Филипп Копачевский: «Пока для тебя концерт — это событие, он будет событием и для публики…»

03 июня 2019 /
  1. Интервью
  2. Наши проекты
  3. Репортажи
Филипп Копачевский: «Пока для тебя концерт — это событие, он будет событием и для публики…» — Мальтийский вестник

«С первых звуков, сыгранных им, ощущаешь мощную лирическую индивидуальность пианиста…», «органичный сплав мастерства и духовной зрелости вкупе с непосредственной эмоциональностью…», «…сплав романтической манеры исполнения с аналитическим пониманием музыки»… Это всего лишь несколько цитат, которыми пестрит интернет, когда вбиваешь имя — Филипп Копачевский.

Трудно представить, что Копачевский вообще нашел время для того, чтобы ответить на вопросы. У него через три часа — репетиция, через шесть часов — концерт в Средиземноморском конференц-центре в Валлетте, через день — концерт в Берлине.

А еще через минуту, точно в назначенное время, без секундной задержки, в холл отеля спускается сам Филипп Копачевский — гость 7-го Мальтийского международного музыкального фестиваля. Спускается, чтобы мы успели побеседовать о том, что привело музыканта на небольшой средиземноморский остров по имени Мальта.

Концерт как событие

— Это не первое музыкальное событие, организованное Европейским Фондом Поддержки Культуры, в котором вы принимаете участие?

— Да, мы достаточно давно знакомы с представителями Фонда, я уже играл несколько концертов в Москве, принимал участие в Днях мальтийской музыки, которые проходили в Ереване, был участником фестиваля In Musicа, организованного EФПК в Риме. Я всегда рад нашему сотрудничеству, всегда все организовано на самом высоком уровне. На концертах, организованных Фондом, выступают прекрасные музыканты, и для меня большое удовольствие работать с ними, а сейчас — быть здесь, на Мальте. Филипп Копачевский: «Пока для тебя концерт — это событие, он будет событием и для публики…»

— Самое главное в вашей индивидуальности — что это?

— Я считаю, что вообще нет похожих друг на друга людей. Музыканты, даже исполняя одно и то же произведение, постоянно меняются. Бывает, что сегодня ты играешь так, а завтра — по-другому, и это самое важное для того, кто занимается творчеством, на мой взгляд. Потому что, если все будет одинаково, тогда просто можно записать один единственный диск и бесконечно его слушать. Люди приходят в концертный зал именно за впечатлениями, и впечатления от каждого концерта должны быть особенными. Не должно быть рутины.

— А что заставляет вас меняться?

— Это не обязательно должно быть что-то конкретное, это зависит от твоего состояния на данный момент, от того, что у тебя в голове, в сердце. Бывает, что в чем-то, предположим, веселом, ты можешь почувствовать какое-то двойное дно, сарказм или другую драматургию, если у тебя такое настроение в этот момент. Музыка сама по себе натуральна, природна, она — как горизонт, как дерево, изменяющееся от ветра, от погоды, света, от всего. Это такой живой организм, который постоянно меняется.

— От того, где вы географически исполняете музыку, для вас что-то меняется? Как на вас влияет зал?

— У каждого зала своя атмосфера, есть так называемые «намоленные» залы, где выступали многие великие музыканты прошлого. Есть и новые залы, которые только обретают свою атмосферу. Акустика очень многое меняет в игре, то есть мы говорим о совокупности большого количества факторов.

— Когда вы играете, что вы хотите передать слушателям?

— Это зависит от музыки, которую я исполняю, потому что исполнитель не просто ретранслирует какие-то свои или чужие эмоции и идеи. Конечно, мы, как интерпретаторы, исполняем то, что написано в нотах, и это пытаемся донести слушателям. Мы делаем это, в том числе, сквозь призму нашего века, нашего времени. Когда мы играем Моцарта или Бетховена, мы не знаем, как играли эту музыку тогда. Мы можем только догадываться. Поэтому важно знать и исторический контекст, и эмоциональное состояние автора,когда создавалось произведение. Вместе с тем, конечно, мы привносим в игру свою исполнительскую индивидуальность. Есть многие музыканты, которые говорят: «Все написано в нотах, и больше ничего не нужно!». Это лукавство, на мой взгляд. Когда ты играешь, ты пропускаешь музыку через себя. Ничего с этим нельзя поделать. Поэтому и существует очень много интерпретаций, и все они имеют право на жизнь.

Моя задача как исполнителя состоит в том, чтобы удержать внимание слушателей, чтобы тянуть эту ниточку драматургии. Между мной и зрителем должна быть связь, и фраза не должна рваться.

— Когда вы начали осознавать цель своей деятельности как музыканта?

— Осознание ответственности на сцене ко мне пришло достаточно рано. Мои сверстники в 7-8 лет особенно не волновались. А у меня уже тогда было волнение, которое, по моему мнению, скорее помогает, нежели наоборот.

Без волнения уходит смысл концерта, потому что, если ты будешь играть на концерте, как дома, то потеряется ощущение уникальности этого события. Я все время говорю, что, пока для тебя концерт — это событие, то он и для публики — событие. Как только для тебя концерт станет чем-то обыденным, то и публика это почувствует.

Созидание на сцене

— Когда вы идете к роялю, что в этот момент происходит, что вы чувствуете?

— Очень многое. Вы знаете, когда играешь в Москве в Большом зале Консерватории, то там настолько длинный выход к роялю, что очень много дум можно успеть передумать. Теперь там есть лифт, а раньше была только лестница, до реконструкции. Нужно было подняться четыре этажа по лестнице, прежде чем выйти на сцену. Особенно в детстве было очень страшно.

О чем я думаю в этот момент? Не могу сказать… Просто иду играть, делать свое дело (я надеюсь, что — свое). Все в соответствии с принципом: делай, что должно, и будь, что будет.

— Имеет ли значение для вас, есть оркестр в это время на сцене или нет?

— Когда ты играешь с оркестром, — это тандем музыкантов, дирижеров, солиста, это некое совместное созидание на сцене многими людьми. Я не думаю, что солист за роялем — всегда главный. Нельзя думать, что можно делать все, что хочешь, и оркестр обязан тебя «ловить». Если ты делаешь что-то неестественное, нелогичное, то тебя никто не «поймает». Должна быть логика в игре, идея. Когда ты выходишь с оркестром — это совместное созидание, а когда ты выходишь один — это нечто более интимное, потому что ты наедине с инструментом, и это своего рода моноспектакль.

— Вы уже выступали с Государственным оркестром Казахстана «Академия солистов»?

— Нет, это наш первый совместный концерт, но я слышал очень много хороших отзывов об этом коллективе.

— На МММФ вы исполняете произведение современного американо-мальтийского композитора Алексея Шора. С его творчеством вы знакомы достаточно давно?

— Да, в рамках проекта «Дни мальтийской музыки» в Ереване мы играли Travel Notebook. Ранее я тоже исполнял сочинения этого композитора. Например, в Риме играл виолончельный концерт Алексея Шора совместно с Борисом Андриановым. Я постоянно нахожу что-то новое в творчестве этого композитора. Его музыка дает большой простор для фантазии, особенно ярко это проявляется в Travel Notebook, в который Шор закладывает идею путешествия или какого-то впечатления от определенного места или города. Это дает большой импульс к тому, чтобы открывать в этой музыке что-то новое.

Романтическая музыка 19 века рассказывала о том, что человек чувствует, думает, переживает, а импрессионисты — это всегда был взгляд со стороны, — пейзажи, например.

В Travel Notebook присутствует сочетание романтического и импрессионистского начала. Существуют пьесы, которые показывают внутренние переживания человека, находящегося в том или ином городе, например, Sorrow — предпоследняя пьеса в цикле. А есть пьесы-пейзажи, зарисовки. Мне нравится эта изменчивость, когда все меняется, как в калейдоскопе.

Чихуахуа и самокат

— Вы — лауреат многих конкурсов, но, насколько мне известно, вы не любите эти музыкальные ристалища?

— Честно, — это такое истязание для нервной системы. Но, конечно, без них нельзя. Конкурсы нужны для концертов, и, когда у тебя появляются концерты, то конкурсы не нужны. У меня есть несколько знакомых, которые отменяют концерты, чтобы поехать на очередной конкурс. Мне кажется это неправильно, нечестно по отношению к публике. Кто-то пользуется конкурсами как средством зарабатывания денег. Есть музыканты, которые планируют на год несколько десятков конкурсов и с чемоданом передвигаются от одного конкурса к другому. Это своеобразный стиль жизни, который мне не близок. Я достаточно давно перестал играть на конкурсах. Не люблю загадывать, может, еще буду играть. Все может поменяться, но, в целом, это — большая нервотрепка.

— Что вы называете домом?

— Мы с женой снимаем квартиру, и у нас есть маленькая собачка — чихуахуа. Это место я могу назвать домом, потому что я все время рад туда вернуться. Но при этом порой я ловлю себя на мысли, что и отели — мой дом. Например, находясь в другом городе или стране, звоню жене и говорю, что все, репетиция закончилась, я иду домой — в отель. Когда привыкаешь к отелям, то и к ним относишься как к чему-то, что можно назвать домом. Но, конечно, мой дом в моем городе, а мой город — это Москва, и там моя семья: жена, родители и собачка. Семья — это очень важно. Именно семья — главное в жизни.

— Семья и гастроли: как это сочетается в вашей деятельности?

— Мы почти десять лет с женой вместе. Она понимала, что я постоянно буду куда-то ездить. Но, когда есть возможность, мы стараемся ездить вместе. Если какие-то длительные гастроли, например. Мы всегда стараемся выбрать время для отпуска, потому что, конечно, каждый год нужно проводить какую-то реновацию.

— Есть ли у вас в Москве любимые места?

— В Москве я люблю Концертный зал имени П.И. Чайковского. Потому что это тоже мой дом: Московская филармония, мой генеральный российский менеджмент. И в целом я люблю Москву, особенно когда тепло. У меня сейчас есть электросамокат, и я на нем передвигаюсь, когда летом хорошая погода. Не нужно ни такси, ни метро. Почти в любом месте, в центре, можно спокойно ездить. Это своеобразный отдых…

— Вы знаете, под конец интервью я осмелела достаточно, чтобы спросить: аналитика и романтика в музыкальном сплаве — как это проявляется в вашем творчестве?

— Когда музыкальный критик пишет о музыканте, например, что-то вроде: «прекрасный исполнитель Шопена — сочетает в себе сплав аналитического мышления и порывистости романтика» — это попытка объяснить то, что объяснять не надо. Есть вещи, которые тяжело объяснить, и, может быть, не всегда нужно. Наверное, это комплимент, когда говорят, что ты можешь сочетать в себе романтику и анализ. Конечно, даже предмет такой есть: музыкальный анализ. Это надо знать, потому что это, как знаки препинания: они нужны в речи, без них многое станет непонятным. Но все-таки анализ не объясняет музыку!

Автор публикации

Мария Ермаченко — Мальтийский вестник

Мария Ермаченко

Журналист, телеведущая

 


Метки статьи:

Malta Malta International Music Festival Maltafest Известные гости Мальты Искусство на Мальте Мальтийский международный музыкальный фестиваль Музыкальные фестивали на Мальте Новости культуры персона

Читайте также:

Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту. Часть 1

12 апреля 2017

Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту. Часть 1 | Мальтийский вестник

Среди первых образов, которыми встречает гостей древняя и вечно юная Мальта — рыцарственно-изящный восьмиконечный крест, который носит в мировой геральдике название Мальтийского. Это исторический символ Иерусалимского, Родосского и Мальтийского Суверенного Военного Госпитальерского (в дословном переводе — Странноприимного) Ордена Св. Иоанна, оставившего в истории острова неизгладимый, словно славный боевой шрам, след.

Анна Маликова: «На Мальте на концерты приходят те, кто действительно хочет слушать…»

03 июня 2019

Анна Маликова: «На Мальте на концерты приходят те, кто действительно хочет слушать…» | Мальтийский вестник

В числе тех, кто вышел к роялю в зале «Роберт Самут Холла» во время концертов Мальтийского международного музыкального фестиваля, была известная пианистка Анна Маликова — победительница музыкального конкурса ARD в Мюнхене в 1993 году (в течение 12-ти лет она была единственной обладательницей этой награды среди пианистов). Анна — лауреат трех других конкурсов: в Осло (Международный конкурс музыкантов имени королевы Сони, 1988), Варшаве (Конкурс им. Ф. Шопена, 1990) и Сиднее (Сиднейский международный…

Sigmund Mifsud: “Armenia is a beautiful country, but what struck me the most is its people”

18 июля 2018

Sigmund Mifsud: “Armenia is a beautiful country, but what struck me the most is its people” | Мальтийский вестник

Инга Гремзе: «Упорство и труд мечте сбыться дадут!»

15 мая 2017

Инга Гремзе: «Упорство и труд мечте сбыться дадут!» | Мальтийский вестник

Кто на Мальте не знает Ингу? Ингу знают все! Да и сложно ее не заметить: просматривая ленту новостей, то и дело «цепляешься глазом» за сахарные кренделя, сложносочиненные торты и котлетки-черепашки.

Сколько стоит жить на Мальте?

01 февраля 2020

Сколько стоит жить на Мальте? | Мальтийский вестник

Один из регулярных вопросов в русскоязычных группах, на который сложно ответить коротко: сколько нужно зарабатывать, чтобы жить на Мальте семьей? Как правило, решение о переезде нужно принять удаленно, а опыт у тех, кто отвечает, совершенно разный. Давайте рассмотрим теперь уже вполне типичную ситуацию семьи с 1-2 детьми и единственным работающим родителем.

Синдбад-мореход и наездник из Аскота

27 июня 2018

Синдбад-мореход и наездник из Аскота | Мальтийский вестник

Путешествия… все времена как они привлекательны! Сколько великих шедевров литературы и искусства было создано под впечатлением встречи с новым, неизведанным. И эта тема была сегодня оригинально вписана в концептуальную идею масштабного концерта.

Новости Мальты

Ко дню российских дипломатов | Мальтийский вестник

Ко дню российских дипломатов

11 февраля 2022

10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. Он был утверждён в качестве профессионального праздника российских дипломатов в 2002 г. указом Президента России, и эта дата была выбрана не случайно. Ведь именно 10-м февраля 1549 года да...


Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена | Мальтийский вестник

Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена

23 декабря 2021

Во время захоронения Великого магистра Мальтийского ордена Мэтью Фестинга, который скончался на Мальте 12 ноября 2021 года, была обнаружена безымянная могила. Предполагают, что она принадлежит самому непопулярному магистру Ордена Святого Иоанна — Франс...


Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе | Мальтийский вестник

Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе

23 декабря 2021

Интернет-Портал european­best­destinations.com разместил статью со списком самых красивых елок в Европе. На первом месте оказалась экологичная елка из бутылок, созданная жителями Айнсилема, что на Гозо. В прошлом году жители деревушки установили 19-мет...


Дождь в музее | Мальтийский вестник

Дождь в музее

23 декабря 2021

По сообщению пресс-службы Heritage Malta, дождевая вода, просочившаяся в залы Национального музея искусств MUŻA, не повредила картины. Мальту несколько месяцев заливает дождями. Настолько сильными, что в зданиях протекают потолки. Не стал исключением и...


Валлетта — столица здоровья | Мальтийский вестник

Валлетта — столица здоровья

23 декабря 2021

Согласно сообщению журнала Forbes, Валлетта — самая экологически благоприятная европейская столица. Исследование с таким интересным результатом провел бренд одежды GAP. Были проанализированы условия жизни в 28 столицах стран Евросоюза. GAP обращали...


Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма | Мальтийский вестник

Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма

23 декабря 2021

По данным социологических исследований, 61% жителей маленького средиземноморского острова считают, что «все будет хорошо». 22% мальтийцев категорически не согласны с этим, а оставшиеся пребывают в сомнениях и надеждах. Им Мальта обязана званием дов...


Скоро на Мальте

Malta International Music Festival пройдет в 2022 году в новом формате. Одиннадцатый по счету фестиваль будет представлять собой пятинедельный культурный форум, в рамках которого состоится не только множество концертов, выступлений хореографических коллективов, выставок, кинопоказов, но также будут организованы Дни национальных культур.

Мака Лашхи о Днях грузинской культуры: «Столь масштабное мероприятие будет организовано благодаря участию Европейского Фонда Поддержки Культуры»

В 2022 году Malta International Music Festival пройдет на Мальте с новой программой и в новом формате. Организаторы уверяют: это будет самый большой праздник искусства за более чем 10-летнюю историю фестиваля.

Триумф героев: о новой концепции Malta International Music Festival-2022

В этом году отрадно наблюдать за расписанием концертов традиционного Фестиваля барочной музыки в Валлетте (Valletta Baroque Festival). После урезанной программы 2021 (когда можно было только радоваться, что фестиваль вообще не отменили) в наступающем 2022 организаторы подготовили встреч с барочной музыкой в барочном городе, построенном «джентльменами для джентльменов».

Мадригалы, балет и BaRock - Мальта принимает 36 концертов Фестиваля барочной музыки

В наступившем году на Мальте пройдут фестивали, посвященные музыке великих русских композиторов, чей юбилей будет отмечаться в 2022 году

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В декабре этого года на Мальте состоится премьера нового мальтийского фильма Blood on the Crown. Фильм рассказывает о событиях начала прошлого века, о борьбе за независимость Мальты и о памятной дате празднования мальтийского Сетте Джуньо.

Blood on the Crown — история о мужестве и героизме