Сергей Стадлер: "Дирижер, как и коньяк, должен быть старым"

16 июня 2018 /
  1. Интервью
Сергей Стадлер:

Накануне открытия Мальтийского международного музыкального фестиваля выдающий скрипач, дирижер и педагог оценил перспективы этого форума, рассказал о своих предпочтениях в музыке и покритиковал тенденции сегодняшней индустрии.

— Сергей Валентинович, концерт, которым вы будете дирижировать на Мальтийском фестивале, включает произведение Чайковского и сочинение современного автора Алексея Шора на тему шансона и в частности вариации «Мурки» и «Цыпленка жареного». Вам кажется органичным такое сочетание?

Дирижерство - это возможность предложить оркестру свое видение музыки.

— Это будет концерт, построенный на контрасте. «Спящая красавица» — потрясающее произведение, любимое мной, оркестром и публикой. Я дирижировал целый балет по этому сочинению Чайковского. Ну а вариации на тему «Мурки» для меня эксперимент. Я, конечно, далек от жанра шансона, но в данном случае написано сочинение для оркестра, с солирующими альтами — это будет новый опыт. Пока не попробую — своего мнения не скажу.

— Вы относитесь к категории скрипачей-виртуозов. Как вы думаете, связано ли мастерство с возрастом музыканта? Не кажется ли вам, что инструменталисты, как и спортсмены-фигуристы, способны поражать техникой лишь в молодые годы?

— Все зависит от школы, уровня мастерства. Если человек правильно обучен, он может стать долгожителем в профессии.

— А вас не раздражают вундеркинды, звездочки, которые вспыхивают на пару сезонов — а потом исчезают с музыкального небосклона?

Вложения в культуру должны быть долгосрочными, а сегодня во всем мире любят быстрый результат.

— Раздражают, наше время этим грешит особенно. Настоящий музыкант растет — технически, духовно — всю жизнь. А тут путем манипуляций с мощными информационными потоками можно быстренько вознести человека на самый верх. Поскольку он там находиться не должен, он и катится потом стремительно вниз. Но все эти пиартехнологии делают очень дурную шутку со зрителем: человек читает в газете статью о том, что данный музыкант — великий, верит, идет на концерт, и ему там почему-то не нравится. Правильно не нравится! Но человек-то думает, что он чего-то высокого недопонял и решает: лучше буду ходить на футбол. Сегодняшние СМИ могут многое. В Англии недавно произошла весьма показательная история. Британский журналист зарегистрировал по номеру своего дома ресторан. И стал от имени разных людей размещать повсюду лестные отзывы о заведении, о том, какая там прекрасная кухня. Через некоторое время этот несуществующий ресторан возглавил рейтинг лучших заведений города. В музыкальной индустрии происходит нечто подобное. Вложения в культуру должны быть долгосрочными, а сегодня во всем мире любят быстрый результат.

— В этой связи поклонником какой музыкальной образовательной системы вы являетесь — российской или западной?

— Если вы начнете выписывать на листке имена знаменитых артистов конца XX века, больше половины окажутся выходцами из России: Ойстрах, Ростропович, Рихтер, Гилельс… А композиторская школа, едва ли не самая сильная в мире? Щедрин, Губайдуллина… О чем это говорит? О том, что образовательная система в стране была весьма эффективной. Маленький человек приходил поступать в школу при консерватории — и там был конкурс! Он уже должен был уметь играть, чтобы пройти этот конкурс  — а значит, существовала система подготовительного обучения. Вот эта непрерывность музыкального образования и была залогом успеха. Родители отдавали своих детей в десятилетнюю музыкальную школу с прицелом, что ребенок станет в дальнейшем профессиональным музыкантом. Можно дискутировать на тему, нужны ли были в этих школах общественно-образовательные дисциплины, но все равно система работала! Сейчас тенденция на раскачивание этой традиции. Но я оптимист, верю, что рано или поздно люди спохватятся и начнут восстанавливать то, что было разрушено.

— Без каких произведений, авторов вас не было бы как личности?

— Я никого не удивлю и назову всем известный, обязательный репертуар. Как инструменталист я сформирован скрипичными концертами Чайковского, Брамса, Бетховена, Шостаковича… Если брать репертуар дирижерский, то он бездонен. Хотя… кто как живет. Есть люди, которые концентрируются, скажем, только на эпохе барокко. Я — и как скрипач, и как дирижер — играю разные стили, в том числе и барокко.

— Чем руководствуется музыкант, когда переходит в статус дирижера?

— Я остаюсь действующим скрипачом, недавно играл Паганини в Мос­кве… У всех разная мотивация для принятия данного решения. Мне в какой-то момент захотелось расширения, развития своих способностей. Дирижерство — это другая профессия. Это не просто — взял палку и постоял, хотя и так можно, но недолго (смеется). Это возможность предложить оркестру свое видение музыки. У меня, кстати, есть свой оркестр — ему всего 5 лет, это не возраст, конечно, но зато это возможность делать то, что ты хочешь.

— А каких дирижеров предпочитаете лично вы?

— Как и коньяк — старых (смеется) — Мравинский, Светланов… Есть представители великой немецкой школы — Герберт фон Караян. В начале ХХ века было три великих дирижера, которые являлись и композиторами — Малер, Штраус, Рахманинов. Даже сейчас мне интереснее всех Пендерецкий — а это очень пожилой дирижер.

— Получается, молодому дарованию нечем вас удивить?

— А не надо меня удивлять. Я видел очень многих больших музыкантов… Это не означает, что сегодня не появляется интересных дирижеров, просто это профессия второй половины жизни. За плечами должен быть багаж, этот человек должен знать больше, уметь больше, чем сидящие перед ним оркестранты, и он должен суметь их увлечь. Попросту говоря, он должен иметь право стоять перед оркестром. А что получается сегодня? Есть большие оркестры, например, Венский, которые гораздо интереснее, чем дирижер, управляющий ими. Впечатление, будто… маленькая девочка выгуливает большую собаку (смеется).

— Как вы оцениваете значимость Мальтийского международного музыкального фестиваля? Ждете ли вы от него каких-то открытий?

— Я был на Мальте много раз, знаю, насколько это красивое место. Сюда традиционно приезжают люди из разных стран. Выдающееся прошлое острова, Мальтийский Орден — все это привлекает, будоражит, вдохновляет. Рыцари составляли цвет знатных семей Европы, несколько священнослужителей Ордена становились папами, Екатерина II, Павел I поддерживали отношения с масонами… Мальта и сегодня бурно развивается в сфере культуры, у острова есть мощный потенциал, а у Мальтийского международного музыкального фес­тиваля — все возможности для того, чтобы стать крупным гуманитарным событием.

Беседовала
Илона Егиазарова


Метки статьи:

11 путей на Мальту Европейский фонд поддержки культуры Мальтийский международный музыкальный фестиваль Музыкальные фестивали на Мальте Мальтийско-Российский фонд дружбы Новости культуры

Читайте также:

Концертный сезон Мальтийского филармонического оркестра: январь 2018

03 января 2018

Концертный сезон Мальтийского филармонического оркестра: январь 2018 | Мальтийский вестник

Расписание концертов

Лазурное Окно: чудо природы, унесенное ветром

12 апреля 2017

Лазурное Окно: чудо природы, унесенное ветром | Мальтийский вестник

Есть такая известная песня, давно ставшая классикой, Dust In The Wind. В ней поется о том, что все мы — пыль на ветру, и ничего с этим не поделаешь. В ней верна каждая строчка, но особенно пронзительно звучит фраза «Все, что бы мы ни делали, обращается в прах, но мы упорствуем, не желая этого замечать»…

Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту Часть 2

16 мая 2017

Рыцари Св. Иоанна в пути на Мальту Часть 2 | Мальтийский вестник

В мае 1291 г., после отчаянной борьбы и тяжелых поражений от мусульман в Святой Земле, жалкие остатки военных сил Ордена Св. Иоанна, несколько сотен измученных физически и морально людей, высадились на острове Кипр. Там еще существовало королевство крестоносцев. Король Генрих II де Лузиньян отвел госпитальерам во владение только небольшой замок Колосси близ Лимассола — он уже считал Орден Св. Иоанна «битой картой»…

Геометрия и элегантность зданий Густаво Винченти

30 декабря 2021

Геометрия и элегантность зданий Густаво Винченти | Мальтийский вестник

В Валлетте есть улица с названием Олд-Бейкер-стрит. Своим именем она обязана пекарне, построенной во времена мальтийских рыцарей. Когда-то там пекли хлеб для членов Ордена Святого Иоанна, многим позже — для британских военных. В начале 20-х уже почти заброшенное строение купил архитектор Густаво Винченти, чтобы построить на этом месте здания, которые до сих пор носят его имя.

Нашшар: «первый, кто уверовал»

02 октября 2019

Нашшар: «первый, кто уверовал» | Мальтийский вестник

В центральной части Мальты есть славный город Нашшар с населением около 14-ти тысяч человек. Согласно легенде, Святой апостол Павел проповедовал здесь после того, как корабль, на котором он направлялся в Рим, потерпел крушение у берегов Мальтийского архипелага. Произошло это знаменательное событие в 60 году н.э. Недаром девиз города Нашшар звучит как: «Первый, кто уверовал».

Русская княжна на мальтийской балетной сцене, или Земное странствие Натальи Путятиной

27 июля 2017

Русская княжна на мальтийской балетной сцене, или Земное странствие Натальи Путятиной | Мальтийский вестник

3 марта 1917 года четырнадцатилетняя княжна Наталья Путятина, как и все обитатели квартиры Путятиных на улице Миллионной в Санкт-Петербурге, была разбужена телефонным звонком.

Новости Мальты

Ко дню российских дипломатов | Мальтийский вестник

Ко дню российских дипломатов

11 февраля 2022

10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. Он был утверждён в качестве профессионального праздника российских дипломатов в 2002 г. указом Президента России, и эта дата была выбрана не случайно. Ведь именно 10-м февраля 1549 года да...


Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена | Мальтийский вестник

Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена

23 декабря 2021

Во время захоронения Великого магистра Мальтийского ордена Мэтью Фестинга, который скончался на Мальте 12 ноября 2021 года, была обнаружена безымянная могила. Предполагают, что она принадлежит самому непопулярному магистру Ордена Святого Иоанна — Франс...


Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе | Мальтийский вестник

Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе

23 декабря 2021

Интернет-Портал european­best­destinations.com разместил статью со списком самых красивых елок в Европе. На первом месте оказалась экологичная елка из бутылок, созданная жителями Айнсилема, что на Гозо. В прошлом году жители деревушки установили 19-мет...


Дождь в музее | Мальтийский вестник

Дождь в музее

23 декабря 2021

По сообщению пресс-службы Heritage Malta, дождевая вода, просочившаяся в залы Национального музея искусств MUŻA, не повредила картины. Мальту несколько месяцев заливает дождями. Настолько сильными, что в зданиях протекают потолки. Не стал исключением и...


Валлетта — столица здоровья | Мальтийский вестник

Валлетта — столица здоровья

23 декабря 2021

Согласно сообщению журнала Forbes, Валлетта — самая экологически благоприятная европейская столица. Исследование с таким интересным результатом провел бренд одежды GAP. Были проанализированы условия жизни в 28 столицах стран Евросоюза. GAP обращали...


Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма | Мальтийский вестник

Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма

23 декабря 2021

По данным социологических исследований, 61% жителей маленького средиземноморского острова считают, что «все будет хорошо». 22% мальтийцев категорически не согласны с этим, а оставшиеся пребывают в сомнениях и надеждах. Им Мальта обязана званием дов...


Скоро на Мальте

Malta International Music Festival пройдет в 2022 году в новом формате. Одиннадцатый по счету фестиваль будет представлять собой пятинедельный культурный форум, в рамках которого состоится не только множество концертов, выступлений хореографических коллективов, выставок, кинопоказов, но также будут организованы Дни национальных культур.

Мака Лашхи о Днях грузинской культуры: «Столь масштабное мероприятие будет организовано благодаря участию Европейского Фонда Поддержки Культуры»

В 2022 году Malta International Music Festival пройдет на Мальте с новой программой и в новом формате. Организаторы уверяют: это будет самый большой праздник искусства за более чем 10-летнюю историю фестиваля.

Триумф героев: о новой концепции Malta International Music Festival-2022

В этом году отрадно наблюдать за расписанием концертов традиционного Фестиваля барочной музыки в Валлетте (Valletta Baroque Festival). После урезанной программы 2021 (когда можно было только радоваться, что фестиваль вообще не отменили) в наступающем 2022 организаторы подготовили встреч с барочной музыкой в барочном городе, построенном «джентльменами для джентльменов».

Мадригалы, балет и BaRock - Мальта принимает 36 концертов Фестиваля барочной музыки

В наступившем году на Мальте пройдут фестивали, посвященные музыке великих русских композиторов, чей юбилей будет отмечаться в 2022 году

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В декабре этого года на Мальте состоится премьера нового мальтийского фильма Blood on the Crown. Фильм рассказывает о событиях начала прошлого века, о борьбе за независимость Мальты и о памятной дате празднования мальтийского Сетте Джуньо.

Blood on the Crown — история о мужестве и героизме