Георг Фридрих Шенк: "У каждого исполнителя есть собственные звуковые образы"

12 июня 2018 /
  1. Интервью
Георг Фридрих Шенк:

Выдающийся педагог, профессор Высшей школы музыки в Дюссельдорфе (Германия)— о своей креативной методике обучения пианистов, опыте работы в Поднебесной и, конечно, о преимуществах фортепианных конкурсов для молодых талантов.

— Господин Шенк, Вы разработали уникальную методику обучения технике игры на фортепиано, которую назвали Kreative Interpretationstechnik, или метод творческой интерпретации. Расскажите о ней, пожалуйста.

— Когда я, пятнадцатилетний, впервые услышал записи Гленна Гульда, мне стало понятно, сколь велико для музыканта значение термина «звуковой образ». У каждого исполнителя есть собственные звуковые образы, по которым его узнают вне зависимости от его личной интерпретации музыкального произведения.

Я поставил перед собой задачу исследовать закономерности «личных звуковых образов». Мне удалось разработать метод, с помощью которого, благодаря особым упражнениям на технику, можно создавать множество «персонифицированных звуковых образов» и в дальнейшем использовать их для интерпретации музыки. Можно облекать звук в разнообразнейшие формы, что позволяет передавать множество душевных переживаний.

Возможность «разъять» звук и затем «собрать» его заново способствует появлению в нем новых пространственно-масштабных перспектив, агрегатных состояний (твердого, жидкого, воздушного), энергий на различных уровнях, влияет на его плотность и эмоциональное окрашивание. При помощи моей терминологии («течение воды», «поступь тигра», «лед, плавление», «дозированное давление») я объясняю, как физически нужно воздействовать на инструмент, чтобы родились те или иные звуковые образы.

Я использую технику эмоционально холодных и горячих звуков, учитываю тотальное эмоциональное и физическое вовлечение слушателя при помощи динамики (например, «с поступью тигра») и техники, которую называю по аналогии с «Парадоксом об актере» Дидро. Благодаря ей даже базовый звук оказывает огромное эмоциональное воздействие и на исполнителя, и на слушателя. Это имеет огромное значение для освоения диаметрально противоположных видов исполнительской техники.

Я на личном опыте и собственной практике испытал данный метод и знаю, что свободное владение описанными мною звуковыми приемами позволяет отразить разнообразие духовной жизни личности, «пролить свет в глубины человеческого сердца», помогает открыть доступ к эмоциональному содержанию и форме музыкальной композиции.

— В 2015 году вас пригласили в Китайскую консерваторию в качестве профессора. Это весьма необычный опыт, не так ли?

— В принципе, нет никакой разницы, где преподавать музыку: в Пекине или в в Дюссельдорфе, где сейчас половина моих студентов — из Китая.

— Ранее считалось, что китайцам есть чему поучиться у европейцев в музыкальном исполнительском мастерстве. С тех пор что-то изменилось?

— Сегодня европейская музыкальная культура стала международной. Интересно наблюдать за тем, как европейская классическая музыка «эмигрировала» и обрела вторую родину в Японии, Корее или Китае.

— Вы были членом жюри многочисленных музыкальных конкурсов. По Вашему мнению, подобные состязания — необходимое зло или все-таки лучшая возможность для молодых исполнителей проявить себя?

— У молодых конкурсантов есть шанс быть услышанными ведущими специалистами в области музыки и стать известными, причем на международном уровне. Уже через год лауреатов можно видеть и слышать на лучших концертных площадках мира. Естественно, ни один подобный конкурс не дает гарантий, что его участники сразу станут знаменитыми. Очень важен профессионализм как наставников конкурсантов, так и судей. Это, по сути, отличная исполнительская школа высочайшего уровня.

— Вы профессор фортепиано Высшей школы Роберта Шумана в Дюссельдорфе, давали концерты по всему миру… Как опыт исполнителя перекликается с ролью члена жюри музыкального конкурса?

— Благодаря моей многолетней профессиональной деятельности и работе со студентами, я придерживаюсь следующих критериев оценки исполнителей: во-первых, сила личного представления, фантазия, выраженная в звуке, убедительность звукового изображения; во-вторых, сила эмоционального воздействия, умение передать многосложность звука; в-третьих, разнообразие способов окраски тонов, плотности звука; и, конечно же, общая техника: виртуозность и чистота построения композиции, иными словами, ясность изложения. И, разумеется, творческий потенциал исполнителя.

Когда я, пятнадцатилетний, впервые услышал записи Гленна Гульда, мне стало понятно, сколь велико для музыканта значение термина «звуковой образ».

Члены жюри должны учитывать все аспекты музыкальной профессии. По собственному опыту знаю: вечный вопрос любого подобного конкурса — это «как в данном произведении, что родится от прикосновений моих пальцев к клавишам, смог бы я отразить возможности звука во всей его многогранности и сложности? Как оценить физическое состояние исполнителя во время концерта, использовать адреналин, который вырабатывается во время выступления и передается слушателям?» Именно адреналин помогает извлекать разной сложности звук… Экспертные знания в области музыки, уважение к исполнителю и его музыкальной культуре, умение сопереживать музыкальному произведению я считаю основными качествами судьи в области искусства, особенно если речь идет об исполнительстве.

— Какую оценку Вы можете дать серии фортепианных конкурсов «11 путей на Мальту»? Нужна ли подобная инициатива молодым талантам и, если брать шире, современному миру музыки? И — каковы ваши ожидания от Мальтийского международного музыкального фестиваля?

— Насколько я знаю, Мальтийский международный фестиваль — это уникальное явление в музыкальном мире, огромная кампания, равных которой мало. В любом случае, он чрезвычайно полезен для многих молодых участников и особенно победителей. Я рад, и я благодарен за то, что принимаю участие в этом фестивале и являюсь членом жюри.

Беседовала Дениз Реджич


Метки статьи:

11 путей на Мальту Европейский фонд поддержки культуры Мальтийский международный музыкальный фестиваль Мальтийско-Российский фонд дружбы Музыкальные фестивали на Мальте Новости культуры События на Мальте Член жюри

Читайте также:

Дмитрий Башкиров: "Те, которые всё гладенько, хорошо играют, мне неинтересны"

12 июня 2018

Дмитрий Башкиров: Те, которые всё гладенько, хорошо играют, мне неинтересны | Мальтийский вестник

Дмитрий Башкиров, корифей русской фортепианной школы, феноменальный пианист и педагог, воспитавший целую плеяду учеников с мировыми именами, профессор Высшей школы музыки имени королевы Софии в Мадриде и Музыкальной академии на озере Комо, член жюри самых престижных международных конкурсов, вновь облачится в воображаемую судейскую мантию. На сей раз в составе жюри международного конкурса «11 путей на Мальту».

Радуемся жизни

02 ноября 2019

Радуемся жизни | Мальтийский вестник

Давайте поговорим о радости в жизни. Но сделаем это наоборот, в жанре «вредных советов». Я начну, а вы продолжите. Включайтесь в игру, напишите свой собственный рецепт, как сделать себя несчастным

Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту. Часть 1

12 апреля 2017

Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту. Часть 1 | Мальтийский вестник

Среди первых образов, которыми встречает гостей древняя и вечно юная Мальта — рыцарственно-изящный восьмиконечный крест, который носит в мировой геральдике название Мальтийского. Это исторический символ Иерусалимского, Родосского и Мальтийского Суверенного Военного Госпитальерского (в дословном переводе — Странноприимного) Ордена Св. Иоанна, оставившего в истории острова неизгладимый, словно славный боевой шрам, след.

Giya Kancheli: spiritual

10 июля 2018

Giya Kancheli: spiritual | Мальтийский вестник

Yes, one’s sleep is quiet, but meaningful; in the absence of music one is sure that silence does sound, too, although the absence of music one can imagine only while dreaming

Love Changes Everything

17 июля 2018

Love Changes Everything | Мальтийский вестник

Concert of Lyuba Kazarnovskaya & Ensemble “Harmony”

«Написано на коже», джаз и «Бетховен дома»

12 января 2021

«Написано на коже», джаз и «Бетховен дома» | Мальтийский вестник

Программа мероприятий от Агентства культуры «Валлетта»

Новости Мальты

Март — без баров | Мальтийский вестник

Март — без баров

24 февраля 2021

В марте бары не откроют — прозвучало обещание Министра здравоохранения Мальты Криса Ферне. Однако, по сообщению Министра местным СМИ, рестораны смогут работать до 12 часов ночи (напомним, сейчас они закрываются в 11 часов вечера). Бары на Мальте ...


Школы английского языка на Мальте ориентируются на местный рынок | Мальтийский вестник

Школы английского языка на Мальте ориентируются на местный рынок

24 февраля 2021

В период пандемии школы изучения английского языка на Мальте переживают далеко не лучшие времена. На плаву их поддерживают государственные надбавки к заработной плате и студенты курсов, организованных Мальтийским управлением по туризму — сообщает порта...


Мальтийский фестиваль Lockdown получил Приз граждан Европы | Мальтийский вестник

Мальтийский фестиваль Lockdown получил Приз граждан Европы

17 февраля 2021

Мальтийский онлайн-фестиваль Lockdown стал первым событием такого рода на острове во время, когда жители Мальты находились на самоизоляции. В марте 2020-го года четыре артиста — Вегард Флатой (Vegard Flatoey), Зои Камиккери (Zoe Camikkeri), Нильс Плот...


Туризм на Мальте в 2021 году не вернется на допандемический уровень — зимний прогноз Еврокомиссии | Мальтийский вестник

Туризм на Мальте в 2021 году не вернется на допандемический уровень — зимний прогноз Еврокомиссии

16 февраля 2021

В 2021 году рост мальтийской экономики может составить около 4,5%, заявили в Еврокомиссии в рамках зимних экономических прогнозов. Об этом сообщает портал Мальтийской торговой палаты После неутешительных результатов 2020-го года ожидается, что вакц...


Карнавал 2021: нет шествий, но есть выставки, фильмы и мастер-классы | Мальтийский вестник

Карнавал 2021: нет шествий, но есть выставки, фильмы и мастер-классы

05 февраля 2021

Мальтийское агентство Festivals Malta подготовило проект, посвященный традиционным карнавальным празднованиям на Мальте. В этом году все массовые праздники отменены, но есть несколько мероприятий, которые способны подарить настроение карнавала. Выс...


Февральские скидки для влюбленных в историю Мальты | Мальтийский вестник

Февральские скидки для влюбленных в историю Мальты

03 февраля 2021

В феврале Heritage Malta предлагает два специальных комбо-билета: Rabat Combo, с которым можно посетить Виллу Домус Романа, Национальный музей естественной истории и Катакомбы Святого Павла, Prehistoric Combo, который охватывает мегалитические...


Скоро на Мальте

. Билет можно приобрести на сайте Национального агентства Heritage Malta и в музеях.

Весеннее равноденствие в древнем храме

Не пропустите прямой эфир 26 февраля в 20:00

«Пока на карантине... В гостях у друзей!» Марина Шаломай и Flower Arrangement Workshop

Эдуард Мартиросян и его компания Printagram приоткроют занавес и секреты технологий! Вы узнаете, как и где напечатать все что угодно и сделать памятные подарки своим близким и друзьям.

«Пока на карантине... В гостях у друзей!» Printagram

В очередном концерте этого цикла, который состоится 19 февраля в исполнении музыкантов МФО: Брит Аренд (арфа) и Джузеппе Рекья (кларнет), прозвучат романсы Роберта Шумана — одного из величайших композиторов эпохи романтизма.

Концерт Chamber Fridays #2

Сказочный балет в исполнении артистов Большого театра можно будет увидеть на экране в творческом пространстве Spazju Kreattiv.

Большой театр в кино: балет «Спящая красавица»