Мальтийский международный органный фестиваль—2017
Виртуозный органист Даниэль Зарецкий— представитель петербургской органной школы, которую отличают романтизм и мягкость звучания инструмента.
Зарецкий — выпускник Ленинградской государственной консерватории, в которой и поныне преподает (на кафедре органа и клавесина). Музыкант преподает и в Санкт-Петербургском государственном университете (в качестве профессора кафедры старинной музыки). Среди его выпускников немало прекрасных музыкантов, которыми учитель может гордиться.
Будучи органистом, трудно не быть христианином
У Зарецкого много почетных званий. Он — лауреат Открытого Всероссийского конкурса органистов (1991 г., Первая премия), международного конкурса органистов в Германии, дипломант международных конкурсов органистов в Италии и Финляндии. Даниэль много гастролирует по Европе, и вот добрался наконец до Мальты, которую считает «рыцарской и гостеприимной».
Мальтийские слушатели рады были видеть Даниэля у себя в гостях и надеются, что он и в дальнейшем не оставит рыцарский остров своим вниманием. В этом коротком интервью Даниэль Зарецкий рассказал об органе, карильоне, мировых органных школах, своей музыкальной семье, о себе и, конечно же, о Мальте…
— Вы окончили Ленинградскую консерваторию как органист (класс профессора Н.И. Оксентян) и пианист (класс профессора Э.В. Базанова). Можно ли сказать, что в Петербурге сформировалась особая органная школа? Оригинальный петербургский стиль игры на этом старинном инструменте?
— Да, в Петербурге сформировалась особая органная школа, старейшая в России. Органный класс открылся сразу с момента открытия в Санкт-Петербурге первой российской консерватории, в 1862 году. Первыми профессорами были известные немецкие органисты. С самого начала эту школу отличала особая мягкость и романтичность звучания органов.
— Вы виртуозно играете не только на органе, но и на таких редких старинных инструментах, как, например, карильон. Какие композиторы писали музыку для карильона и насколько востребован этот инструмент в наше время?
— Я сам на карильоне не играю. Это традиция, пришедшая к нам из Голландии и Бельгии. В Петербурге два больших карильона — на колокольне Петропавловского собора (концерты каждое воскресенье) и в Петергофе (регулярные концерты с мая про сентябрь), а также учебный карильон на кафедре органа, клавесина и карильона в Санкт-Петербургском Государственном Университете. Главный приглашенный профессор — Йозеф Виллем Хаазен, который был директором знаменитой карильонной школы в Мехелене (Малине) в Бельгии. Отсюда и пошло название «МАЛИНовый звон» (от города Малина).
— Есть ли особый французский или немецкий стиль игры на органе? Или, точнее, существует ли французская, немецкая, российская органная школа? Если да, то как бы вы вкратце описали художественные особенности этих школ?
— Да, эти школы имеют свои особенности. Это связано как с национальными традициями, так и с особенностями органостроения в разных странах. Считается, что немецкий стиль более строгий, а французский — более импровизационный.
— В чем специфика мальтийской органной школы, если таковая существует?
— Я знаком всего с двумя мальтийскими органистами, поэтому мне трудно делать какие-то обобщения. Органы на Мальте связаны с британской и итальянской школами. Насколько я знаю, многие мальтийские органисты стажировались в Англии.
— Ваши родители или близкие имеют отношение к музыке? К искусству в целом? Поддерживают ли они вас в вашем творчестве?
— Моя мама была преподавателем фортепиано, она и привела меня в музыку. Моя супруга и старший сын — пианисты, хотя оба они учились также и игре на органе. Старший сын также играет на гитаре, пишет песни на английском языке и аранжирует их для своей группы. Младший сын поет в хоре, играет на гитаре и аккордеоне. Я всегда могу рассчитывать на их поддержку и советы.
— Вы — талантливейший исполнитель духовной музыки. А сами вы — верующий человек?
— Я православный по вероисповеданию. Будучи органистом, трудно не быть христианином.
— Какое впечатление оставила у вас Мальта в архитектурном и историческом отношении?
— Меня очень заинтересовало влияние разных стилей, эпох, национальных влияний в архитектуре. Увлекла древняя и разнообразная история Мальты. Особенно — период крестовых походов, затем — период рыцарей в XVI веке, потом — английский период в XIX—первой половине XX века и, конечно же, героизм мальтийцев во время Второй мировой войны.
— Чем вам больше всего запомнился наш остров?
— Своими замечательными соборами, которые поражают размерами и красотой.
— Если бы нужно было охарактеризовать Мальту одним прилагательным — например, «солнечная», «гостеприимная», «щедрая», «рыцарская» и т. д., то какое прилагательное вы бы подобрали?
— Пожалуй, я выбрал бы два прилагательных из вашего списка — гостеприимная и рыцарская!
Метки статьи:
Мальтийские композиторы • Музыкальные фестивали на Мальте • Новости культуры • События на МальтеЧитайте также:
Быть настройщиком великих пианистов...
12 июня 2018
Анджело Фаббрини: эта работа предполагает отсутствие четкого графика и личного времени
Президент ЕФПК Константин Ишханов получил Высшую национальную премию Мальты за достижения в области искусства
01 мая 2019
Старинные стены прекрасного Маноэль Театра в Валлетте вечером 16 апреля стали свидетелями яркого и значительного события: здесь состоялось награждение победителей Высшей национальной премии Мальты в области искусства, организованное Советом искусств Мальты, при поддержке Министерства культуры, юстиции и местного самоуправления Мальты.
Обратная сторона Валлетты
21 января 2018
«Хорошенького понемножку» — это неправильный жизненный принцип. Ничто хорошее не должно прекращаться или исчезать в никуда. Поэтому я решила возродить — теперь на страницах «Мальтийского Вестника» — свою популярную колонку прогулках по Мальте. Более того — приглашаю всех пешеходов-мальтаведов делиться своими любимыми маршрутами или рассказывать о любимых местах на архипелаге.
Доисторическая Мальта: магия древних камней
11 июня 2018
За блистательной эпохой Мальтийского ордена и бурными события ми новой и новейшей истории Мальты взгляд нашего современника не всегда различит более раннюю эпоху. Между тем Мальта может по праву называться одной из древних колыбелей развития человеческой цивилизации в Средиземноморье.
Убежища для благочестивых братьев
02 ноября 2019
Что делали рыцари-иоанниты в обержах, сиречь — рыцарских «общежитиях» (auberge — от французского «убежище»)? Как проводили время в кратких и не очень промежутках между сражениями на суше и на море? И где располагались эти обержи? На все эти часто задаваемые туристами вопросы можно ответить, прогулявшись по улицам Валлетты.