Rhapsody in true
На МММФ прозвучали опусы позднего Рахманинова
Ровно на один вечер культурная столица Мальты Валлетта переместилась в рахманиновское смысловое поле. Николай Луганский — пианист почти невероятный в предлагаемых нынешней Вселенной обстоятельствах — исполнил «Рапсодию на тему Паганини».
Всякий раз на концертах Луганского вы оказываетесь в новой для себя акустической ситуации, вспоминая сразу обо всем: и что нынешний век почти не терпит повышения голоса, и что остались еще единичные пианисты из тех материй, что лишены всего наносного; и что фортиссимо может быть элегантным, а градации между пианиссимо тихим, пианиссимо таинственным, пианиссимо трагическим и пианиссимо элегическим — ювелирно точными и абсолютно несхожими. Более того: гибкие длинные пальцы Луганского, не уступающие рахманиновским, не просто способны распутать самые хитрые сплетения нот. Они почти визуально меняют широту, долготу и глубину клавиш, игнорируя коварства аппликатуры и всякие прочие тернии, делают пластмассу мягкой и податливой, отчего та утрачивает линейную одномерность и оказывается в неевклидовом пространстве, откуда евклидово кажется крошечно смешным.
Игра Николая Луганского на диво лишена всякой театральности — оттого, вверившись ему, вы остаетесь наедине с музыкой. Очень сильный и тонкий интерпретатор музыки Рахманинова (да и всякой прочей, просто мы сегодня о Рахманинове, 145-летию со дня рождения которого и был посвящен специальный концерт Международного Мальтийского музыкального фестиваля), он всякий раз подает ее непорочной, словно только что сочиненной, какой-то очень авторской и в то же время очень иной. В этом и заключается узнаваемость Луганского, его шарм — в поэтике высокой пробы, в сложной легкости и неэлементарности.
В рахманиновской «Рапсодии на тему Паганини» пианист отыскал идеальный баланс между поэзией и страстью. Ему пришлось быть безмятежным, задушевным (особенно в «русских» вариациях) и дьявольским; быть суперэмоциональным, разрывая аккорды в клочья; и, наконец, в культовой 18-й вариации — быть собой: изысканным, даже щепетильным, трогательным и предельно ясным. Там, где это требовалось, пианист брал сверхскоростные темпы, но и они оказались индивидуальными, самоценными, далекими от актуального стремления к скорости во что бы то ни стало.
Персональная драма страдающего вдали от родины композитора — единственное, что объединяет 24 вариации «Рапсодии на тему Паганини»; криптограф Рахманинов озвучил ее темой Dies irae («День гнева»). С другой стороны, за этой секвенцией XIII века, ставшей обязательной частью заупокойной службы и символом Страшного суда, маячит фигура самого Паганини, заключившего пакт с дьявольскими силами, кои наделили его за то всевозможными совершенствами. Что касается Луганского, то художник он сколь загадочный, столь и безукоризненный, а по отношению к музыке — настоящий святой. Оттого во время игры его вспомнилось о том, что заключительные стихи Dies irae символизируют восхождение душ людей к Божественному трону, «где праведники будут избраны для наследования рая».
У Луганского был превосходный партнер — фаворит фестиваля (и мой личный фаворит — с того самого мгновения, когда я впервые услышала здесь, на Мальте, этот невероятный коллектив) — Государственный симфонический оркестр Армении под управлением молодого гения Сергея Смбатяна. Вместе им удалось затейливо передать все джазовые влияния в рахманиновской музыке, возникшие в его поздних, американских опусах (хотя по факту рождения Рапсодия принадлежит Швейцарии, ибо писана была на вилле Сенар). В частности, влияние Гершвина и его Рапсодии — той самой, что in Blue.
Мотив Dies irae звучал и в «Симфонических танцах» — последнем сочинении Рахманинова, созданном на Лонг-Айленде за три года до смерти, в 1940-м. Эта сложнейшая сюита требует от дирижера изрядного мастерства в управлении разными видами движения, поскольку речь идет о сочинении с отчетливо выраженной хореографической природой (после премьеры балета «Паганини» композитор мечтал о новой сценической постановке, использовав в «Танцах» музыку, писавшуюся ранее для балета «Скифы»). Особенно горько в этой печальной прощальной партитуре прозвучала вторая часть — истинно мужской вальс, прочувствованный Сергеем Смбатяном и его оркестром до самой сути. Америка обнималась с Россией, саксофон играл задушевную мелодию в духе русских протяжных песен — что ж, о ностальгии Рахманинова все известно; тем удивительнее, как созвучны и понятны оказались тоска и душевная усталость 67-летнего композитора молодым музыкантам. В этом, пожалуй, и заключается секрет вечной молодости музыки Рахманинова, ее вечной современности, немыслимой в прошедшем времени.
Метки статьи:
MIMF18 • Известные гости Мальты • Европейский фонд поддержки культуры • Мальтийский международный музыкальный фестиваль • Мальтийско-Российский фонд дружбы • Музыкальные фестивали на Мальте • Отчет о культурном событии • РецензииЧитайте также:
Шломо Минц: «Нужно как можно больше рассказывать людям о мире классической музыки…»
30 июня 2019
Легендарный израильский скрипач, альтист, дирижер и педагог Шломо Минц принял участие в международном фестивале Vienna Classic Strings, организованном Европейским Фондом Поддержки Культуры. Это музыкальное событие состоялось в мае 2019 года в Австрии. Выступления музыканта прошли в Musikverein (Вена) и в Mozarteum (Зальцбург), где маэстро исполнил произведения современного американо-мальтийского композитора Алексея Шора. В интервью нашему журналу выдающийся музыкант рассказывает о своем отношении…
Скоро сказка сказывается...
31 августа 2019
Принцессы, феи, котята и принц танцевали в июле на сцене кампуса Мальтийского университета в Валлетте. Здесь состоялась постановка спектакля «Спящая красавица» на музыку Петра Ильича Чайковского. Организаторы проекта — хореограф, преподаватель, балерина Рута Мон и Европейский Фонд Поддержки Культуры.
Известный неизвестный скотч
27 декабря 2018
Дорогие друзья! В начале нашей беседы я хотел бы пожелать всем процветания в наступающем году! Зима пришла, и это значит, что наступило время для приятного уютного вечера дома с семьей или друзьями, когда можно расслабиться и пообщаться за бокалом вина. Или — почему бы и нет — за бокалом виски…
Александр Соколов: «Главный критерий для члена жюри — хочется ли еще раз услышать данного музыканта»
23 июня 2018
На наши вопросы отвечает член жюри Мальтийского международного фортепианного конкурса, ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского.
Оперная певица Андриана Йорданова: «Язык музыки понятен всем»
03 декабря 2021
Национальный симфонический оркестр Узбекистана, тенор Рамиз Усманов и сопрано Андриана Йорданова из Болгарии, которая живет и работает на Мальте, выступили на сцене The Theatre — Mall Of The Emirates в Дубае. Возможность музыкой объединить разные страны на одной сцене доказал Европейский Фонд Поддержки Культуры, который выступил организатором проекта.
Пианистка Вера Каменева: «У подсознания есть фильтр от слов, но нет фильтра от звуков»
01 февраля 2020
Допустить себя к роялю — при определенных условиях. О музыкальном образовании, значении звуков и о той ответственности перед слушателем, которая роднит музыкантов с врачами и священниками, рассказывает пианист и педагог Вера Каменева.