Мистические миры Гии Канчели
он может быть тихим, но с ясной моралью; отсутствие музыки делает более явным присутствие тишины, хотя вообразить отсутствие музыки можно только во сне
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер?
Где вдохновенье хранят,
как в термосе!
С этой безмерностью в мире мер?!
Его музыка состоит из мгновений, намеков и пауз. Он — недосказанность, недоговоренность, надмирность. Бездонные мысли Гия Канчели прячет за лиричными тающими мелодиями, за феллиниевской клоунадой, за улыбкой Джульетты Мазины. Аскетичное ар нуво. Нарочитая простота оркестрового письма, обманчивая безыскусность гармоний, сценичность и хрупкость музыкального времени, эстетское пиано и дьявольское фортиссимо. Преодоление жизни сверхжизнью. И смерти тоже.
Для VI Мальтийского международного музыкального фестиваля Гия Канчели, самый загадочный и несуетный композитор планеты, выбрал три сочинения: 14 «Писем друзьям» для альта и струнного оркестра, «Chiaroscuro» для скрипки и струнного оркестра и «Instead of a Tango» для скрипки, альта, фортепиано и струнного оркестра.
«Каждое из «Писем друзьям», — сказал Гия Канчели на предшествующей концерту пресс-конференции, — «посвящены личности, без общения с которой мое творчество было бы иным. И все эти миниатюры связаны с музыкой, написанной мною для театральных постановок и кинофильмов. Так что «Письма друзьям» и «Chiaroscuro» — два сочинения абсолютно разных жанров. В первом я выполнял волю авторов спектаклей и фильмов. А в «Chiaroscuro» я сам был режиссером, и автором сценария, и хореографом. Chiaroscuro — это та музыка, которую я писал для себя, а не для кого-то».
В «Письмах» солировал невероятный молодой альтист Гиорги Цагарели, поведавший о том, что каждая миниатюра Канчели — микросюжет с открытым финалом, сцена из спектакля, аккорд, тембр, нота, штрих. И то, что между ними. Удивительный грузинский музыкант, проживший каждое мгновение звуков и тишины откуда-то изнутри, ощутил и передал великое множество красок и подтекстов канчелиевской музыки, ее философскую карнавальность (в какой-то момент сквозь вненациональную партитуру задорно пробился фрейлехс — или мне это только почудилось?). Альт Цагарели говорил, пел и смеялся, рассказывал то юморески, то притчи; порой музыкант вместе с композитором иронизировал над миром и над собой, доказывая всем, что искусство, в общем-то, легкомысленно. И вообще, со времен Шекспира известно, как трудно быть серьезным.
В «Chiaroscuro» перед слушателями и присутствующим в зале автором исповедовался фантастический итальянский скрипач Андреа Кортези, один из самых выразительных интерпретаторов музыки Канчели. Он не просто играл — он писал дивные картины с удивительной игрой света, тени и их отражений, отражая попутно неожиданные атаки литавр и спонтанные выплески ударных. Посреди медленной тихой музыки скрипка вдруг задохнулась — бешеным ритмом, огненным темпом, громким бесовским хохотом. И еще раз напомнила о том, что Кортези — вполне справедливо — считает свой инструмент инструментом дьявола. В его совершенной игре присутствовала духовность, одухотворенность, возвышенность, божественность — все то, что заключено в английском слове spiritual.
Стоит ли говорить, что восхитительно музыкальный молодой дирижер Сергей Смбатян и весь камерный состав Государственного симфонического оркестра Армении оказались людьми той же душевной категории — оттого им оказались внятны и острый смысл, и сумрачный грузинский гений.
Зал медитировал, уносясь куда-то ввысь вслед за истаивающими мелодиями, охотно поддаваясь коллективному гипнозу и сквозь затуманенное подсознание все-таки понимая, что с ним говорит вечность. В безмерном пространстве Средиземноморского конференц-центра, бывшем госпитале рыцарей-иоаннитов, нездешняя музыка грозилась вот-вот исчезнуть, обернувшись сном.
Сон может быть тихим, но с ясной моралью; отсутствие музыки делает более явным присутствие тишины, хотя вообразить отсутствие музыки можно только во сне.
«Отказывающийся принимать меня Всевышний, вероятно, позаботился о моей возможности посетить Мальту», — сказал мне в интервью Гия Канчели.
Просто Всевышний позаботился о тех, кто еще на Земле.
Изображения публикации
Метки статьи:
MIMF18 • Валлетта • Валлетта2018 • Великий композитор • Дни армянской культуры на Мальте • Европейский фонд поддержки культуры • Известные гости Мальты • Мальтийский международный музыкальный фестиваль • Мальтийско-Российский фонд дружбы • Рецензии • Новости культурыЧитайте также:
Максим Венгеров: «Мне не скучно играть концерт Чайковского даже в тысячный раз»
02 мая 2018
Скрипач Максим Венгеров, один из самых знаменитых учеников профессора Захара Брона, в раннем детстве покорил сначала Новосибирск, а за ним – Москву, да и весь мир. Слава вундеркинда его не сломила, он до сих пор совершенствует и без того блистательное мастерство, осваивает новые профессии; он и сейчас студент.
Чайковский, Элгар, Шор и Шагал для непросвещенных и самых искушенных
29 июня 2018
Как известно, в творчестве каждого художника создается своя реальность, которая, безусловно, насыщена оригинальными идеями; она переживается особенными эмоциями, искрится неповторимыми красками. Глубоко личностные и в то же время «вечные» темы превращаются в «архетипы», ассоциирующиеся с определенной эпохой и стилем в искусстве.
Наталья Велла Гатт: «Душа обязана трудиться»
13 октября 2017
Наша соотечественница, хозяйка самого романтичного на Мальте ресторана Bacchus, в котором принимали звезд мирового балета и Большого театра России во время их гастролей с премьерой постановки «Хрустальный дворец», рассказывает о своем непростом пути к Мальте. Или все-таки пути к себе?
"Шутовская свадьба". Первое ледовое шоу на Мальте
31 октября 2019
Дворцовые интриги, любовь и звезды мирового фигурного катания ожидают зрителей в спектакле, посвященном одному из самых таинственных эпизодов российской истории эпохи правления императрицы Анны Иоанновны. 13 декабря 2019 года на Мальте состоится первое в истории острова ледовое шоу «Шутовская свадьба», которое является адаптацией балета «Хрустальный Дворец» на музыку современного американо-мальтийского композитора Алексея Шора. Как создается уникальный праздник льда и музыки? О деталях подготовки…