Лав-стори Алексея Леонова
Алексей Леонов был официальным фотографом на премьере и в кулуарах, пожалуй, самого выдающегося культурного российско-мальтийского события этого года — балета «Хрустальный дворец».
Он молод и обаятелен, выглядит современно, но элегантно, весьма уверен в себе и при этом изысканно вежлив. Он живет на Мальте шесть лет, и фотография — его основное и постоянное занятие, любимая профессия (наши читатели уже имели удовольствие любоваться его фотоработами в этом и предыдущих выпусках «Мальтийского Вестника»).
Мы впечатлены его работами и решили поближе познакомиться с ним, чтобы поговорить о любви к искусству и о жизни фотографа-профессионала на Мальте.
— Как Вы удостоились чести проводить съемку на премьере?
— Я, конечно, люблю снимать на концертах и спектаклях, на так называемых культурных мероприятиях… однако таких событий на Мальте не так уж и много, поэтому большая часть моей работы — на свадьбах…
Свадебный фотограф? Это немного обескураживает… Однако начинаю просматривать работы, и Алексей, следя за моими действиями, говорит:
— Ну вот, так всегда: взгляд задерживается не на тех, которые я считаю самыми интересными…
А взгляд есть на чем «сосредоточить»: мое стереотипное представление о «свадебном фотографе» рушится в секунды. Никаких деланных привычных «сладких» поз — передо мной мелькают мгновения, и возвышенные, и забавные, и неожиданные, и трогательные… Вот невеста «застряла» в свадебном платье, вот жених с друзьями на фоне типичного балкона со свисающим сушащимся бельем… Многие кадры так удачно «схвачены» — хоть на Уорлд Пресс Фото посылай! Естественно, возникает вопрос об участии в выставках.
— Нет, на выставки и творческие соревнования работы еще не посылал, а вот в так называемых «свадебных ярмарках» на острове принимаю участие постоянно, и в этом году поеду на такое же мероприятие — «Шоу свадебной индустрии» (The London Bridal Show) — в Лондон представлять Мальту. Но это не столько творчество, сколько бизнес.
— Неужели на Мальте так развит «свадебный бизнес»?
— Конечно. Ведь это не только «местные» свадьбы, приезжают пары со всего света — Европа, Америка, Африка, Австралия и Новая Зеландия, —привозят до трех сотен гостей. Мальта — это настоящий свадебный рай.
— Как началась любовь к фотографии?
— Я родился и рос в Прибалтике, в Латвии, учился в рижском университете, и моя подруга-однокурсница приобрела цифровую камеру, которая стоила по тем временам бешеные деньги — цифровая эра только начиналась — и делала фото, которые мне казались невероятно прекрасными. Тогда, на каникулах, я нашел работу в Аквапарке и заработал на свою первую камеру.
Первые снимки — портреты друзей и, конечно, красивых девушек… Для чего же мы, молодые парни, берем в руки камеру?
А затем та же подруга — а она увлекалась свадебной съемкой и мне предлагала попробовать, а я все отказывался, — уговорила поснимать на свадьбе ее знакомых, и неожиданно мне специфика такой работы очень понравилась. Так все и началось…
— А велика ли конкуренция среди фотографов в «свадебном» бизнесе на Мальте?
— Да, конкуренция есть, но «топовых» фотографов мало. Если шесть лет назад, когда я начинал, ее вообще не было, то сейчас появилось много иностранцев, в том числе русскоговорящих, и местные, которые чувствовали себя расслабленно, стали быстро «подтягиваться».
— То есть Вы себя без лишней скромности причисляете к лучшим мастерам-профессионалам. А каков Ваш стиль работы, в чем причины успехов?
— На той, первой, свадьбе мне особенно понравился именно репортажный стиль съемки. Репортаж — это абсолютная непредсказуемость событий. Репортаж для меня — это буквально как для других людей… охота. Тот же адреналин в крови.
Ни один репортаж не проходит гладко, необходимо все время реагировать на события, обстоятельства, постоянно импровизировать. Это и есть мой стиль, так я работаю.
Приходится преодолевать разные обстоятельства — то плохой свет, то другие сложности, и надо как бы разгадывать загадку: как вот в этих условиях, вот с этими людьми сделать хорошую фотографию…
И еще в съемке свадеб мне нравится разносторонность. Ведь, как вы знаете, фотографы специализируются: одни снимают портреты, другие — природу или, например, спорт. Свадебный фотограф-профессионал должен уметь снимать всё: и портрет, и интерьер, и пейзаж, и движение во время танцев…
Особого внимания требует работа над портретами: ведь есть люди — я не люблю слово «фотогеничные» — скорее, понимающие, как стоять, чтобы наилучшим образом выглядеть. А некоторым надо помогать… Бывает, приходится преодолевать волнение, дискомфорт и даже порой страх перед камерой… Негативные эмоции очень мешают: ведь в отличии от видеосъемки, которая «сглаживает», скрывает микродетали, фотография как бы «замораживает» мгновение. И поверьте, страх и дискомфорт очень плохо выглядят на фото, ведь глаза человека говорят все… А при репортажной съемке есть всего несколько секунд, и мой прием, уловка — это пошутить или сделать, сказать какую-нибудь ужасную глупость… словом, заменить неудобство другим чувством.
—Алексей, расскажите, почему и как попали на Мальту. Ведь как гражданин Латвии Вы могли жить и работать в любой европейской стране.
— Действительно, я проехал много стран, жил в Шотландии. А вообще идея жить на острове с пальмами, окруженном теплым морем, мне всегда особенно нравилась. Особенно после холодной Балтики (смеемся дружно). И куда ни ездил — старался жить около моря, оно тянет как магнит. На Мальте привлекательными факторами являются, конечно, английский язык и сравнительно стабильное экономическое положение. Но, вообще-то, как часто и бывает, все определил случай!
Я работал техником в крупной IT-компании, и надо было съездить из Латвии в Эстонию. Дорога заняла часа два, и, пока ехал, по радио шла передача о Мальте в стиле National Geographic — подробно рассказывали о всех аспектах жизни, и о хорошем, и о плохом, включая интервью с различными людьми, местными и приезжими. И это все мне так понравилось, что, вернувшись из командировки, я пошел к начальнику своему и сказал, что увольняюсь и еду на Мальту. Так и сделал (снова оба дружно смеемся).
— Такая импульсивность, наверное, свойство подлинно артистической натуры! А насколько удачно сложилась Ваша жизнь на острове?
— По образованию я программист, в Латвии работал и по специальности, и фотографом, но здесь любимое дело стало основным и постоянным занятием. На Мальте я встретил любовь своей жизни — Ирину.
Мы часто ходим на съемки вместе, и она может стоять за спиной, наблюдать за процессом и высказывать свое «фи». И я часто прислушиваюсь к ее мнению: вкус у нее есть… хотя фотографировать у нее самой нет желания.
На ее родину, в Калмыкию, мы, конечно, съездили, и мне там все очень понравилось. Я не очень люблю путешествовать по столицам: для меня главные города любых стран как бы одинаковы. Я люблю небольшие города и простых людей. В Калмыкии мне понравилась именно ее особенность, «отделенность», это своеобразный, уникальный и по природе, и по культуре регион, российская автономия. Было интересно общаться с людьми, мнения и суждения которых были не похожи на мои.
— Наверное, привезли из Калмыкии много удивительных снимков?
— На самом деле, когда я путешествую, отдыхаю, то, как говорится, камеру часто не поднимаю, хотя она со мной. Когда я наслаждаюсь жизнью, то не хочу делать это через объектив…
— А как же природа, цветы?
— Цветы люблю, но не фотографирую… это сложно для меня. Мой стиль, как я его называю, суровый мужской. Люблю простые вещи, все лишние детали выкидываю. Однако именно цветов мне на Мальте не хватает — особенно по сравнению с Прибалтикой или Англией с их цветочной культурой… Да и, пожалуй, немного утомляет цветовое однообразие — желтый камень везде…
— А культурной жизни на острове хватает? После детства, прошедшего в Юрмале, любимой всей еще советской творческой интеллигенцией, с ее концертами, фестивалями, КВНами, наконец?
— Вообще-то я человек спокойный, и для меня в плане культуры важны поведение людей, их обычаи и привычки, особенности речи. А о художественной жизни Юрмалы остались мимолетные детские воспоминания.
— Вы получили предложение стать официальным фотографом такого значительного для Мальты события, как премьера балета «Хрустальный дворец». Не давил «груз ответственности», был ли опыт подобных съемок, понимание искусства балета, в конце концов?
— Да, я фотографировал различные концерты уже здесь, на Мальте, работал с Газмановым, Бабкиной, Харатьяном. Был и опыт съемок спортивных танцев.
Балет в первый раз видел еще в Риге, но тогда не оценил его по достоинству… А вот «Лебединое озеро» в Санкт-Петербурге меня пленило, и мое отношение к этому виду искусства поменялось. И, безусловно, нет лучшего классического балета, чем наш, российский.
«Хрустальный дворец» — это не просто балет. Это было значительное культурное событие, и моя основная задача была снимать не только спектакль, a и «все вокруг него» — публику, гостей, официальных лиц… Конечно, это была ответственная работа. Но я получил огромное удовольствие и как зритель, ведь зрелище было действительно грандиозным, на сцене — не только солисты и кордебалет, но и оперная певица, драматические артисты, юные таланты, балетные студенты и хор.
Впечатляющие эффекты, декорации, костюмы… И даже животные! Я увлекся и сделал очень много — надеюсь, хороших — снимков.
Конечно, такие события здесь редки… но я не понимаю тех, кому Мальта мала или скучна. Я полюбил этот остров, моей семье хорошо здесь. И, в конце концов, два-три раза в год за пару часов можно слетать во многие города, и не только Европы…
Так закончился этот разговор о любви… да, именно так. К своей работе и семье, к острову, на которoм живешь, и, конечно, морю… И еще одно — многие классификации определяют съемку свадебную как love story. А история, рассказанная в спектакле «Хрустальный дворец», — о любви… и о свадьбе! Знать, судьба была Алексею…
Беседовала Алла Григорьева-Вольсвайк
Фото: Алексей Леонов
Читайте также:
Эмилия Дарзиньша. Мальта располагает к музицированию без стресса. Молодые музыканты из Латвии дали серию концертов на Мальте.
16 июня 2018
…В послеобеденное время по всем коридорам и классам Российского центра науки и культуры (РЦНК) на Мальте разлились звуки музыки. Звонкая скрипка, вкрадчивая виолончель, бойкий кларнет, нежная флейта… Это молодые литовские музыканты разбрелись по этажам и кабинетам для того, чтобы порепетировать перед вечерним концертом.
Легенда Серебряного века Николай Гумилев
01 февраля 2020
Николай Степанович Гумилев, русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик, родился 3 апреля 1886 г. в Кронштадте в дворянской семье военного врача. В детстве Николай Гумилев постоянно болел, был слабым ребенком, не переносил шума и мучился от частых приступов мигрени.
Giya Kancheli: spiritual
10 июля 2018
Yes, one’s sleep is quiet, but meaningful; in the absence of music one is sure that silence does sound, too, although the absence of music one can imagine only while dreaming
Хроническая сердечная недостаточность: подводные камни болезни и улучшение качества жизни
21 августа 2019
Хроническая сердечная недостаточность представляет собой заболевание с комплексом характерных симптомов (одышка, утомляемость, снижение физической активности, отеки и др.). Эти симптомы, в свою очередь, связаны с неадекватным кровоснабжением органов и тканей в покое или при нагрузке, и часто — с задержкой жидкости в организме.
Музыка и морские пейзажи: мгновения красоты
03 июня 2019
Победительница конкурса королевы Елизаветы 2015 года, южнокорейская скрипачка Джи Янг Лим выступила на Мальтийском международном музыкальном фестивале 4 мая в сопровождении Мальтийского филармонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна. В концерте прозвучали увертюра к балету Алексея Шора «Хрустальный дворец», его же «Морские пейзажи» (Seascapes) и «Полет сокола» (Flight of Falcon), а также Девятая симфония Дворжака «Из Нового Света».