перерождался, но запои сменялись днями покаяния. Пара то ссорилась и расставалась, то вновь мирилась. Вместе они прожили до роковой смерти поэта, причиной которой стала Людмила.