Фридрих Липс: «Звуки баяна могут передать сложность нашего времени»

21 января 2018 /
  1. Интервью
Фридрих Липс: «Звуки баяна могут передать сложность нашего времени» — Мальтийский вестник

Ярчайший исполнитель, поднявший искусство игры на баяне принципиально новый уровень, педагог, воспитавший несколько десятков лауреатов международных конкурсов, организатор музыкальных фестивалей, автор учебных пособий и книг воспоминаний, соавтор выдающихся композиторов современности, которые посвящают ему свои произведения… Фридрих Робертович Липс— удивительно разносторонний музыкальный деятель.

Но в нашей короткой беседе мы, кажется, узнали о нем нечто большее. Маэстро Липс — необыкновенно добрый, чуткий и внимательный собеседник. Наверное, эти качества и являются отличительными чертами личностей громадного масштаба.

 

— У Вас удивительная семья: отец играл на баяне, скрипке, виолончели, мандолине, трубе и цимбалах, мать — на гитаре, а дед руководил духовым оркестром. С самого раннего детства Вы смогли близко познакомиться с разными инструментами. Почему же Ваш выбор пал на баян?

— Мой отец, поволжский немец, был шахтером и попал на Урал вследствие известного «приказа Сталина» об изъятии этнических немцев из Красной Армии. Тридцать три года он провел под землей, но когда бывал на поверхности, так сказать (улыбается), любил музицировать. Кстати, широко известно, что род Иоганна Себастьяна Баха берет начало от двух фамилий — Файт и Липс, и было бы интересно узнать, существует ли какая-либо связь… Отец очень любил баян и чаще всего играл на нем. Наверное, я обратил внимание на этот инструмент, потому что ему подвластна и мелодия, и аккомпанемент одновременно. Вот и все, пожалуй — сейчас трудно сказать, почему так произошло, но баян мне полюбился.

— Вы — один из тех людей, род деятельности которых невозможно описать одним-двумя словами. Как удалось — и удается — делать так много? И над чем Вы работаете сейчас?

— Наверное, сделано немало, но я не зацикливаюсь на том, сколько я сделал, все время кажется, что нужно жить дальше и внедрять новые идеи. Только что у меня вышел сборник концертных произведений — являясь его составителем, я собираю в нем близких мне композиторов, с которыми я сотрудничаю. Делаю также переложения, редакции, транскрипции для баяна — и, кстати говоря, привлекаю к этому моих студентов, которым я помогаю и чьи работы мы тоже издаем. Мне кажется, это хороший импульс для них.

Ни один другой инструмент так не дышит, как баян. 

Мне предстоит дать ряд концертов, на которых я должен выступить с оркестром, например, сыграть концерт Подгайца. Ефим Подгайц — один из лучших композиторов России. Свое произведение он назвал «Липс-концерт», и вот почему. Из номера моего телефона он сделал музыкальную тему: скажем, 315 — это последовательность нот ми, до, соль. Далее, использована фа-мажорная инвенция Баха (напевает: фа, ля, фа, до, фа, фа); «фа» и «ля»  — это «Фридрих» «Липс». И, наконец, есть у него очень красивый гармонический эллипсис (в слове «эллипсис» содержится моя фамилия)… А кстати, есть ли на Мальте симфонический оркестр?

— У Мальты есть свой национальный симфонический оркестр, он известен под именем Мальтийского филармонического.

— Было бы интересно предложить им исполнить этот очень интересный концерт. Во-первых, он современный. Во-вторых, рассчитан на широкую публику, как ни странно, хотя в нем используется современный музыкальный язык — удивительной красоты мелодический набор. Более того, Подгайц написал еще один концерт для баяна, виолончели и оркестра, и нам еще предстоит его исполнить…

А недавно мы закончили (вернее, уже сыграли в Москве дважды) «Восемь сонетов о любви» российского композитора Михаила Броннера для баяна и камерного оркестра, тоже очень красивое сочинение.

И только что у меня вышел новый (двадцать восьмой) компакт-диск в Австрии… Вот, пожалуй, и ответ на Ваш вопрос!

— В чем уникальность баяна как музыкального инструмента? Как описать его «голос»?

— Об этом мы еще с Альфредом Шнитке разговаривали… Он сказал, что баян звучит как народный инструмент, бытовой (при его звуках сразу на ум приходит «Барыня» какая-нибудь). А вот у Софии Губайдулиной, чье произведение я собираюсь играть на своем концерте на Мальте, баян, по словам Шнитке, звучит как совершенно другой инструмент. Вот в этом я с ним абсолютно согласен.

Ждать от баяна оркестрового звучания, конечно же, не надо, но мне кажется, что баян на сегодняшний день — это инструмент, звуки которого могут передать катаклизмы, сложность нашего времени. Возможно, именно поэтому композиторы 2—3 последние десятилетия очень активно используют этот инструмент в своих сочинениях, причем не только как сольный, но и в составе ансамбля и оркестра.

— В программу концерта, приуроченного к празднованию православного Рождества на Мальте, включен De Profundis Софии Губайдулиной. Расскажите, пожалуйста, немного о Вашем творческом союзе с ней.

Фридрих Липс: «Звуки баяна могут передать сложность нашего времени»— София Губайдулина — очень мощный композитор. Она написала для баяна ряд сочинений, четыре из них посвящены мне. Именно через меня она начала «сотрудничество» с баяном и написала «Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных, два концерта, сольные и камерные произведения. Считаю, что творчество Губайдулиной — очень важный этап в развитии баянного исполнительского искусства. Она услышала в нем, по ее собственному признанию, «дыхание духа Земли». А когда я играл ей ее сонату, она сказала, указывая на баян: «Вы знаете, за что я люблю это чудовище? За то, что оно дышит». Ни один другой инструмент так не дышит, как баян. И мне было очень важно услышать, что для нее этот инструмент — дышащий организм…

— …плоть от плоти голоса нашего времени… Фридрих Робертович, благодарим Вас за приглашение в мир баянной музыки и с нетерпением ждем Вашего выступления на концерте в рамках празднования православного Рождества на Мальте. Кстати, проходить он будет в Русской часовне, в стенах которой сто лет назад молились русские беженцы… Вы ведь никогда раньше не были на нашем острове?

— Нет, не был, и поэтому мне очень интересно побывать у вас!

Беседовала Светлана Велла


Изображения публикации


Метки статьи:

Европейский фонд поддержки культуры Известные гости Мальты Новости культуры

Читайте также:

Константин Орбелян: "По моему убеждению, Мальта становится музыкальной столицей"

12 июня 2018

Константин Орбелян: По моему убеждению, Мальта становится музыкальной столицей | Мальтийский вестник

Председатель жюри конкурса пианистов «11 путей на Мальту» Константин Орбелян, гражданин мира, дирижер и худрук Армянского Национального академического театра оперы и балета имени Спендиаряна— личность настолько известная и многогранная, что одно только перечисление вех его затейливой биографии потребовало бы сотен строк убористого шрифта. Не говоря уже о том, сколько незаурядных поступков совершил уроженец Сан-Франциско, выпускник Джульярда, худрук и главный дирижер ГГосударственного академического…

Альберт Маршалл: Главное, чему можно научиться у армян— это их огромной любви к своему культурному наследию…»

29 июня 2018

Альберт Маршалл: Главное, чему можно научиться у армян— это их огромной любви к своему культурному наследию…» | Мальтийский вестник

Франк Фарруджа: «Деловые связи между Мальтой и Россией всегда были превосходными»

15 мая 2017

Франк Фарруджа: «Деловые связи между Мальтой и Россией всегда были превосходными» | Мальтийский вестник

«Йо-хо-хо, мои голубчики!» или Как мы устраивали пиратский праздник для детей

15 мая 2017

«Йо-хо-хо, мои голубчики!» или Как мы устраивали пиратский праздник для детей | Мальтийский вестник

Сказка Венского бала на Мальте

15 мая 2017

Сказка Венского бала на Мальте | Мальтийский вестник

Наконец (и это единственно верное слово, с которого хочется начать эту статью) в длинном списке стран, среди которых такие средоточия европейской культуры, как Австрия, Великобритания, Россия, Чехия, появилась и наша Мальта. Наконец (повторим) и на нашем острове будет проведен бал в знаменитом на весь мир «венском формате»!

Международный фольклорный фестиваль «Народные мотивы»: подводя итоги

15 июня 2017

Международный фольклорный  фестиваль «Народные мотивы»: подводя итоги | Мальтийский вестник

С грандиозным успехом прошел на Мальте Международный фольклорный фестиваль «Народные мотивы» (28 мая — 2 июня 2017 года). На него съехались участники из Армении, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Грузии, Италии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Латвии, Македонии, России, Сербии, Финляндии, Франции, Чехии, Эстонии. Также в фестивале приняли участие местные коллективы, представившие зрителям мальтийскую культуру.

Новости Мальты

Началась подготовка заявок от мальтийских городов на титул культурной столицы Европы-2031 | Мальтийский вестник

Началась подготовка заявок от мальтийских городов на титул культурной столицы Европы-2031

01 декабря 2020

Культурное агентство «Валлетта» объявило о запуске проекта подготовки заявок от мальтийских городов на звание «культурной столицы Европы» 2031 года. Заявки, подготовленные в период с января по март 2021 года, будут подаваться на рассмотрение в Европейс...


Один дома в Рождество | Мальтийский вестник

Один дома в Рождество

23 ноября 2020

Большинство жителей Мальты собираются провести рождественские праздники дома — сообщает Times of Malta. По данным издания, о планах праздновать Рождество в одиночестве или вдвоем, сообщили около 53% опрошенных. При этом 37% намерены встретиться с д...


Андреа Бочелли принял участие в проекте Мальтийского управления по туризму | Мальтийский вестник

Андреа Бочелли принял участие в проекте Мальтийского управления по туризму

19 ноября 2020

Всемирно известный тенор Андреа Бочелли провел на Мальте несколько дней для подготовки нового музыкального проекта, инициированного Мальтийским управлением по туризму совместно со Средиземноморским туристическим фондом. По словам Министра туризма...


Между Мальтийской торговой палатой и Ассоциацией деятелей искусства подписано соглашение о сотрудничестве | Мальтийский вестник

Между Мальтийской торговой палатой и Ассоциацией деятелей искусства подписано соглашение о сотрудничестве

19 ноября 2020

Мальтийская торговая палата и Мальтийская ассоциация индустрии развлечений и искусства (Malta Entertainment Industry and Arts Association (MEIA)) подписали соглашение о сотрудничестве. Об этом сообщает сайт Мальтийской торговой палаты. Для подписания ...


Выездной туризм на Мальте сократился на 75% | Мальтийский вестник

Выездной туризм на Мальте сократился на 75%

13 ноября 2020

Как сообщает мальтийское издание Times of Malta, количество людей, вылетевших с Мальты в период с июля по сентябрь 2020-го года, сократилось на три четверти по сравнению с прошлым годом. Самым популярным направлением для поездок с Мальты остается Итал...


Мальтийский книжный фестиваль 2020 стартовал | Мальтийский вестник

Мальтийский книжный фестиваль 2020 стартовал

12 ноября 2020

Мальтийский книжный фестиваль 2020 в этом году впервые проходит онлайн. С 1 по 15 ноября к событиям фестиваля можно подключиться на страницах официального сайта Мальтийского национального книжного совета (National Book Council) и на странице в сети Fac...


Скоро на Мальте

В этом году традиционный фестиваль проходит под девизом: «Вовлекайте, изучайте, решайтесь!»

Фестиваль Science in the City

Палаццо Фальсон проводит виртуальный семинар, в процессе которого дети смогут изготовить рождественские сувениры

Виртуальный мастер-класс «Мастерская Рудольфа»

Вилла Фрере откроет свои двери для гостей 13 декабря, с 9.00 - 16.00

День открытых дверей: Вилла Фрере

Оперные концерты — часть проекта «Рождество в городе», представленного культурным агентством «Валлетта»

Городская опера

Концерт камерной музыки, представленный музыкантами Мальтийского филармонического оркестра в старинном Маноэль Театре в Валлетте, посвященный 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена.

Вечер с Бетховеном