Пианистка Вера Каменева: «У подсознания есть фильтр от слов, но нет фильтра от звуков»

01 февраля 2020 /
  1. Статьи
Пианистка Вера Каменева: «У подсознания есть фильтр от слов, но нет фильтра от звуков» — Мальтийский вестник
© Ирина Кузнецова

Допустить себя к роялю — при определенных условиях. О музыкальном образовании, значении звуков и о той ответственности перед слушателем, которая роднит музыкантов с врачами и священниками, рассказывает пианист и педагог Вера Каменева.

— Вы — концертирующий пианист и педагог. Как вы распределяете время и силы между этими направлениями деятельности?

— Я помню, когда приняла решение сфокусироваться на педагогической деятельности. Это было после конкурса в Сиднее, который является очень серьезным испытанием: там в сумме восемь выходов на сцену. На этом конкурсе были именитые музыкальные критики, и один из них назвал меня «актрисой трагического жанра за роялем». Этот момент стал для меня знаковым. Я уже знала, насколько сильным воздействием на человека обладает звук и насколько важно состояние и мировоззрение музыканта, которое он транслирует через этот звук. И тогда, в 2000-м году, я решила, что продолжу концертную деятельность, когда почувствую, что, какую-бы трагическую музыку я ни играла, у меня хватит силы духа наполнить ее энергией созидания и света, когда я отвечу себе на большинство духовных вопросов, и мое внутреннее состояние умиротворения и любви к жизни будет полностью искренним,вот в этот момент я дам себе право вернуться на сцену. На это ушло 18 лет.

Поэтому, отвечая на Ваш вопрос более коротко, могу сказать, что раньше акцент в музыкальной деятельности для меня был в педагогике. Теперь — в исполнительстве. Причем я хорошо понимаю, что большой карьеры уже не сделать. Да и не надо. Мне важнее записать один диск за всю жизнь, но хорошо.

— Что представляет собой проект «Инновационная школа исполнительского мастерства», руководителем которой вы являетесь?

— Я начала преподавать в Московской консерватории, потом перешла в ЦМШ, какое-то время была там заместителем директора, и этот опыт в музыкальной педагогической системе помог мне понять, что необходим некий дополнительный компонент: им стало создание программы психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности. Нужно учесть, что жизнь юного музыканта, ученика специализированной школы — сорок часов обучения в неделю, фестивали, конкурсы, концерты, в результате чего дети устают, испытывают напряжение, и этот стресс нужно «вынимать». Такие методики существуют, главное о них знать и уметь применять.

Кроме того, в программу обучения в нашей школе входят мастер-классы театрального мастерства, изучение танца — это важно для исполнителя. Конечно, основное направление работы — фортепианные мастер-классы. Мы приглашаем потрясающих профессионалов с большим опытом концертной и педагогической деятельности, многие из них живут за рубежом, но работают с нашими учениками. В числе наших педагогов Григорий Грузман, Борис Петрушанский, Борис Блох, Николай Демиденко

Цель моего подхода — это сохранение традиций нашей русской школы с внедрением дополнительных современных образовательных методик, которые могут помочь раскрыть личность ребенка.

— Как возник ваш дуэт с Александром Князевым?

— Я попросила его дать несколько мастер-классов в нашей школе, он согласился, и это было большим счастьем, потому что он не просто талантливый музыкант: виолончелист, органист и пианист, но и педагог, который умеет вдохновить. В нашем образовательном проекте он работал и с виолончелистами, и с пианистами. Когда я слышу звучание его виолончели, мне кажется, что я слышу орган: настолько много обертонов в его звуке. Позже он пригласил меня играть вместе с ним, что было моей мечтой, на самом деле, и началась череда совместных концертов. Возвращаясь к той идее, которая оформилась в 2000-м: я почувствовала, что могу, что имею право играть на сцене.

— Сейчас очень распространено онлайн-обучение. Возможно ли использование этого метода при преподавании музыки?

— Это возможно в отдельных случаях. Так, например, у меня есть студенты в колледже Шнитке, и в моменты моих гастролей, рабочих поездок, я могу следить за их прогрессом онлайн. Также такие уроки возможны, например, с теми, кто живет в российской глубинке и по финансовым причинам не может приехать в Москву. В этом случае WhatsApp и Skype могут помочь. Главное, чтобы я могла видеть ребенка в полный рост и слышать, как он извлекает звук. Очень много информации можно передать таким образом. У нас есть два теоретика в школе, которые также иногда используют онлайн-обучение, и это приносит блестящие результаты.

— На концерте, который состоялся 22 января, помимо «Крейцеровой сонаты» Бетховена, вы исполнили «Музыкальное паломничество»: произведение современного американо-мальтийского композитора Алексея Шора. Каковы ваши впечатления от его музыки?

— Я была на ледовом шоу Ильи Авербуха на Мальте, в котором звучала музыка Алексея Шора из балета «Хрустальный дворец», и мне запомнились слова Авербуха, когда он сказал, что с каждым днем, с каждой репетицией эта музыка, которая изначально кажется простой, открывала ему все новые и новые глубины. Это и мое ощущение. При этом как исполнитель могу сказать, что музыка совсем не простая, там очень много нюансов, над которыми нужно работать.

Кроме того, музыкальные композиции Алексея Шора напоминают мне музыку Исаака Дунаевского к кинофильмам: та же образность и состояние души.

Как пианистка на Мальте я выступила в первый раз и получила огромное удовольствие от этого концерта: от зала, от публики, от того контакта, который возник. Это всегда очень хорошо чувствуется: настроение и отношение слушателей. Мне было приятно получить такой теплый прием на Мальте.

Могу сказать, что в церкви (зал Роберта Самута строился как методистская церковь — прим.ред.) всегда проходят особенные концерты. И, по моему мнению, профессия музыканта очень схожа с профессией врача или священника. Более того, музыканты говорят звуками: у подсознания есть фильтр от слов, но нет фильтра от звуков. Поэтому так важна чистота помыслов, чистота души для передачи того, что было заложено автором в музыкальное произведение.

Автор публикации

Мария Ермаченко — Мальтийский вестник

Мария Ермаченко

Журналист, телеведущая

 


Метки статьи:

European Foundation for Support of Culture MRFF Malta Media Известные гости Мальты Искусство на Мальте

Читайте также:

Новая серия концертов — VIP Music Salon

04 октября 2017

Новая серия концертов — VIP Music Salon | Мальтийский вестник

19 октября, в рамках Malta International Piano Festival, в великолепном Casino Maltese (Валлетта) мы торжественно откроем нашу серию концертов выступлением Юрия Розума.

Ушу на Мальте

09 марта 2021

Ушу на Мальте | Мальтийский вестник

Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем Мальтийской Ассоциации Ушу Конрадом Лаусом. Беседа была организована журналом «Мальтийский Вестник» по случаю приближающегося Всемирного Дня Тайцзи (World T'ai Chi and Ch'i Kung Day), который обычно проводится ежегодно в последнюю субботу апреля.

Славянские традиции: наследие красоты

09 января 2018

Славянские традиции: наследие красоты | Мальтийский вестник

От наших пра-пра-РОДителей нам передаются не только гены, внешние признаки, но и то, что гораздо ценнее — их наследие и традиции, духовные и культурные ценности, представления о красоте...

Майкл Умнов: «Плавание — это спорт целеустремленных людей»

15 июня 2017

Майкл Умнов: «Плавание — это спорт целеустремленных людей» | Мальтийский вестник

Все мы, живущие на Мальте, хоть раз в год да плаваем в море, а вот многие ли из нас были хоть однажды в Национальном бассейне Мальты? Должна признаться, здесь я впервые, причем по особому случаю…

Имя прилагательное, артикль и глагол

11 октября 2017

Имя прилагательное, артикль и глагол | Мальтийский вестник

В этом номере мы кратко рассмотрим имя прилагательное, артикль и глагол в мальтийском языке.

New stars: Malta International Piano Competition

08 июля 2018

New stars: Malta International Piano Competition | Мальтийский вестник

The Malta International Piano Competition opened on the 16th of April under the sixth Malta International Music Festival. Seventy musicians, who took part in this competition, had been selected in a series of qualifying competitions “Eleven Ways to Malta” organized in different countries of the world in 2017-2018.

Новости Мальты

Ко дню российских дипломатов | Мальтийский вестник

Ко дню российских дипломатов

11 февраля 2022

10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. Он был утверждён в качестве профессионального праздника российских дипломатов в 2002 г. указом Президента России, и эта дата была выбрана не случайно. Ведь именно 10-м февраля 1549 года да...


Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена | Мальтийский вестник

Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена

23 декабря 2021

Во время захоронения Великого магистра Мальтийского ордена Мэтью Фестинга, который скончался на Мальте 12 ноября 2021 года, была обнаружена безымянная могила. Предполагают, что она принадлежит самому непопулярному магистру Ордена Святого Иоанна — Франс...


Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе | Мальтийский вестник

Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе

23 декабря 2021

Интернет-Портал european­best­destinations.com разместил статью со списком самых красивых елок в Европе. На первом месте оказалась экологичная елка из бутылок, созданная жителями Айнсилема, что на Гозо. В прошлом году жители деревушки установили 19-мет...


Дождь в музее | Мальтийский вестник

Дождь в музее

23 декабря 2021

По сообщению пресс-службы Heritage Malta, дождевая вода, просочившаяся в залы Национального музея искусств MUŻA, не повредила картины. Мальту несколько месяцев заливает дождями. Настолько сильными, что в зданиях протекают потолки. Не стал исключением и...


Валлетта — столица здоровья | Мальтийский вестник

Валлетта — столица здоровья

23 декабря 2021

Согласно сообщению журнала Forbes, Валлетта — самая экологически благоприятная европейская столица. Исследование с таким интересным результатом провел бренд одежды GAP. Были проанализированы условия жизни в 28 столицах стран Евросоюза. GAP обращали...


Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма | Мальтийский вестник

Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма

23 декабря 2021

По данным социологических исследований, 61% жителей маленького средиземноморского острова считают, что «все будет хорошо». 22% мальтийцев категорически не согласны с этим, а оставшиеся пребывают в сомнениях и надеждах. Им Мальта обязана званием дов...


Скоро на Мальте

Malta International Music Festival пройдет в 2022 году в новом формате. Одиннадцатый по счету фестиваль будет представлять собой пятинедельный культурный форум, в рамках которого состоится не только множество концертов, выступлений хореографических коллективов, выставок, кинопоказов, но также будут организованы Дни национальных культур.

Мака Лашхи о Днях грузинской культуры: «Столь масштабное мероприятие будет организовано благодаря участию Европейского Фонда Поддержки Культуры»

В 2022 году Malta International Music Festival пройдет на Мальте с новой программой и в новом формате. Организаторы уверяют: это будет самый большой праздник искусства за более чем 10-летнюю историю фестиваля.

Триумф героев: о новой концепции Malta International Music Festival-2022

В этом году отрадно наблюдать за расписанием концертов традиционного Фестиваля барочной музыки в Валлетте (Valletta Baroque Festival). После урезанной программы 2021 (когда можно было только радоваться, что фестиваль вообще не отменили) в наступающем 2022 организаторы подготовили встреч с барочной музыкой в барочном городе, построенном «джентльменами для джентльменов».

Мадригалы, балет и BaRock - Мальта принимает 36 концертов Фестиваля барочной музыки

В наступившем году на Мальте пройдут фестивали, посвященные музыке великих русских композиторов, чей юбилей будет отмечаться в 2022 году

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В декабре этого года на Мальте состоится премьера нового мальтийского фильма Blood on the Crown. Фильм рассказывает о событиях начала прошлого века, о борьбе за независимость Мальты и о памятной дате празднования мальтийского Сетте Джуньо.

Blood on the Crown — история о мужестве и героизме