Оркестр перфекционистов, или как все сделать на 200%
Государственный симфонический оркестр Армении — официальный оркестр-резидент Мальтийского международного музыкального фестиваля. Это большая честь для музыкантов оркестра и в то же время — редкая возможность для сближения двух древних культур и цивилизаций, Армении и Мальты. Об истории создания оркестра, его прошлом, настоящем и будущем, его творческих свершениях и ярких проектах рассказывают Анна Тер-Овакимян, исполнительный и финансовый директор этого музыкального коллектива, и Саргис Балбабян, директор по планированию и — контрабасист.
— Государственный молодежный оркестр Армении в самом начале своей деятельности был инициативой студентов Ереванской консерватории. Когда стало понятно, что смелая идея становится чем-то большим?
А.Т.-О.: Все началось в далеком 2005 году. Сергей Смбатян, тогда еще совсем молодой (18 лет!), решил создать коллектив, в который входили бы его друзья. Вряд ли в тот момент он себе хорошо представлял, что выйдет из подобной затеи. Но уже после первого концерта, который состоялся 25 января 2006 г., всего через три месяца после начала репетиций, стало понятно, что студенческий оркестр ожидает большое будущее.
— Получается, «роль личности в истории» не стоит недооценивать? Действительно, за время нашего непродолжительного знакомства — а именно за те несколько дней в январе 2018 г., когда часть вашего оркестра приехала на Мальту исполнять штраусовскую «Жизнь героя» вместе с коллегами из Мальтийского филармонического — мы услышали немало теплых слов в адрес маэстро…
А.Т.-О.: Сергей Смбатян — очень яркая личность. С ним необыкновенно интересно — и в то же время очень сложно работать. Он — перфекционист, и если мы что-либо делаем, то на все 200%. Смбатян сам выкладывается по максимуму и ожидает того же от окружающих. Каждый раз, когда наша команда собирается для обсуждения нового проекта, мы знаем — это будет что-то невероятное. Но в то же время Сергей — прагматик и умеет просчитывать все наперед. Добавьте к этому еще и редкую интуицию… Наверное, сочетание этих трех компонентов и позволило нам выйти на широкую творческую дорогу.
— Есть ли у оркестра любимые произведения, своего рода «визитные карточки» коллектива?
А.Т.-О.: За довольно непродолжительное время со своего основания у нас было множество премьер. Наш репертуар простирается от классики до современной музыки и, если честно, не могу даже сказать, что лучше звучит — Чайковский или Пендерецкий. Однако самым важным композитором нашей страны является, конечно же, Арам Хачатурян. Мы исполняем его произведения по всему миру. Думаю, Вторая симфония Хачатуряна и есть «визитная карточка» нашего оркестра.
— Вы выступаете на многих международных площадках, участвуете во многих международных проектах. Какие идеи вы хотите донести до публики через музыку?
А.Т.-О.: Мы представляем Армению, страну с великим культурным прошлым, многовековыми культурными ценностями. Самое главное послание, которое мы хотим передать нашим слушателям: мы — культурная страна. Наш коллектив уникален, так как в нашем оркестре все музыканты — армяне одного поколения, одной религии и одного языка. Более того, все наши музыканты окончили Ереванскую консерваторию имени Комитаса.
— Назовите, пожалуйста, самые яркие моменты в истории вашего оркестра.
А.Т.-О.: Одним из самых запомнившихся мне выступлений был концерт в Берлине, в знаменитом Концертхаусе. Коллективу нашему было тогда всего четыре года. Программа была сложной и насыщенной — Чайковский, Айрапетян (современный армянский композитор) и Шостакович. После первого отделения овации не смолкали минут десять, а в заключение нам пришлось исполнить три произведения на бис. Публика просто нас не отпускала, для немецких слушателей это рекорд. Но можно сказать, что каждое выступление наше — это еще один шаг к успеху, будь то концерт на Пасхальном фестивале у Гергиева или в Большом зале Московской консерватории.
Из последних свершений хотелось бы отметить юбилейный фестиваль Кшиштофа Пендерецкого в Ереване, который мы организовали в феврале этого года. Мы исполнили наисложнейшее его произведение — «Семь врат Иерусалима»… Сам маэстро Пендерецкий был доволен исполнением, а что еще нужно, если классик современности так высоко оценивает твою работу?!
— Вы — официальный оркестр-резидент Мальтийского музыкального фестиваля, не первый раз на Мальте. Каковы ваши ожидания от этого события?
С.Б.: За последние 12 лет у нас было более 50 концертов за рубежом, мы выступали в лучших концертных залах Европы и Азии. Конечно, у нас уже бывали гастроли с очень плотным графиком, но с участием в Мальтийском международном музыкальном фестивале мы возьмем новую высоту: концерты на протяжении полумесяца будут проходить каждый день, всякий раз с новой программой. Важно, что наш оркестр будет аккомпанировать всемирно известным и самым востребованным солистам.
Хочется отметить, что программа фестиваля составлена таким образом, что все без исключения любители музыки смогут найти концерт по вкусу, наслаждаясь творчеством и классиков, и современных мальтийских и армянских композиторов. Ежедневные концерты требуют применения инструментов гибкого художественного менеджмента, что нам всегда удавалось, и в данный момент мы следуем по намеченному плану.
— Какого из многочисленных концертов с вашим участием на Мальтийском фестивале вы больше всего ожидаете и почему?
С.Б.: Знаете, выступать за рубежом — всегда большая ответственность для оркестра, вне зависимости от программы и солистов. Однако хочу отметить, что музыканты нашего оркестра с нетерпением ждут сотрудничества с Максимом Венгеровым, Денисом Кожухиным, Николаем Луганским и Рэем Ченом. 25 апреля состоится наше третье совместное выступление с Максимом Венгеровым. Как музыкант, замечу, что эмоциональное исполнение Венгерова способно создать неповторимую атмосферу, превратить концерт в некое грандиозное событие, при этом ты чувствуешь себя его частью. Это весьма необычное ощущение, которое охватывает меня каждый раз, когда доводится сотрудничать с М. Венгеровым.
28 апреля прозвучит Концерт для скрипки Мендельсона в исполнении Сальваторе Аккардо. Оркестр неоднократно исполнял его со многими другими солистами. Всем известно, что Аккардо — легендарный скрипач наших дней, и поэтому оркестр с трепетом ожидает встречи с ним на сцене.
Хочу отметить еще, что 22 апреля состоится важное событие: наше совместное выступление с Мальтийским филармоническим оркестром. В программу концерта включены произведения армянских и мальтийских композиторов — Арама Хачатуряна и Алексея Шора, что символично, учитывая теплые взаимоотношения между нашими оркестрами.
Метки статьи:
Государственный симфонический оркестр Армении • Европейский фонд поддержки культуры • Мальтийский международный музыкальный фестиваль • Мальтийско-Российский фонд дружбы • Музыкальные фестивали на Мальте • Новости культуры • Отчет о культурном событииЧитайте также:
Кшиштоф Пендерецкий: «Маэстро Смбатян не перестает поражать меня своим талантом»
25 июня 2018
Под занавес Мальтийского международного музыкального фестиваля на остров пожаловал один из величайших мистификаторов современности; автор поднебесной и пыточной музыки; обладатель энного количества докторских мантий, отороченных сладкой интонацией вызова и бунтарства; экуменист и авангардист, давший повод усомниться относительно будущего как банального нотоносца, так и всех вкупе обертонов. В общем, лично пан Кшиштоф Пендерецкий, признанный «лучшим живущим композитором» XX и XXI веков.
«Мальта признает Россию как стратегического партнера Евросоюза»
25 июля 2017
Господин Кармело Абела, министр иностранных дел Мальты, вступивший в должность в июне 2017 года, ответил на вопросы журнала «Мальтийский Вестник»
Екатерина Мечетина: «Артист должен завораживать зал...»
11 марта 2020
С четырех лет за фортепиано, первый сольный концерт в 10 лет на сцене Центральной музыкальной школы, в 12 лет — гастроли в Японии, затем сцены мировых столиц и российских городов. Одна из самых ярких звезд нового поколения музыкантов, заслуженная артистка РФ, солистка Московской филармонии Екатерина Мечетина даст концерт в рамках Девятого Мальтийского международного музыкального фестиваля, организованного Европейским Фондом Поддержки Культуры.