Кшиштоф Пендерецкий: живой классик польской музыки
Первое произведение этот великий композитор написал для себя. Он мечтал быть скрипачом-виртуозом, а нот у мальчика, чье детство пришлось на послевоенную разруху в Польше, не было. Поэтому его детская мечта стать скрипачом-виртуозом не сбылась. Однако, Кшиштоф Пендерецкий стал композитором, которого сейчас называют живым классиком польской музыки. Обладатель самых престижных международных наград, почетный доктор семнадцати университетов— Кшиштоф Пендерецкий, по его собственному признанию, сочиняет музыку более семидесяти лет. А еще он сажает деревья…
Кшиштоф Пендерецкий родился 23 ноября 1933 г. в польском городке Дембица. Игрой на скрипке он увлекся в раннем детстве. Во время обучения в гимназии организовал собственный оркестр. В 1955 г. музыкант переехал в Краков — получать высшее образование. В 1959 г. состоялся II Конкурс молодых дарований Союза польских композиторов. Партитуры были анонимными, и после расшифровки имен обладателей первых трех премий оказалось, что имя у трех победителей одно: никому не известный тогда ассистент факультета композиции Государственной высшей музыкальной школы в Кракове Кшиштоф Пендерецкий. Он так хотел выиграть главный приз, которым была поездка за границу, что представил на конкурс сразу три сочинения — «Строфы», «Эманации» и «Псалмы Давидовы». Одну партитуру он написал правой рукой, другую — левой, а третью дал переписать своему товарищу, чтобы везде был разный почерк. И шалость удалась! Три сочинения — три премии конкурса.
Годом позже Кшиштоф Пендерецкий напишет сочинение для пятидесяти двух струнных инструментов, названное «8’37’’» (8 минут 37 секунд — столько времени длится композиция). Эта пьеса сейчас известна как «Плач по жертвам Хиросимы». Произведение, которое пронзало эфир всех радиостанций, называют открытием и даже шоком для своего времени.
В 1960-е годы Кшиштоф Пенедерецкий — уже мировая знаменитость. Он гастролирует, пишет музыку для театра и кино, работает в Экспериментальной студии Польского радио. его произведения демонстрируют авангардный микс звуков. Одно из характерных произведений этого периода «Флуоресценции»: тридцать семь ударных инструментов. Оркестр издает звуки пишущей машинки, сирены, шлифовки стекла напильником, распиливания дерева.
А затем эксперименты заканчиваются. В 1962 г. появляется произведение «Stabat mater», а затем, в 1966 г., — «Страсти по Луке». Одну из пластинок с этим сочинением автор подарил Дмитрию Шостаковичу. Тот прислал ответ: «Это самое грандиозное сочинение XX века. Твой Дмитрий».
«Музыка для меня является необходимостью, потребностью и средством общения с другими», — признается Кшиштоф Пендерецкий. Обладатель множества наград, среди которых «Грэмми» за лучшую современную классическую композицию и «Грэмми» за лучшее инструментальное сольное исполнение, Пендерецкий не перестает сочинять музыку и сейчас.
Одно из своих творений — Восьмую симфонию — композитор посвятил собственному саду. Этот чудесный сад — большая любовь мастера: 1800 сортов деревьев на тридцати двух гектарах. Не так давно в этом саду был открыт Европейский музыкальный институт имени Кшиштофа Пендерецкого, созданный под патронатом Министерства культуры Польши и Европейского союза.
Читайте также:
Александр Блок: Символ Серебряного века русской поэзии
27 февраля 2019
Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был дворянином и приват-доцентом кафедры государственного права Варшавского университета, а мать — дочерью ректора Санкт-Петербургского Императорского университета Андрея Бекетова. После рождения сына родители Блока расстались.
«Мальта признает Россию как стратегического партнера Евросоюза»
25 июля 2017
Господин Кармело Абела, министр иностранных дел Мальты, вступивший в должность в июне 2017 года, ответил на вопросы журнала «Мальтийский Вестник»
Денис Мацуев, пианист-виртуоз, общественный деятель, Народный артист РФ
23 декабря 2019
Поздравляю читателей «Мальтийского вестника» с новым годом! Желаю добра, мира и чтобы в сердце всегда звучала музыка!