Эфемериды и прочие эфемерные тела

27 июня 2018 /
  1. Статьи
Эфемериды и прочие эфемерные тела — Мальтийский вестник

Есть пианисты, а есть Григорий Соколов. Писать о нем что бы то ни было — занятие лишнее, ненужное; все равно что насаживать ангела на булавочную головку или водить ручкой по двум безмозглым полушариям, Западу и Востоку, воображая одиссею наяву.

Можно, конечно, поизощряться в словесной эквилибристике, прочертить категорию его персонального музыкального времени, попытаться вычислить его небесные координаты, всякие там эфемериды и прочие эфемерные тела.

Но разве все это кому-то нужно?

Зрелый Фернандо Пессоа напишет: «Если уж хочется видеть сны — почему бы не видеть свои собственные».

Когда он играет, вы впадаете то ли в анабиоз, то ли в состояние транса, то ли еще куда, опять же, словами невыразимое. Как он это делает, непостижимо, да и не нужно постигать.

Думается, Григорий Соколов желает нам того же. Видеть в его музыке собственные сны. Про Гайдна и Шуберта, которых он играл в Валлетте, на Мальтийском международном музыкальном фестивале, в замке XVI века, где некогда располагался госпиталь рыцарей Святого Иоанна; в зале, попасть в который можно лишь минуя огромное фойе, где до сих пор сохранились ниши от больничных коек. По соседству с залом большим, кстати, обретается малый концертный зал, бывший морг; а за углом, уже у самого входа, стоят мальтийские рыцари, которые, по-видимому, наблюдают собственные сны.

Соколов — maverick pianist, и в этом емком английском слове можно расслышать многое: что он индивидуалист, и диссидент, и инакомыслящий. И не расслышать еще больше, ибо Соколова надо просто слушать.

Когда он играет, вы впадаете то ли в анабиоз, то ли в состояние транса, то ли еще куда, опять же, словами невыразимое. Как он это делает, непостижимо, да и не нужно постигать. Зачем? Какая, в конце концов, разница, что происходит с нотами, звуками, пассажами? Если он хочет нам это сказать, совершенно не важно, как это сделано.

Соколов играл три сонаты Йозефа Гайдна и четыре экспромта Франца Шуберта. В сознательно выбранном полумраке. Из Гайдна он выбрал редкости: не последние восемь сонат, а три периода среднего, к тому же минорные — сонату (дивертисмент) No.32 соль минор, сонату (дивертисмент) No.47 си минор и сонату No.49 до-диез минор. И то, что их редко можно услышать, имеет свои причины: папаша Гайдн, знатный остроумец, сочинял на диво капризную музыку, по большей части, в мажоре; хмурился он не столь часто, а тут вдруг сподобился. Оттого хмурятся в этих его сонатах и ритм, и мелодия, справиться с которыми на современном инструменте не очень-то сподручно. Соколову сподручно — и, как бы там ни старался впавший в минор автор, то необычное, что звучит из-под рук пианиста, кажется единственно верным. Приглушенные полутона, почти шепот; тембральное разнообразие, которое вроде бы считается привилегией старых инструментов, ныне утраченное; и мистика деташе, и экономная педаль, придающая роялю сходство с его предшественником гайдновских времен.

В следовавших затем четырех поздних экспромтах (D. 935) Шуберта, уже романтика, но тоже венца, и вроде бы уместного на современном рояле — хотя на рояле Соколова уместно все, даже сыгранный на бис клавесинист Рамо с его «Перекличкой птиц» — в зале изменился состав воздуха. А у пианиста изменились руки — они стали больше раза в два, мягче и радушнее. Гайдн исполнялся подушечками пальцев; Шуберт ласкал клавиатуру всей ладонью. Соколов разнил регистры и оттенки всего сущего, доводил гармоническую вертикаль до высшей степени прозрачности — вы каким-то чудны́м образом слышали каждую ноту всякого аккорда, — ворожил и делал еще нечто, и вовсе не поддающееся ни разуму, ни объективной реальности, данной нам в ощущениях. Он просто, как Шуберт, услышал и поймал музыку, и вывел ее из мира неслышимого.

Но мы опять сбиваемся на описание, словесное, излишнее, на абсолютно излишнюю изощренность, которой быть не должно, потому что слова Соколова принадлежат только ему, и если кому-то из нас дано их услышать, то лишь для того, чтобы понять нечто, доселе непонятое. При этом он удивительно прост в своей семантической сложности, в своих сложных и странных смыслах. Это абсолютно дзенская история: нет ничего запредельно высокого, все оно здесь, вокруг нас, а порой и рядом. Если правильно посмотреть.

И эта его рукотворная музыка…

Традиционной частью ритуала стали бисы, которые у Соколова являются не признаком благосклонности, но фактически третьим отделением клавирабенда. Бисов было пять: Шуберт, Рамо, снова Шуберт, Шопен и Скрябин. Руки вновь меняли размер, объем и положение на клавиатуре. «Но ведь это разные миры», — сказал мне Григорий Соколов после концерта.

Соколов делал еще нечто, и вовсе не поддающееся ни разуму, ни объективной реальности, данной нам в ощущениях. Он просто, как Шуберт, услышал и поймал музыку, и вывел ее из мира неслышимого.

Согласно кредо Тертуллиана, следует верить тому, что с точки зрения античной мудрости противоразумно, а, возможно, только этому и следует верить. Этот парадокс принципиально неразрешим, как бы глубоко мы ни пытались проникнуть под поверхность.

А нужно ли? Да нет, пожалуй.

Соколова нужно просто слушать.

Лина
Гончарская


Изображения публикации


Метки статьи:

MIMF18 Биографии творцов Валлетта Мальта Рецензии Фестивали на Мальте Средиземноморье События на Мальте Русские на Мальте Мальтийский международный музыкальный фестиваль

Читайте также:

Alexander Sokolov: “The main criterion for a member of the jury is whether you want to listen to this composer again”

08 июля 2018

Alexander Sokolov: “The main criterion for a member of the jury is whether you want to listen to this composer again” | Мальтийский вестник

We are interviewing a member of the Malta International Music Competition jury, the Rector of the Moscow Conservatory named after Tchaikovsky, the famous musicologist, Professor Alexander Sokolov. This outstanding worker of culture made a great contribution into modern music. He is a tutor who was teaching many famous performers and who is acknowledged in Russia and abroad. Alexander Sokolov is an Honoured Artist of Russia, in 2004-2008 he held the post of Minister of Culture and Mass Communications…

Илья Авербух, Всемирно известный фигурист, серебряный призер Олимпийских Игр, чемпион мира и Европы, четырехкратный чемпион России, продюсер уникальных ледовых спектаклей

23 декабря 2019

Илья Авербух, Всемирно известный фигурист, серебряный призер Олимпийских Игр, чемпион мира и Европы, четырехкратный чемпион России, продюсер уникальных ледовых спектаклей | Мальтийский вестник

Теперь мы — часть истории, и Мальта в нашем сердце тоже будет навсегда

Показ фильма "Чтобы помнили. Нюрнберг: 70 лет спустя"

16 июня 2018

Показ фильма Чтобы помнили. Нюрнберг: 70 лет спустя | Мальтийский вестник

26 февраля в Российском центре науки и культуры в Валлетте состоялся показ фильма «Чтобы помнили. Нюрнберг: 70;лет спустя». Картину представил ее автор Александр Григорьевич Звягинцев.

С днем рождения, маэстро! Благотворительный концерт в честь Юрия Розума с небывалым успехом прошел в Москве

27 марта 2018

С днем рождения, маэстро! Благотворительный концерт в честь Юрия Розума с небывалым успехом прошел в Москве | Мальтийский вестник

22 февраля в Колонном зале Дома союзов, одном из красивейших концертных залов Москвы, прошел концерт, посвященный дню рождения Юрия Розума, выдающегося российского пианиста.

Тостер и швейная машинка для благого дела

23 декабря 2019

Тостер и швейная машинка для благого дела | Мальтийский вестник

Мальтийский аэропорт собрал €12 000 на благотворительность, устроив аукцион потерянных и найденных вещей — сообщает Times of Malta.

Российские спортсмены на пьедестале Malta Dance Sport Cup 2019

27 февраля 2019

Российские спортсмены на пьедестале Malta  Dance Sport Cup 2019 | Мальтийский вестник

Невероятно красивые пары, демонстрирующие отточенные движения; ряд призовых кубков, ожидающих своих победителей… Удивительная возможность погрузиться в атмосферу спортивного танца на Мальте оказалась доступной его поклонникам в феврале.

Новости Мальты

Началась подготовка заявок от мальтийских городов на титул культурной столицы Европы-2031 | Мальтийский вестник

Началась подготовка заявок от мальтийских городов на титул культурной столицы Европы-2031

01 декабря 2020

Культурное агентство «Валлетта» объявило о запуске проекта подготовки заявок от мальтийских городов на звание «культурной столицы Европы» 2031 года. Заявки, подготовленные в период с января по март 2021 года, будут подаваться на рассмотрение в Европейс...


Один дома в Рождество | Мальтийский вестник

Один дома в Рождество

23 ноября 2020

Большинство жителей Мальты собираются провести рождественские праздники дома — сообщает Times of Malta. По данным издания, о планах праздновать Рождество в одиночестве или вдвоем, сообщили около 53% опрошенных. При этом 37% намерены встретиться с д...


Андреа Бочелли принял участие в проекте Мальтийского управления по туризму | Мальтийский вестник

Андреа Бочелли принял участие в проекте Мальтийского управления по туризму

19 ноября 2020

Всемирно известный тенор Андреа Бочелли провел на Мальте несколько дней для подготовки нового музыкального проекта, инициированного Мальтийским управлением по туризму совместно со Средиземноморским туристическим фондом. По словам Министра туризма...


Между Мальтийской торговой палатой и Ассоциацией деятелей искусства подписано соглашение о сотрудничестве | Мальтийский вестник

Между Мальтийской торговой палатой и Ассоциацией деятелей искусства подписано соглашение о сотрудничестве

19 ноября 2020

Мальтийская торговая палата и Мальтийская ассоциация индустрии развлечений и искусства (Malta Entertainment Industry and Arts Association (MEIA)) подписали соглашение о сотрудничестве. Об этом сообщает сайт Мальтийской торговой палаты. Для подписания ...


Выездной туризм на Мальте сократился на 75% | Мальтийский вестник

Выездной туризм на Мальте сократился на 75%

13 ноября 2020

Как сообщает мальтийское издание Times of Malta, количество людей, вылетевших с Мальты в период с июля по сентябрь 2020-го года, сократилось на три четверти по сравнению с прошлым годом. Самым популярным направлением для поездок с Мальты остается Итал...


Мальтийский книжный фестиваль 2020 стартовал | Мальтийский вестник

Мальтийский книжный фестиваль 2020 стартовал

12 ноября 2020

Мальтийский книжный фестиваль 2020 в этом году впервые проходит онлайн. С 1 по 15 ноября к событиям фестиваля можно подключиться на страницах официального сайта Мальтийского национального книжного совета (National Book Council) и на странице в сети Fac...


Скоро на Мальте

В этом году традиционный фестиваль проходит под девизом: «Вовлекайте, изучайте, решайтесь!»

Фестиваль Science in the City

Палаццо Фальсон проводит виртуальный семинар, в процессе которого дети смогут изготовить рождественские сувениры

Виртуальный мастер-класс «Мастерская Рудольфа»

Вилла Фрере откроет свои двери для гостей 13 декабря, с 9.00 - 16.00

День открытых дверей: Вилла Фрере

Оперные концерты — часть проекта «Рождество в городе», представленного культурным агентством «Валлетта»

Городская опера

Концерт камерной музыки, представленный музыкантами Мальтийского филармонического оркестра в старинном Маноэль Театре в Валлетте, посвященный 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена.

Вечер с Бетховеном