Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту. Часть 1
Среди первых образов, которыми встречает гостей древняя и вечно юная Мальта — рыцарственно-изящный восьмиконечный крест, который носит в мировой геральдике название Мальтийского. Это исторический символ Иерусалимского, Родосского и Мальтийского Суверенного Военного Госпитальерского (в дословном переводе — Странноприимного) Ордена Св. Иоанна, оставившего в истории острова неизгладимый, словно славный боевой шрам, след.
Среди первых образов, которыми встречает гостей древняя и вечно юная Мальта — рыцарственно-изящный восьмиконечный крест, который носит в мировой геральдике название Мальтийского. Это исторический символ Иерусалимского, Родосского и Мальтийского Суверенного Военного Госпитальерского (в дословном переводе — Странноприимного) Ордена Св. Иоанна, оставившего в истории острова неизгладимый, словно славный боевой шрам, след.
На протяжении многих веков юноши из лучших дворянских домов Европы мечтали о роскошном плаще рыцаря-госпитальера (иоаннита), украшенном этим крестом. Жестокие наемники, загрезив вдруг о спасении души, считали честью принести Ордену Св. Иоанна свое мастерство, став его «сержантами». Одно время император Павел I сделал его даже частью герба Российской империи…
Однако прежде, чем плащи и знамена с восьмиконечным крестом рыцарей Св.Иоанна в 1530 г. зареяли над желтыми скалами Мальты, они уже стяжали славу на полях битв креста и полумесяца. Их не раз в не раз втаптывала в кровавый песок Святой Земли мусульманская конница, их качали с обломками кораблекрушений соленые волны Средиземного моря, но они не были запятнаны малодушием или изменой.
Начало— предприятие Св. Иоанна
Как ни удивительно, но у истоков создания Ордена в XI в. лежал не только религиозный энтузиазм европейских паломников, стремившихся в Иерусалим к святыням Гроба Господнего, но и предпринимательский дух итальянских купцов из портового города Амальфи, организовывавших перевозку пилигримов. В 1023 г. эти средневековые «туроператоры» решили расширить свой бизнес. С согласия веротерпимых мусульманских властителей Иерусалима они создали близ Церкви Иоанна Крестителя госпиталь (странноприимный дом), предоставлявший приют христианским паломникам. Около 1070 или 1080 г. французский монах-бенедиктинец Герард основал при госпитале братскую общину (включавшую и сестер-монахинь) «госпитальеров», заботившуюся о христианах-постояльцах, а также о больных любого вероисповедания, с которой принято вести историю Ордена.
После взятия Иерусалима крестоносцами в 1099 г. на скромное заведение брата Герарда излился дождь щедрых пожертвований новых хозяев города — европейских аристократов, соревновавшихся друг с другом в благочестии. Это позволило основателю Братства обособиться от бенедиктинцев, а в 1107 г. иерусалимский король Болдуин I своей властью утвердил юридический статус госпитальеров и их права собственности на Госпиталь с мужским отделение во имя Св. Иоанна и женским — во имя Св. Марии Магдалины. Считается, что именно тогда символом Братства был избран восьмиконечный крест в честь христианского целомудрия и восьми добродетелей — веры, милосердия, безгрешия, справедливости, правды, смирения, искренности и терпения. Принятые Герардом и его последователями обеты бедности, повиновения и безбрачия не препятствовали укреплению благосостояния Братства «как юридического лица», и госпитальерами вскоре были открыты странноприимные дома в ряде портовых городов Европы и на ключевых пунктах пути паломников в Святой Земле. Рос духовный и деловой престиж госпитальеров, и они практично пользовались покровительством «сильных мира сего» во имя своей благочестивой миссии. В 1113 г. папа Римский Пасхалий II своей буллой Postulatio Voluntatis утвердил устав Братства и, что немаловажно, освободил от налогов «все преимущества, привилегии и имущество, которые теперь имеются в Азии и Европе и которые могут быть приобретены в будущем».
Рыцари Св. Иоанна в Святой земле
Первыми рыцарями-госпитальерами стали крестоносцы Раймонд де Пюи из Прованса и его товарищи, которые присоединились к Братству еще при жизни Герарда (умер в 1120 г.). Первоначально разницы в статусе между братьями в зависимости от их «профессиональных навыков» не делалось, и гордые дворяне, отложив мечи, принялись с энтузиазмом ухаживать за больными. Когда же нужно было обеспечить безопасность пилигримов по пути с побережья в Иерусалим, они вновь облачались в доспехи и садились в седла.
Начало «милитаризации» госпитальеров связано с именем Раймонда де Пюи, ставшего новым главой братства и принявшим титул великого магистра. Отнюдь не пренебрегая «гуманитарной» деятельностью, этот воинственный француз основал второе направление — охрану христианских паломников и святынь в регионе от нападений мусульман. С 1126 г. в документах среди должностных лиц госпитальеров упоминается коннетабль, то есть командующий военными силами. Тогда же 20 «канонников Гроба Господнего в доспехах и с оружием» из числа рыцарей, принявших обет монашества, заступают в охрану этой главной христианской святыни. Историки полагают, что в 1120-40-х гг., то есть когда формировались военные структуры Ордена Св. Иоанна (это название постепенно вытеснило мирное «Братство»), на его службе находились как воины-братья рыцарского и простого («сержанты») происхождения, так и обычные наемники.
В качестве знаков отличия братья-рыцари носили черные сюрко (род длинной одежды) с белыми крестами, а на плечи надевали белый плащ с красным восьмиконечным крестом Ордена. С 1130 г. Папским Престолом было утверждено право госпитальеров поднимать «в боях, на крепостях и кораблях» белое знамя с изображением капель крови Христа.
Основу боевой мощи Ордена составляла находившаяся под командованием коннетабля тяжелая конница, составленная из братьев-воинов — рыцарей (у каждого до 4 коней и 2 оруженосцев) и сержантов (2 коня и 1 оруженосец). Впрочем, не менее умело эти профессиональные воины действовали и в пешем строю. Среди орденских оруженосцев были как благородные юноши «на искусе» (т.е. готовившиеся к принятию обета), участвовавшие в бою вместе с рыцарями, так и простые слуги. В пехоту, легкую конницу и стрелков, состоявших под командой маршала Ордена, госпитальеры набирали наемников. При этом выбирался народ покрепче духом, так что боевые качества этих войск Ордена были заметно выше, чем у простых «солдат удачи». Братья-священники духовно окормляли Орден, заботились о пилигримах и лечили больных в госпиталях. Звания сержантов носили также «гражданские специалисты» на службе Св. Иоанна — администраторы, мастера, моряки и т.п. Практиковалось временное членство в Ордене светских рыцарей — на время войны или обета. В отличие от других духовно-монашеских орденов, госпитальеры предоставляли право ношения орденских отличий и свою защиту дарителям ордена, получавшим статус «собратьев» — ведь именно за счет вкладов богатых мирян «на спасение души», наряду с вступительными взносами братьев и собственной экономической деятельностью, велось финансирование Ордена.
Историки полагают, что численность войск Св. Иоанна в тот период составляла от 700 до 1 тыс. тяжеловооруженных рыцарей и сержантов (преимущественно французов, испанцев и итальянцев), а так же более 2 тыс. простых солдат.
Битвы и испытания госпитальеров
Христианские монархи Святой Земли быстро оценили боеспособность и надежность охваченных мрачным религиозным пылом госпитальеров по сравнению со своими громоздкими феодальными ополчениями и стали опираться на братьев Св. Иоанна в нескончаемых войнах с мусульманами. От щедрот земных владык Орден вскоре обзавелся примерно 50 крепостями, в т. ч. расположенным на 650-метровом неприступном утесе могучим замком Крак-де-Шевалье (передан графом Триполитании Раймундом II в 1142 г.). Дольше всех «тормозил» в признании госпитальеров военным орденом Папский Престол, одобривший новый статус «госпитального братства» только в 1206 г. Впрочем, и о гуманной миссии врачевания иоанниты никогда не забывали. Даже гордые рыцари в мирное время во имя смирения ухаживали за больными в орденских госпиталях. Однако мирного времени Ордену было отпущено немного.
Выступая против «неверных» по первому призыву, сражаясь с рыцарской доблестью и религиозным фанатизмом, госпитальеры участвовали практически во всех крупных битвах креста и полумесяца на Ближнем Востоке в XII-XIII вв. Своеобразным признанием их заслуг было и отношение неприятеля, узнавшего, что там, где развиваются белые плащи с восьмиконечными красными крестами — битва всегда жарче, пощады не жди и не давай! В 1157 г. во время борьбы за крепость Банияс в Сирии (в конечном итоге доставшуюся Ордену) мусульманский амир Дамаска Нур ад-Дин Махмуд повелел не брать живыми воинов, носящих крест иоаннитов. А вот после несчастной для христиан битвы при Газе в 1244 г., в которой госпитальеры потеряли 325 рыцарей и сержантов, а вышли из боя живыми только 26, мусульманский полководец Бейбарс, будущий султан Египта, в знак признания их мужества отдал воинские почести взятому в плен раненому великому магистру Гийому де Шатонефу и содержал его в Египте шесть лет как почетного пленника (освобожден в 1250 г.).
Впрочем, период пребывания Ордена Св. Иоанна в Святой Земле был отмечен не только воинскими подвигами и религиозным служением. Активно занимаясь экономической деятельностью, госпитальеры столкнулись на этой почве с другим могущественным военно-монашеским орденом — рыцарями Иерусалимского храма, или тамплиерами. Оспаривая друг у друга военную славу, благочестие и, в первую очередь — имущественные права и привилегии, рыцари Христовы в XIII в. вцепились друг в друга мертвой хваткой. Трудные переговоры перемежались кровавыми стычками, а суды — рейдерскими захватами по-средневековому. Ослабленные внутренней враждой, христиане стали сдавать позиции и на внешних фронтах. Мусульманские воители методично, по частям захватывали христианские государства на Ближнем Востоке. В 1244 г. был окончательно потерян Иерусалим, а в 1271 г. султан Сирии и Египта Бейбарс I обманом захватил самый мощный оплот госпитальеров, замок Крак-де-Шевалье, еще раз доказав, что неприступных крепостей не бывает…
Последний бой в Святой земле
Отчаянно сопротивляясь, рыцари Св.Иоанна отступали к морю. Их знамена в последний раз взвились в Святой Земле в 1291 г. на стенах Акры, последнего островка владений крестоносцев, осажденного сильной армией египетских мамелюков. Оборона крепостей была для госпитальеров своего рода специализацией (впоследствии, на Мальте их умение в этой области достигнет совершенства), и в Акре они сражались особенно упорно. Осада продолжалась 8 недель. Великий магистр Жан де Вильер, тяжело израненный в битве, впоследствии писал: «Братья нашего ордена бились, защищая город, и его жителей, и страну, но, мало-помалу мы потеряли всех братьев…, которые удостоены всяческих похвал, которые стояли за Святую Церковь, и встретили свой последний час».
18 мая 1291 г. после ожесточенного штурма мамелюкам удалось прорваться в город, начались резня и бегство. Часть госпитальеров успела погрузиться на корабли, куда был перенесен и раненый великий магистр, и отплыть. Оставшиеся в городе мужественно защищались до 30 мая, засев в цитадели вместе со своими недавними соперниками-тамплиерами, и погибли до последнего человека.
Жалкие остатки орденских братьев, несколько сотен измученных физически и морально людей, высадились на острове
Кипр, где также существовало королевство крестоносцев. Король Генрих II де Лузиньян отвел госпитальерам во владение только небольшой замок Колосси близ Лимассола — он уже считал Орден Св. Иоанна «битой картой»…
Продолжение следует...
Михаил Кожемякин
Читайте также:
Мальтийский международный фортепианный фестиваль и конкурс
29 ноября 2017
C 18 по 29 октября столица Мальты, Валлетта, опять погрузилась в музыкальную стихию. И вновь центром притяжения стал Средиземноморский конференц-центр.
Секреты островной кухни
27 февраля 2019
Дорогие друзья! Мы предлагаем вам два популярных мальтийских рецепта: котлеты из красной и белой рыбы и особый миндальный пирог. И то, и другое блюдо было известно на острове очень давно. В рыцарские времена и ранее… А теперь мы хотим поделиться этими рецептами с вами.
Премьер-министр Мальты о туре Мальтийского филармонического оркестра: "Мальта гордится вами!"
26 декабря 2018
Международный тур MPO Valletta 2018 International Tour отметил и премьер-министр Мальты Джозеф Мускат, опубликовавший в «Твиттере» поздравление в адрес Мальтийского филармонического оркестра.
Любовь к свету, страх тьмы и Рождество Иисуса Христа
21 января 2018
Праздник Рождества Христова — это спасение от царства тьмы. В Европе он совпадает с периодом зимнего солнцестояния (21 декабря). Это единственный день, когда на Мальте в подземелья некрополя Халь-Сафлини, он же Гипогей в часы заката проник бы слабый луч солнечного света — если бы смог пробиться сквозь современную застройку.
Рустем Абязов:«Просторы музыки необъятны...»
31 марта 2019
А вы Pink Floyd сыграть могли бы, используя классические музыкальные инструменты? Рустем Абязов — музыкант, композитор, художественный руководитель и главный дирижер Казанского камерного оркестра La Primavera демонстрирует, что подобное возможно. Так же, как и сочетание классики с джазом, этно, арт-роком, русским роком. Взаимодействие классической музыки с другими музыкальными направлениями — это та сфера, в которой Абязов давно и успешно работает.