Итоги фортепианных конкурсов ноября и декабря 2017 года
С июля мы ведем хронику фортепианных конкурсов «11 путей на Мальту» — небывалого в истории музыкальной индустрии проекта Европейского фонда поддержки культуры. До ноября фестивали и конкурсы проходили в привычном нам культурном пространстве, а именно на территории европейских стран. В конце же года наша «камера переместилась» на другой конец земного шара, в другую культурную парадигму, а именно— в Азию…
Фортепианный конкурс
Asia Piano Open
С 25 ноября по 1 декабря самый крупный город мира — Шанхай (Китай) —
пригласил молодых пианистов со всего мира принять участие
в музыкальном состязании Asia Piano Open.
Шанхай — город-вселенная, торговый и финансовый центр, крупнейший в мире морской порт. Его современная история берет начало на заре XX века, когда, после окончания Опиумной войны, Шанхай стал открытым городом. Здесь иностранные державы открывали свои концессии, в том числе и Российская империя. В Шанхае проживало несколько тысяч русских, которые держали в городе магазины, рестораны, гостиницы. Но не коммерцией единой… в Шанхае активно гастролировали и русские музыканты, в том числе Шаляпин и Рахманинов, а пианистка Л.Я. Зандер-Житова в 1936 году открыла в Шанхае первую русскую музыкальную школу. С тех пор традиции русской фортепианной школы в Китае необыкновенно чтят. И таким образом, лучшего места для проведения конкурса Asia Piano Open было во всем Китае не найти!
В жюри конкурса Asia Piano Open вошли уже известные нам музыканты и педагоги, а также их коллеги из Китая и Южной Кореи: Юрий Диденко, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского (председатель), Илья Шепс, профессор Кельнского музыкального Университета, профессор Чжэ Тан, вице-декан Шанхайской консерватории, профессор Хэ-Янг Ким, декан факультета фортепиано в университете искусств Чугые, член Комитета по развитию при Министерстве образования Южной Кореи, Ву Лей, профессор Университета Сучжоу, профессор Ли Чэньси, декан кафедры фортепиано Центральной консерватории Сямэня и профессор Чжан Вэй, профессор кафедры фортепиано Восточно-Китайского университета.
На конкурс в Шанхай съехалось 62 участника из 17 стран — Австрии, Азербайджана, Армении, Венгрии, Германии, Гонконга, Грузии, Италии, Казахстана, Китая, России, Сингапура, Тайваня, Узбекистана, Эстонии, ЮАР и Южной Кореи.
Победителями конкурса Asia Piano Open стали: Лю Янгкью (Китай) — 1-е место, Нестерова Анастасия (Россия) — 2-е место и Гу Синьхао (Китай) — 3-е место. Приза за лучшее исполнение произведения мальтийского композитора был удостоен Лю Енгкью (Китай).
А кто же поедет на Мальтийский международный музыкальный фестиваль? Это Лю Енгкью (Китай), Нестерова Анастасия (Россия), Гу Синьхао (Китай), Коровин Никита (Россия) и Матсутани Наоми (Япония).
27 ноября в рамках фестиваля и конкурса Asia Piano Open прошел концерт молодого пианиста Андрея Гугнина, чьи выступления во время Мальтийского международного музыкального фестиваля в апреле 2017-го мы очень хорошо запомнили.
Андрей поделился с нами впечатлениями от своего концерта в Шанхае…
— На афише Ваш концерт заявлен как Special event, т.е. «Особое событие». Чем же оно было необычным — форматом, программой, чем-то еще?
— Думаю, всего понемногу. В первую очередь, интересная программа — сопоставление пьес «Картин Великой Осады» Алексея Шора в первом отделении и «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского во втором, двух больших циклов, столь контрастных содержательно, но, вместе с тем, имеющих структурное родство и созвучность некоторых поэтических образов.
— В Азии Вы выступаете не первый раз, не так ли? По Вашим наблюдениям, насколько ориентальная публика отличается от европейской и российской?
— Верно, далеко не впервые я выступаю в Азии, часто бываю в Японии, Таиланде, в Китае пореже. Я бы отметил большую сдержанность восточной публики в выражении своих чувств по сравнению с европейской и, в особенности, американской. Хотя с удовольствием наблюдаю, что русскую музыку (как и вообще русскую культуру) в Азии, несомненно, ценят, слушают с трепетным вниманием и, в целом, относятся к ней с исключительным уважением.
— Чем важны концерты молодых, но уже набирающих известность исполнителей во время конкурсов пианистов для самих конкурсантов и публики, понятно. А в чем важность таких концертов для самих исполнителей?
— Не думаю, что следует как-то особо выделять конкурсное окружение концерта как придающее ему особую важность. Правильнее всего, как мне кажется, относится к каждому своему выступлению с полной ответственностью и глубокой душевной вовлеченностью. Обстановка, обстоятельства концерта не так важны, важнее твоя скромность и самоотдача в служении искусству.
— Китай подарил миру массу изобретений, которыми мы пользуемся до сих пор, — бумагу, порох, шелк и т. п. Но вот фортепианная школа в этой стране довольна молода и имеет много заимствований из русской фортепианной традиции. Тем не менее, на Ваш взгляд, есть ли чему-то поучиться у китайцев?
— Если говорить о музыке, то, безусловно, у китайцев можно поучиться их невероятной трудоспособности и прилежанию. Но, исходя из моего опыта, это скорее единственное качество, которое можно было бы перенять у них, хоть и немаловажное. Что касается самой «школы», методах занятий, тут я все же сторонник традиций России и Европы.
Фортепианный конкурс
Japan Piano Open
C 3 по 7 декабря в столице Японии прошел фортепианный
фестиваль и конкурс Japan Piano Open.
Токио — административный, финансовый, культурный, промышленный и политический центр Страны восходящего солнца, крупнейшая городская экономика мира. Как и в Китай, европейская культура стала проникать в эту страну сравнительно недавно — во второй половине XIX века, вследствие Революции Мэйдзи. Однако, несмотря на то, что Япония переняла западный опыт и стала той самой суперсовременной державой, которую все мы знаем, она — удивительное дело — совершенно не утратила своей ярчайшей культурной самобытности.
Артистическим директором конкурса Japan Piano Open стал известный пианист Альберт Мамриев, а членами жюри — Ацуко Окада, профессор Токийского музыкального колледжа и советник Японской ассоциации учителей фортепиано, Ясуо Шинозаки, главный дирижер симфонического оркестра Сидзуока, Ген Мацуяма, профессор Токийского музыкального университета и университета Ямагата, Михал Собковьяк, профессор Фукусимского колледжа и преподаватель музыкального колледжа Сензоку Гакуэн, и Масахиро Каваками, доцент Токийского музыкального колледжа.
На конкурс Japan Piano Open приехало 67 участников из 17 стран — Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Голландии, Гонконга, Дании, Китая, Малайзии, Монголии, России, Сингапура, Тайваня, Франции, ЮАР, Южной Кореи и Японии.
В ходе музыкального соревнования определились победители. Ими стали Парк Кянгсун (Южная Корея / Великобритания) — 1-е место, Ли Минсунг (Южная Корея / Германия) — 2-е место и Ота Шион (Япония) — 3-е место. Приз за лучшее исполнение произведения мальтийского композитора вручили Ли Минсунг (Южная Корея / Германия). Была и еще одна награда — специальный приз — приглашение на мастер-классы в рамках фортепианного фестиваля «ClaviCologne — NRW» International Piano Festival 2018, который достался Дайсуке Яги (Япония).
Наконец, кто же вошел в пятерку счастливчиков, которые отправятся на Мальту? Это Парк Кянгсун (Южная Корея / Великобритания), Ли Минсунг (Южная Корея / Германия), Ота Шион (Япония), Вонг Оскар-Шое (Япония / Австралия) и Батбилег Бат-Эрдене (Монголия).
...Как быстро летит время! Кажется, только вчера мы начали следить за серией фортепианных конкурсов «11 путей на Мальту», и вот уже подводим итоги девятого и десятого по счету. Молодые, но очень сильные и перспективные пианисты, представители разных стран, традиций и школ, соревновались по всему миру — в Австрии, Армении, Германии, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Мальте, России, Японии. От географии конкурса захватывает дух!
Журнал «Мальтийский Вестник» поздравляет победителей конкурсов Asia Piano Open и Japan Piano Open с победой и желает дальнейших успехов. Встретимся на Мальте, куда в апреле 2018 года ведут все музыкальные дороги!
В программе японского фестиваля был не только фортепианный конкурс, но и концерт известного российского пианиста Никиты Мндоянца. Нам захотелось узнать о его впечатлениях от мероприятия и выступления…Никита Мндоянц: Замечательная атмосфера концерта! Было особенно приятно видеть в публике участников и жюри конкурса: играть перед коллегами всегда большая ответственность. И был очень рад местным слушателям.
— Какая она, публика стран Азии, которая посещает концерты классической музыки?
— Я выступал в Японии, Южной Корее и Китае и везде ощущал очень внимательное, вдумчивое отношение. Сейчас очень много молодых музыкантов из этих стран, которые сами успешно реализуются в классической европейской музыке. Поэтому публика этих стран очень восприимчива.
— В Вашей концертной программе были произведения и «старых мастеров», и нашего современника. Какой музыкальный язык больше созвучен Японии — стране, идущей впереди планеты всей, по Вашим ощущениям?
— Оба музыкальных языка вполне созвучны Японии, но не стоит забывать, что в Японии чтят свою традицию, и им удается совмещать восприятие европейской традиции — как и классической, так и современной — с местной традицией.
— Вы неоднократно принимаете участие в международных фестивалях. Есть ли какой-то особый формат «фестивальных» концертов с точки зрения исполнителя по сравнению с «обычными» выступлениями?
— Фестивальные выступления всегда привносят ощущения праздника, хотя… любой концерт — это праздник!
Метки статьи:
11 путей на Мальту • Европейский фонд поддержки культуры • Мальтийско-Российский фонд дружбы • Музыкальные конкурсы • Новости культурыЧитайте также:
«Русский акцент» фестиваля InClassica
13 марта 2021
Сегодня принято сомневаться в существовании национальных исполнительских школ, но вряд ли кто-то решится оспорить тот факт, что именно русская культура дала миру феноменальных музыкантов, многие из которых выступят на Мальте в апреле 2021 года. И пусть музыка — язык универсальный (скептики, спрячьте улыбку — в прошлом году это было научно доказано), самое яркое созвездие в мальтийской обсерватории объединяет не только мастерство: все звезды этой плеяды говорят по-русски.
Арка, которую мы потеряли
12 апреля 2017
То не скала обрушилась в море, то настоящая национальная трагедия приключилась. Как выяснилось, не только мальтийцам, но и туристам, и живущим на Мальте иностранцам, да и всем, кто мимо проходил, оказалось до этого дело.
Зарисовки о мальтийском Рождестве
20 декабря 2017
Презепью и Панто - непременные атрибуты мальтийского Рождества
Скрипач Карэн Шахгалдян: «Работа с МФО — прекрасный опыт для меня
25 февраля 2019
Год назад скрипач Карэн Шахгалдян выступал на сцене Средиземноморского конференц-центра как солист Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии, затем — в составе ансамбля «Трио имени Хачатуряна», на концертах Мальтийского международного музыкального фестиваля 2018, и вот, 26 января 2019 г. он принял участие в концерте Мальтийского филармонического оркестра «Романтическая симфония» уже как концертмейстер.
Восхитительная еда в самом сердце поселка Мджарр
05 декабря 2021
Насыщенные вкусом разнообразные блюда мальтийской кухни — то, что нужно попробовать каждому гостю острова. Жители Мальты знают чем удивить посетителей, и траттория братьев Зарб в Мджарре — не исключение.
Алексей Галеа: «Если бы не Константин Ишханов и EUFSC, общество не узнало бы о многих мальтийских талантах»
03 февраля 2021
Алексей Галеа — опытный музыкант, виртуозно играющий на фортепиано и органе. Он выступает по всему миру как инструментальный исполнитель и дирижер. Алексей работал в Великобритании, Германии, России. Сейчас Галеа живет на Мальте и занимает должность музыкального директора Средиземноморского конференц-центра (MCC). Он тесно сотрудничает с Европейским фондом поддержки культуры (EUFSC), которым руководит Константин Ишханов. Вместе с EUFSC Алексей Галеа и Константин Ишханов осуществили несколько международных…