Геррит Глейнер: "Настоящий музыкант обладает даром воздействовать на публику не только со сцены, но и вне ее"
Дениз Реджич беседует с Герритом Глейнером, директором департамента концертов и искусства компании Steinway & Sons и создателем Steinway Prizewinner Concerts Network. Господин Глейнер признается в любви к музыке и делится рецептом успеха, который поможет любому участнику конкурса пианистов стать победителем – не только на сцене, но и на протяжении всей музыкальной карьеры.
— Музыка — ваш витамин М. Как начался ваш роман с ней, и каковы взаимоотношения сегодня?
— Музыка всегда меня окружала, была чем-то самим собой разумеющимся. Родительские радиоприемник, проигрыватель, магнитофон (у нас не было телевизора) все время работали. С восьми лет меня стали брать на концерты, так я собрал коллекцию автографов музыкантов. Я засел было за фортепиано, но мой учитель отказался со мной заниматься из-за вечной моей лени. Тогда я стал осваивать игру на кларнете, пел в хоре, в квартете парикмахеров, играл в оркестрах. Музыка всегда была со мной, и я счастлив, что она — основа моей профессии. С ней не заскучаешь. Как любитель, я восхищен невероятным мастерством профессиональных музыкантов и их способностью вдохновлять.
— Будучи руководителем концертного и художественного отделов компании Steinway & Sons, вы ведете переговоры с артистами, организаторами концертов и фестивалей, возглавляете делегации Steinway, а время от времени и заседаете в жюри международных конкурсов. Вспомните самые яркие моменты в своей работе, пожалуйста.
— Я люблю наблюдать за тем, как все развивается. Применительно к конкурсам это значит видеть, как пианисты, которые вчера проиграли, победили сегодня. Вопрос в том, как подгадать правильный момент. К примеру, на конкурсе Королевы Елизаветы в 2003 году Анна Винницкая не прошла на второй этап — к моему большому сожалению, между прочим! Четыре года спустя она вернулась, чтобы занять первое место. Через несколько месяцев после победы мы пригласили ее выступить в серии концертов победителей конкурсов Steinway в зале Гевальдхаус (Лейпциг).
Она вернулась в этот город пианисткой с мировым именем, в октябре 2017 года выступила на десятом, юбилейном концерте серии, где до этого уже были сыграны 200 концертов и отобрано 100 призеров. Подобное повторяется вновь и вновь: Игорь Левит, Денис Кожухин, Даниил Трифонов… Иногда кажется, что подобная ситуация вполне могла произойти и в 1957 году, когда все впервые услышали о молодой победительнице конкурса в Женеве и конкурса имени Бузони по имени Марта Аргерих.
— Вы основали и представили общественности мастер-классы на Шлезвиг-Гольштейнском музыкальном фестивале, где присутствовали вчерашние конкурсанты, ставшие сегодня ведущими исполнителями…
— Именно тогда к нам «заглянули» Евгений Кисин, Вадим Репин и Максим Венгеров, которым тогда было лет по 14-16, и дирижером их был Валерий Гергиев. Позднее в мастер-классах принимали участие пианисты Ларс Вогт, Николай Луганский и Александр Мельников, скрипачи Дэниэл Хоуп, Изабель Фауст и Дэвид Гаррет, виолончелист Ян Воглер, баритон Роман Трэкер, концертмейстер Эрик Шнейдер и многие другие. Это знаменитые солисты и камерные музыканты. Многие влились в прекрасные оркестры — например, концертмейстер Берлинской филармонии Дайшин Кашимото.
— Есть ли определенный набор качеств, которым должен обладать настоящий музыкант?
— Прежде всего, он должен быть отличным исполнителем, который обладает даром воздействовать на публику не только со сцены, но и вне ее. Засилье СМИ — примета нашего времени, и это не может не оказывать влияния на то, как воспринимают музыкантов. Причем далеко не всех это устраивает.
Пианист должен быть энергичным, дисциплинированным, быть терпеливым и не терять оптимизма. Это помогает противостоять негативным и порой даже нелепым рецензиям в СМИ, а также вынужденному одиночеству в гостиничном номере после концерта, когда друзья и семья остались дома, а общение возможно только по Skype или WhatsApp.
— Что бы вы сказали о серии фортепианных конкурсов «11 путей на Мальту»? Выделяются ли они на фоне других европейских конкурсов?
— Должен признаться, что ранее не посещал этот конкурс и узнал о нем из открытых источников. Все конкурсы имеют индивидуальные особенности, каждый уникален в своем роде. Многие члены жюри «мальтийской серии» мне, конечно, знакомы, со многими финалистами я встречался и раньше. Но прошлые успехи не в счет — каждый конкурс начинается с «нуля».
— Каковы преимущества у тех, кто принимает участие в конкурсах, и тем более победителей?
— Все участники попадут в центр внимания публики, а финалисты получат право участвовать в престижных концертах. Часть современной публики полагается во многом на рекомендации, основанные на маркетинге и PR-технологиях. Зачастую выбор слушателей определяется вау-фактором, а не личными музыкальными пристрастиями. Конкурсы могут стать хорошим толчком. Надеюсь, многие посетят концерты с участием конкурсантов и (что было бы идеально!) придут опять, когда музыкант получит повторное приглашение.
— Ваши ожидания от Мальтийского международного музыкального фестиваля?
— Этот фестиваль имеет большое значение для Мальты, чья столица Валлетта объявлена Культурной столицей Европы в 2018 году. Приглашены прекрасные музыканты. Призовой фонд конкурса очень велик — и рассчитываю, что и художественный уровень будет соответствовать. Надеюсь, что множество людей по всему миру будут следить за раундами конкурса и заинтересуются многими участниками. Надеюсь также, что большинство участников только выиграют от фестиваля, даже если кто-то из них не попадет в число финалистов. В любом случае это будет важный шаг на пути их профессионального развития.
Метки статьи:
Член жюри • 11 путей на Мальту • Европейский фонд поддержки культуры • Мальтийский международный музыкальный фестиваль • Мальтийско-Российский фонд дружбы • Музыкальные фестивали на Мальте • Новости культурыЧитайте также:
Гений поэзии русской – Сергей Есенин
26 января 2021
Поэзию Сергея Александровича Есенина знают и любят не только в России, но и во всем мире. Он один из величайших поэтов, подаренных нам Серебряным веком, жизнь которого оборвалась на взлете.
Алексей Шор: «Я пишу музыку под настроение, а не под событие»
13 апреля 2017
Мы решили открыть нашу рубрику, в которой будем рассказывать о знаменитых соотечественниках, с интервью с Алексеем Шором. Он удивительно разносторонний и талантливый человек, математик и композитор, произведения которого исполняют ведущие музыканты мира. Он также является композитором-резидентом V Мальтийского Международного Музыкального фестиваля.
Передвижение по стране
08 октября 2020
Дорогие читатели! В этом номере мы завершаем обзор тематического раздела разговорника «Передвижение по стране».
Убежища для благочестивых братьев
02 ноября 2019
Что делали рыцари-иоанниты в обержах, сиречь — рыцарских «общежитиях» (auberge — от французского «убежище»)? Как проводили время в кратких и не очень промежутках между сражениями на суше и на море? И где располагались эти обержи? На все эти часто задаваемые туристами вопросы можно ответить, прогулявшись по улицам Валлетты.
Malta International Music Festival united Malta and Armenia artists
10 июля 2018
Musicians of Malta and Armenia united at the Gala concert of the 6th Malta International Music Festival. Malta Philharmonic orchestra soloists –Rebecca Hall (flute), Brit Arend (harp), Etienne Cutajar (French horn) and London Symphony orchestra soloist Carmine Lauri (violin) performed together with the Armenian State Symphony Orchestra under the baton of Sergey Smbatyan, artistic Director and Honored artist of Republic of Armenia. The event was held at MCC’s Republic Hall in Valletta.
Неравнодушные к природе: защита птиц на Мальте
24 декабря 2021
На Мальту я приехала после двух лет учебы в Китае — очень соскучилась по солнцу и европейскому образу жизни. Здесь прекрасно, однако, воспринимая страну во многом через призму своей деятельности, я поняла, что есть моменты, требующие внимания.