Сергей Смбатян: «Дирижирование — профессия, по сей день неизведанная»

21 февраля 2018 /
  1. Интервью
  2. Наши проекты
Сергей Смбатян: «Дирижирование —  профессия,  по сей день неизведанная» — Мальтийский вестник

Основатель, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Армении Сергей Смбатян — 30-летний музыкант, способный повести за собой людей туда, куда нужно.

Оттого они охотно откликаются на любой его призыв — будь то истоптанный вдоль и поперек музыкальный клондайк или заповедная терра инкогнита. До недавних пор коллектив его назывался Государственным молодежным оркестром Армении, и так и остался оркестром актуального поколения, generation Z, вот только укрепил свои позиции и статус. А уж про авторитет его руководителя, которого оркестранты называют «папой», давно все ясно: с 13 лет начал карьеру скрипача, одержал победы на множестве престижных конкурсов, окончил две консерватории — Ереванскую и Московскую, продолжил обучение в Лондонской Королевской Академии, любопытен к кроссжанровым проектам. Несмотря на активное покорение Европы, фанатично предан родной стране и армянской музыке. В 2015 году стал кавалером французского Ордена искусств и литературы, два года назад Указом президента Армении был удостоен звания заслуженного артиста. Вдобавок к собственному коллективу, основал Детский камерный оркестр ЮНИСЕФ и Всемирный оркестр «24/04». Сын известного композитора, внук заслуженной скрипачки. Далек от всего среднестатистического. Несколько раз был замечен за пультом Мальтийского филармонического оркестра, с которым у маэстро обнаружилось редкое взаимопонимание.

— Сергей, своим появлением вы опровергли все мифы о том, с какого возраста начинается профессия дирижера. Музыкальное чудо, уникум, prodigy — назовите как угодно, и все равно это не отразит глубины вашего феномена. В 18 лет вы уже основали собственный оркестр, получивший впоследствии статус государственного. Как вы на это решились?

— Любая инициатива связана с большой ответственностью. Конечно, в молодом возрасте ты меньше оцениваешь возможные риски, не представляешь, с какими трудностями тебе придется столкнуться. Твоей движущей силой являются исключительно идеи и светлые ценности. Но мне всегда нравилось исследовать какие-то новые вещи на сопредельных полях искусства, используя все шансы, которые предоставляла жизнь. Ну и, конечно, трудолюбие, целеустремленность и, не скрою, любопытство. Вот и получилось, что наш оркестр создавался с энтузиазмом, рвением и самоотверженностью, что с самого начала между нами возникла настоящая любовь, вера в то, что мы — носители подлинных классических ценностей (уж не сочтите за пафос). Меня и моих друзей и вправду объединяла исключительная преданность музыке, к тому же мы были уверены в результате. Разумеется, дорога, по которой нам пришлось пройти, не была гладкой, но двенадцатилетняя история Армянского государственного симфонического (в прошлом молодежного) оркестра является явным доказательством того, что классическое — а значит, истинное — искусство всегда побеждает.

Сергей Смбатян: «Дирижирование —  профессия,  по сей день неизведанная»

— Гены тоже, наверное, сыграли свою роль: вы родились в семье композитора, вашим первым педагогом стала бабушка, учившая вас играть на скрипке… Сколько вам было тогда?

— Действительно, многие ценности передаются через гены и укрепляются еще больше, благодаря воспитанию, следованию традициям, жизненным урокам, прямым и косвенным. В моей семье меня воспитывали и как музыканта, и как человека. И моя бабушка — это не только яркие и теплые воспоминания о детстве, это удивительный профессионал своего дела, который раскрыл для меня безграничность и силу музыки. Мне было 5 лет, когда она впервые передала мне скрипку, и с тех пор мы неразлучны с музыкой.

— А потом вы стали учеником знаменитого Захара Брона — «профессора вундеркиндов». Он к тому времени преподавал уже в Швейцарии?

— Да, те времена я вспоминаю с особой благодарностью. Захар Нухимович — особенный педагог, он учит, как преодолевать препятствия и достигать своих целей. Этот опыт до сих пор ценен для меня, и я очень часто мысленно переношусь в те годы…

— Будучи представителем «броновского движения» в скрипичной игре, не жаль ли вам было расставаться с инструментом и переключаться на управление оркестром? Или вы по-прежнему играете на скрипке?

— Моя любовь к скрипке продолжается по сей день, я постоянно играю, но уже не выступаю, как прежде. А то, что мне посчастливилось быть студентом великого человека, который создал по-настоящему звездных скрипачей — Вадима Репина, Максима Венгерова, Дэвида Гарретта, Даниэля Хоупа, то есть музыкантов, которые диктуют тенденции классического искусства в мире, — еще и большая ответственность. Со временем обстоятельства и предпочтения привели меня к руководству оркестром. Бóльшую часть своей жизни я выступаю в роли дирижера оркестра, но уроки и навыки маэстро Брона всегда со мной. Я никогда не прекращаю их применять!

— В 13 лет вы оказались обладателем солидной коллекции наград, выступали с именитыми дирижерами и оркестрами и уже сами подумывали стать дирижером. Случай беспрецедентный, насколько мне известно. Попутно вы обучались сразу в двух консерваториях, Ереванской и Московской, откуда отправились в Лондон, в Королевскую Академию музыки. Кто вас пригласил?

— В Королевской Академии был объявлен конкурс, и я, будучи уже выпускником Ереванской и Московской консерваторий, решил попробовать свои силы. В результате я поступил на специальный курс выдающегося дирижера, сэра Колина Дэвиса.

— Говорят, что вы впервые публично встали за пульт на благотворительном концерте принца Чарльза в Виндзорском замке. Ваш дирижерский дебют действительно состоялся с подачи Его королевского высочества?

— Нет, первое мое выступление в качестве дирижера случилось 25 января 2006 года, и дирижировал я моим главным достижением в жизни — Государственным молодежным оркестром Армении. Правда, тогда это была просто инициатива студентов Ереванской консерватории. Но начало выглядело многообещающим. В Виндзорском замке, с Philharmonia Orchestra, я выступил уже спустя пару лет. Программа была довольно интересной, от западноевропейских до армянских композиторов, а солировали Максим Венгеров, Рене Флеминг, Дживан Гаспарян и многие другие.

В музыке Хачатуряна можно расслышать и античность, и средиземноморские мотивы, и национальный фольклор, и европейскую полифонию, и при этом абсолютную ни на кого непохожесть.

Сергей Смбатян: «Дирижирование —  профессия,  по сей день неизведанная»

— Получается, что вас сформировали разные культурные пространства. Тем не менее, вы остались приверженцем армянской культуры (опровергните мои слова, если я ошибаюсь). В частности, вы являетесь последовательным пропагандистом музыки Арама Хачатуряна…

— Да, и в годы обучения, и в дальнейшем я всегда имел дело с различными исполнительскими школами. Это, конечно, обогатило мою систему ценностей, равно как и мой внутренний мир. Однако, если быть объективным, следует признать, что армянская культура, а именно армянская классическая музыка, занимает особое место в моей жизни. Арам Хачатурян — один из тех представителей нашей культуры, искусство которого высоко ценится во всем мире величайшими музыкантами и критиками. В его музыке можно расслышать и античность, и средиземноморские мотивы, и национальный фольклор, и европейскую полифонию, и при этом абсолютную ни на кого непохожесть. Наследие Хачатуряна является универсальным, поэтому мы все обязаны нести это наследие, распространять и популяризировать.

— Существует ли по сей день армянская композиторская школа, индивидуальные композиторские стили? Или все сметено могучим ураганом интеграции, и в глобальном мире уже нет места мультикультурализму?

— У армянской композиторской школы много ярких представителей: это Тигран Мансурян, произведение которого в этом году номинировано на «Грэмми», и композиторы молодого поколения — Эдуард Айрапетян, Вардан Аджемян, Артур Агаронян и многие другие. Мы исполняем много современной армянской музыки, это основа репертуара нашего оркестра.

— «Дирижирование — дело темное», говорил Римский-Корсаков. Что он, по-вашему, имел в виду? Учитывая, что дирижер проясняет композиторский замысел…

— Дирижирование по сей день для многих слушателей — профессия неизведанная. Она связана с магией и с большой энергетикой. Ведь мы даем людям возможность открыть для себя что-то новое, новые мысли, новые ощущения, почувствовать прежде неведомое. И никто не может сказать, почему у одного получается, а у другого — нет.

— В мире мало оркестров, о которых говорят: у этого оркестра есть свой звук. У вашего коллектива он есть. Какими средствами можно добиться подобного знака отличия, точнее, звуко-отличия?

— Наш молодежный оркестр с декабря 2017 года стал Государственным симфоническим оркестром Армении — это еще одна ступень восхождения. И коллектив этот уникален — оттого и звучание у нас уникальное. Все музыканты нашего оркестра — армянской национальности, мы представители одной нации, одного поколения, одной исполнительской школы. Все мы окончили Ереванскую консерваторию, все мы думаем на одном родном языке. Мы являемся носителями одной и той же системы ценностей. Возможно, именно отсюда — знак отличия нашего коллектива и нашего звучания.

— Все молодежные оркестры, которые мне довелось слышать, отличаются от традиционных совершенно иной энергетикой. У юных оркестрантов глаза горят, тогда как их старшие коллеги едва ли не дремлют за пультом… Что это — усталость материала?

— Скажу вам честно, наши глаза со временем горят еще ярче! (смеется) И это один из ключевых факторов нашего успеха. Надеюсь, что «болезнь» взрослых оркестров нас не коснется.

— Можно ли сказать, что вы с самого начала обрели свой идеальный оркестр? Или все еще находитесь в его поиске?

— Оркестр — живой и постоянно развивающийся организм. На данном этапе мы объединили музыкантов, которые не только являются профессионалами, но и разделяют идеологию оркестра. В то же время вынужден признать, что приоритеты меняются, устанавливаются новые стандарты, и идеал начинает рассматриваться как что-то незавершенное. Поэтому стремление к идеалу — это бесконечный процесс. Но именно это и прекрасно!

— Вам всего 30 лет, и все-таки: меняются ли ваши концепции исполнения того или иного сочинения с годами? Или рано пока об этом говорить?

— Постоянный поиск в нашем деле — очень важный аспект, и слушатель должен знать, что после каждой встречи с оркестром он унесет с собой что-то новое и ценное, научится чувствовать иначе… Для музыкантов это очень важно — процесс созидания.

— Насколько мне известно, вы являетесь самым молодым кавалером французского Ордена искусств и литературы?

— Надеюсь, не этим фактором было обусловлено присуждение мне этого ордена (смеется).

— Многие атрибуты классического chef d’orchestre уже канули в Лету. И касается это, прежде всего, утраченной гегемонии дирижерской палочки. Бернстайн дирижировал бровями, Гергиев дирижирует зубочисткой, изобретательный Курентзис устраивает на подиуме пляски святого Витта… да, собственно, примерам несть числа. А для вас — сохраняет ли палочка свою роль? Как некий аккумулятор энергии, как собирательная сила?

— В большинстве случаев я дирижирую без палочки, а энергию аккумулирую в своей голове.

— В последние годы в среде классических музыкантов все больше набирают обороты кроссжанровые проекты. Вы тоже участвовали по меньшей мере в одном из них — я имею в виду необычное театрально-музыкальное действо Report on the Blind, где ваш оркестр играл Шнитке с Джоном Малковичем. Актер повествовал о том, что миром правят слепые, и обязанность его героя — героя романа аргентинского писателя Эрнесто Сабато по имени Фернандо Видаль — открыть миру глаза на истинное положение вещей. Насколько восприимчива публика к подобному концертному формату — учитывая, что вы выступали с ним и в Сеуле, и в Буэнос-Айресе, и на недавнем, октябрьском Международном фестивале Хачатуряна в Ереване?

— Это, безусловно, уникальный проект. Человек, который живет, думает и создает что-то на сцене, всегда непредсказуем, но наличие такого партнера, как Джон Малкович, превращает подобный опыт в нечто совершенно фантастическое. Это некий вызов: вы воочию наблюдаете за тем, как ему удается материализовать на сцене духовные ценности, и сей эксперимент людям по душе. Несмотря на то, что используются в нем абсолютно новые средства выразительности. Я очень рад, что этот формат далек от развлекательных программ, от густонаселенных пышных шоу. Оркестр, музыканты и Джон Малкович — больше ничего. Мы не используем концептуальные эффекты и прочие эффекты театра. Сам Малкович — театр. В Сеуле во время мировой премьеры Report on the Blind пространство вообще не было освещено, и никто не знал, что сделает Джон. Но его аура настолько сильна, что, когда он вышел на сцену, все сидящие в зале почувствовали его присутствие.

— Открывать глаза миру — вы ведь тоже видите в этом свою миссию, не так ли? В 2009-м вы основали Детский камерный оркестр ЮНИСЕФ, который неоднократно выступал в Армении и Европе…

— Да, единственный в мире Детский камерный оркестр UNICEF был основан в сентябре 2009 года в рамках празднования двадцатой годовщины Конвенции о правах ребенка. Этот оркестр состоит из молодых музыкантов (в возрасте от 10 до 15 лет), настоящих приверженцев классической музыки, объединенных вокруг одной основной идеи: обращаясь к международному сообществу на языке музыки, сконцентрировать его внимание на вопросах о правах детей. Ученики Ереванской специализированной музыкальной школы имени Чайковского (которая считается эталоном традиционного исполнительного искусства в Армении) сделали первые шаги к успеху: подобно первокласснику, познающему алфавит, они по крупицам постигали все нюансы оркестрового камерного музицирования. И через относительно короткий промежуток времени оркестр UNICEF уже выступал с концертами как в Армении, так и за рубежом. К слову, репертуар детского оркестрa включает в себя произведения армянскиx, западноевропейских и русских композиторов.

Сергей Смбатян: «Дирижирование —  профессия,  по сей день неизведанная»

— И еще мне вспоминается выступление Всемирного оркестра «24/04» в составе 123 музыкантов из 43 стран. Что вам удалось сказать миру в тот момент?

— 24 апреля 1915 года, с ареста и последующего истребления представителей армянской интеллигенции, начался первый этап уничтожения армянского населения — Геноцид армян. По прошествии ровно столетия, 24 апреля 2015 года, созданием Всемирного оркестра «24/04» было положено начало эпохе Возрождения — без насилия и бесчисленных человеческих жертв. Аргентина, Армения, Австрия, Бельгия, Боливия, Босния и Герцеговина, Болгария, Бразилия, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Хорватия, Куба, Кипр, Чехия, Дания, Эквадор, Франция, Грузия, Германия, Иран, Греция, Литва, Тунис, Израиль, Италия, Казахстан, Корея, Латвия, Малайзия, Мексика, Сербия, Нидерланды, Сирия, Польша, Португалия, Россия, Шотландия, Узбекистан, Испания, Швейцария, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты — такова более чем впечатляющая география музыкантов оркестра. Музыканты всего мира сплотились вокруг единой гуманитарной идеи. Используя универсальный язык — музыку, они напомнили миру об исторических трагедиях, призвав объединиться в борьбе за возрождение гармонии, справедливости и любви среди всего населения планеты.

— Вы интересуетесь новой музыкой, являетесь соучредителем ACAF — фестиваля армянского композиторского искусства. Наверное, ваш оркестр исполнил уже немало премьер?

— Мы основали этот фестиваль, осознавая, что современное композиторское искусство играет важную роль в развитии культуры, а также тот факт, что назрела необходимость вдохновлять современных композиторов. Я очень рад, что фестиваль имеет большой успех и занимает свою нишу в нашей реальности. Что касается нашего оркестра, то он является чемпионом в плане исполнения произведений современных армянских авторов. Среди особо значимых премьер хотелось бы отметить Концерт для фортепиано Эдуарда Айрапетяна, который мы играем с пребольшим удовольствием.

— В мае прошлого года вы стали победителем Первого международного конкурса-концерта «Дебют в Берлинской филармонии». Пару слов об этом, пожалуйста.

— Этот конкурс был очень ответственным, и тот факт, что проводился он в Германии, стране, которая является одним из важнейших центров дирижерского искусства, делает его особенным. Немаловажным было и то, что председателем жюри был сам Михаил Юровский. Получать приз из его рук было событием волнительным и, с профессиональной точки зрения, вдохновляющим. Должен отметить, что это действительно одно из главных профессиональных достижений в моей карьере.

— Существует ли у вас свой ритуал, предшествующий выступлению?

— С профессиональной точки зрения, ошибочно следовать какому-то ритуалу. Ритуалами могут считаться бесконечный труд, тщательно проведенные репетиции перед концертом… Конечно же, волнение непреодолимо, несмотря на всю, даже самую достойную подготовку.

Государственный симфонический оркестр Армении
станет частью глобального культурного события.

— В апреле в столице Мальты Валлетте, которой, к тому же, в 2018 году присвоен титул музыкальной столицы Европы, пройдет VI Мальтийский Международный музыкальный фестиваль. Организует его Европейский фонд поддержки культуры во главе с Константином Ишхановым, который достоин всевозможных суперлативов. Давно ли вы сотрудничаете?

— Совместно с господином Ишхановым мы работаем не так давно, но зато настолько интенсивно, что уже успели воплотить в жизнь несколько довольно интересных проектов. А вообще, Константин — настоящий приверженец своего дела, в данном случае — классического искусства. Особо примечателен его вклад в развитие межкультурных отношений. Что же касается Мальтийского фестиваля, выступать в качестве официального оркестра столь масштабного мероприятия для нас не только большая честь, но и большая ответственность. И мы к ней готовы!

— Вы ведь уже бывали на этом дивном острове, и не раз. Выступали с местным филармоническим оркестром. С какими чувствами вы приезжаете на Мальту?

— Я всякий раз с любовью посещаю этот древний остров. Дирижировать Мальтийским филармоническим оркестром — большая честь, мы представляем замечательные программы с профессиональными музыкантами. Смею надеяться, что такие концерты добавляют интересный штрих в культурную жизнь Мальты.

— Государственный симфонический оркестр Армении станет официальным оркестром грядущего фестиваля?

— …и частью глобального культурного события с участием всемирно известных музыкантов из разных уголков Земли.

Беседовала Лина Гончарская


Метки статьи:

Мальтийский международный музыкальный фестиваль

Читайте также:

Новый концертный сезон Мальтийского филармонического оркестра: 2017–2018

10 октября 2017

Новый концертный сезон Мальтийского филармонического оркестра: 2017–2018 | Мальтийский вестник

В конце сентября была опубликована концертная программа Мальтийского филармонического оркестра на следующий культурный сезон, c октября по июнь.

Поэзия музыки от Елены Башкировой

03 июня 2019

Поэзия музыки от Елены Башкировой | Мальтийский вестник

1 мая в концертном зале Роберта Самута прозвучали произведения Моцарта, Бартока и Дворжака в исполнении известной пианистки Елены Башкировой — одной из участниц Мальтийского международного музыкального фестиваля. Выпускница Московской консерватории им П.И. Чайковского, дочь легендарного пианиста и педагога Дмитрия Башкирова, Елена выступает с ведущими оркестрами мира в качестве солистки. В 1998 году Елена стала основателем Иерусалимского Международного Фестиваля камерной музыки, в котором принимают…

Кинофестиваль Валлетты 2019: обретения и страсти

01 июня 2019

Кинофестиваль Валлетты 2019: обретения и страсти | Мальтийский вестник

Столица Мальты Валлетта — восхитительный город. Каждый его уголок пропитан историей. Но всего на десять дней в году Валлетта становится чем-то иным, совершенно неожиданным, далеким от шума и суеты. Валлетта как бы отбрасывает свою шумную, туристическую атмосферу во имя чего-то куда более масштабного: она становится огромным кинотеатром. В рамках ежегодного Кинофестиваля Валлетты, события, на которое собираются люди со всего мира, многие отели, рестораны и даже исторические сооружения города объединяются,…

Ваше новогоднее настроение

22 декабря 2017

Ваше новогоднее настроение | Мальтийский вестник

Приближаются Новый год и Рождество, кто-то ждет этих праздников с нетерпением, кто-то с досадой. Так или иначе, это время подведения итогов, построения планов на будущее, встреч с родными и друзьями.

Лав-стори Алексея Леонова

11 сентября 2017

Лав-стори Алексея Леонова | Мальтийский вестник

Алексей Леонов был официальным фотографом на премьере и в кулуарах, пожалуй, самого выдающегося культурного российско-мальтийского события этого года — балета «Хрустальный дворец».

Как ее зовут? Отгадайте! И получите приз…

27 февраля 2019

Как ее зовут? Отгадайте! И получите приз… | Мальтийский вестник

Актрисы, политики, принцессы, ученые и общественные деятельницы — всех этих представительниц прекрасного пола объединяет связь с Мальтой, которая для кого-то из них была родиной, а для кого-то — домом на короткий срок. Но каждая из этих прекрасных дам вошла в историю средиземноморского рыцарского острова. В преддверии весеннего праздника 8 Марта журнал «Мальтийский вестник» подготовил праздничный конкурс для наших прекрасных читательниц. Ту, кто первой назовет все десять имен этих женщин и отправит…

Новости Мальты

Подарки в музее в честь праздника 8-го марта! | Мальтийский вестник

Подарки в музее в честь праздника 8-го марта!

05 марта 2021

Все представительницы прекрасного пола, которые посетят музеи и археологические комплексы Мальты 7 марта, получат подарок в честь празднования Международного женского дня. 19 марта, когда остров будет праздновать День святого Иосифа, для визита буд...


Мальтийский фильм ужасов на фестивале Европейского кино | Мальтийский вестник

Мальтийский фильм ужасов на фестивале Европейского кино

02 марта 2021

В сети 2 марта стартовал фестиваль Европейского кино, который продлится до 2 апреля. Мальтийский фильм «Плакучий дом в Кале» будет представлен на языке оригинала с русскими субтитрами, — сообщает Посольство Мальты в Москве Всего в программе ...


Фильм «Луццу» заявлен в программе Европейского кинорынка на «Берлинале» | Мальтийский вестник

Фильм «Луццу» заявлен в программе Европейского кинорынка на «Берлинале»

02 марта 2021

71-й Международный Берлинский кинофестиваль начался в столице Германии 1 марта. В этом году он будет разделен на два этапа. Часть мероприятий пройдет онлайн с 1 по 5 марта, а открытые показы для зрителей состоятся с 9 по 20 июня. В рамках 71 Берлинског...


Мальтиец Стив Четкути отправился покорять Атлантический океан | Мальтийский вестник

Мальтиец Стив Четкути отправился покорять Атлантический океан

01 марта 2021

Стив Четкути и его команда собираются пересечь океан на весельной лодке в память о брате Стива — Майкле и для сбора средств в помощь мальтийскому хоспису. В понедельник, 1 марта, команда Четкути начала свое путешествие длиной 6000 километров, которы...


Март — без баров | Мальтийский вестник

Март — без баров

24 февраля 2021

В марте бары не откроют — прозвучало обещание Министра здравоохранения Мальты Криса Ферне. Однако, по сообщению Министра местным СМИ, рестораны смогут работать до 12 часов ночи (напомним, сейчас они закрываются в 11 часов вечера). Бары на Мальте ...


Школы английского языка на Мальте ориентируются на местный рынок | Мальтийский вестник

Школы английского языка на Мальте ориентируются на местный рынок

24 февраля 2021

В период пандемии школы изучения английского языка на Мальте переживают далеко не лучшие времена. На плаву их поддерживают государственные надбавки к заработной плате и студенты курсов, организованных Мальтийским управлением по туризму — сообщает порта...


Скоро на Мальте

Не пропустите прямой эфир 7 марта в 20:00! Розыгрыш подарков гарантирован.

Пока на карантине... В гостях у друзей! В преддверии праздника 8 Марта.

«Вари» — пьеса, поставленная по рассказу известного мальтийского писателя Тревора Зары

Vari: Представление по рассказу Тревора Зары

В рамках экспозиции можно будет увидеть работы, посвященные «Божественной комедии» Данте. Каждый из художников продемонстрирует свою визуальную интерпретацию гениального произведения.

Выставка, посвященная Данте Алигьери

Фестиваль короткометражных фильмов Malta Indie Shorts создан местными кинематографистами

Фестиваль местных фильмов Malta Indie Shorts

После лекции слушатели вебинара совершат виртуальный тур по пещерам Гхар-Далам, Вид-Далам и Национальному музею естественной истории.

Вебинар «Мальтийские млекопитающие: от ледникового периода до настоящего времени».