Синдбад-мореход и наездник из Аскота

27 июня 2018 /
  1. Репортажи
  2. Статьи
Синдбад-мореход и наездник из Аскота — Мальтийский вестник

Путешествия… все времена как они привлекательны! Сколько великих шедевров литературы и искусства было создано под впечатлением встречи с новым, неизведанным. И эта тема была сегодня оригинально вписана в концептуальную идею масштабного концерта.

В самый разгар Фестиваля Государственный симфонический оркестр Армении и Сергей Смба­тян сначала отправились в «морское путешествие» по волнам сказочной музыкальной феерии Римского-Корсакова, а затем вместе с пианистом Денисом Кожухиным совершили красивейший вояж по Европе с Travel Notebook Алексея Шора.

Пожалуй, самым искушенным в приключениях путешественником был легендарный Синдбад-мореход, совершивший свои знаменитые морские походы к востоку — от Африки и к югу — от Азии… Их описание в книге «Тысяча и одна ночь» вдохновили на создание симфонической сюиты «Шехерезада» другого замечательного морского путешественника — композитора Николая Римского-Корсакова, который, как известно, вначале, по настоятельному желанию своих родственников, стал моряком. Находясь в трехлетнем кругосветном плавании на клипере «Алмаз», гардемарин Римский-Корсаков описал свои ощущения от встречи с морской стихией в удивительно ярком литературном произведении — «Летописи моей музыкальной жизни»: «Чудная погода, ровный, теплый ветер, легко взволнованное море, темно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками… С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывается: Большая Медведица стоит низко над горизонтом, а Южный крест поднимается все выше и выше. Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто ослепителен!» Римский-Корсаков — непревзойденный мастер музыкальной живописи — продемонстрировал в «Шехерезаде» исключительные возможности оркестровых красок и пиршества «знойных» гармоний. Восточный экзотизм, столь модный в XIX столетии, стал излюбленной темой русских композиторов.

Чутко воспринятая армянскими музыкантами «Шехерезада» явила собой настоящий визуально-звуковой спектакль! В первой части сюиты «Море и Синдбадов корабль» грозная тема царя Шахриара и «голос» красавицы-рассказчицы Шахерезады (первая скрипка — Кармине Лаури) интерпретирован оркестром смело, динамично, что сразу стало стимулом к дальнейшему развитию темы Моря — роскошных раскатов волн у струнных. Вдохновения музыкантам, на наш взгляд, добавило здешнее море: буйное, пенящееся, и, в то же время — прозрачное, зеленое и сказочно-
прекрасное!

Замысловатая игра тембрами во второй части потребовала от музыкантов высочайшей техники владения интонацией, с чем они справились отлично. В третьей части главные герои музыкального рассказа — Царевич и Царевна. Это на редкость изящные и фантастически затейливые темы. Точно исполненные сложнейшие ритмы добавили ярких красок в живописное плотно сочинения. Четвертая часть «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником» — апофеоз сказочной истории. Здесь в причудливом переплетении оркестровых голосов появились новые оттенки красочного звучания. И музыканты, и слушатели были охвачены атмосферой неистового веселья. Но внезапно налетевший морской шторм был действительно пугающе страшен…

Сергей Смбатян работал без партитуры и показал все возможные краски оркестра, всю его мощь и силу! Молодой дирижер сумел добиться главного: Римский-Корсаков очень хотел, чтобы слушатель составил «впечатление об этом, несомненно, восточном повествовании, о многочисленных и разнообразных сказочных чудесах»!

Талантливый российский пианист Денис Кожухин — обладатель главного приза престижного Конкурса имени Королевы Елизаветы, известный интерпретатор Шуберта и Прокофьева, — представляя Travel Notebook Алексея Шора, считает, что программная музыка — «интересная штука, потому что уже в названиях пьес композитор берет на себя определенную смелость — настроить исполнителя и слушателя на какой-то совершенно конкретный образ»! У Дебюсси, например, мы встречаем несколько иной подход: он пишет названия своих прелюдий в конце, как бы отдаляет момент образно-смыслового осознания…

Отправляясь в увлекательный вояж, предлагаемый Алексеем Шором, отметим, прежде всего, стройную архитектонику сочинения: это семичастная контрастно-составная форма, где присутствует симультанность впечатлений в сочетании с сильным эмоциональным откликом. Возникают вопросы: «Где мы сейчас находимся, и что это путешествие оставит в нашей душе…». Эти вопросы мы задаем главному герою действа — собственно автору, который незримо присутствует во всех семи путешествиях.

Синдбад-мореход и наездник из АскотаПрограмма сочинения подсказывает нам драматургию образов. Первая часть «Молитва путника» начинается с напевных интонаций у низких струнных; поднимается занавес, и наш главный герой, находясь как бы в тени, тихо произносит слова молитвы перед дорогой. Он как бы размышляет над маршрутом своего путешествия. Интересной особенностью программных «предпосланий» являются не только знаменитые города, но и знаковые места… Так, вторая часть рисует центральный бульвар Рамбла, находящийся в самом сердце Барселоны, третья — переносит нас в Рим (с ремаркой Addio); четвертая часть указывает на дворцово-парковый ансамбль Люксембургского сада в центре Парижа, а пятая — кульминационная в драматургии цикла — так и названа Рубикон (вдохновлена Равенной). «Перейти Рубикон» — крылатое выражение, означающее «прохождение точки невозврата», и далее Sorrow — Печаль и Венеция. Интересен финал сочинения, созданный под впечатлением посещения Аскота в графстве Беркшир. Последняя часть имеет подзаголовок «Наездник» — под этим символическим названием происходит самое динамичное, яркое, логично завершающее цикл музыкальное повествование…

Произведение создано для солирующего инструмента и оркестра, но это не фортепианный концерт. Солист и оркестр постоянно «спорят» между собой; часто главные темы буквально «живут» в оркестре, а фортепиано выполняет аккомпанирующую роль.

Музыка Шора обладает удивительно разнообразным универсальным интонационным словарем, которым он пользуется весьма умело. При этом мы — не пассивные созерцатели или философы; каждый слушатель в этой удивительно изящной музыке находит что-то свое. Алексей Шор стремиться передать одухотворенность, а лучше сказать, ауру каждого местечка, складывающуюся из очень многих факторов — это люди, природа, архитектурные ансамбли; мы чувствуем вкус национальной еды, запах экзотических растений и, если хотите, аромат вина… В музыке Шора имеется тот хороший баланс изобразительности, иллюстративности, которая абсолютно не препятствует восприятию чисто эмоциональной стороны произведения…

Барселона, Рим, Париж, Равенна, Венеция, Аскот. Это Испания, Италия, Франция и Англия, но Италия — все же впереди по количеству городов, посещаемых нашим героем. Все великие и знаменитые так и стремились в эту прекрасную страну: вспомним Глинку и его Милан, Чайковского и его Флоренцию, а Рим стал благословенной землей, принявшей практически всех композиторов, создававших шедевры…

Татьяна Эсаулова


Метки статьи:

MIMF18 Великий композитор Государственный симфонический оркестр Армении Дипломатия Дни армянской культуры на Мальте Европейский фонд поддержки культуры Известные гости Мальты Искусство на Мальте Культурное событие Мальтийский международный музыкальный фестиваль Мальтийский симфонический оркестр Мальтийский филармонический оркестр Мальтийско-Российский фонд дружбы Музыкальные фестивали на Мальте Рецензии

Новости Мальты

Один дома в Рождество | Мальтийский вестник

Один дома в Рождество

23 ноября 2020

Большинство жителей Мальты собираются провести рождественские праздники дома — сообщает Times of Malta. По данным издания, о планах праздновать Рождество в одиночестве или вдвоем, сообщили около 53% опрошенных. При этом 37% намерены встретиться с д...


Андреа Бочелли принял участие в проекте Мальтийского управления по туризму | Мальтийский вестник

Андреа Бочелли принял участие в проекте Мальтийского управления по туризму

19 ноября 2020

Всемирно известный тенор Андреа Бочелли провел на Мальте несколько дней для подготовки нового музыкального проекта, инициированного Мальтийским управлением по туризму совместно со Средиземноморским туристическим фондом. По словам Министра туризма...


Между Мальтийской торговой палатой и Ассоциацией деятелей искусства подписано соглашение о сотрудничестве | Мальтийский вестник

Между Мальтийской торговой палатой и Ассоциацией деятелей искусства подписано соглашение о сотрудничестве

19 ноября 2020

Мальтийская торговая палата и Мальтийская ассоциация индустрии развлечений и искусства (Malta Entertainment Industry and Arts Association (MEIA)) подписали соглашение о сотрудничестве. Об этом сообщает сайт Мальтийской торговой палаты. Для подписания ...


Выездной туризм на Мальте сократился на 75% | Мальтийский вестник

Выездной туризм на Мальте сократился на 75%

13 ноября 2020

Как сообщает мальтийское издание Times of Malta, количество людей, вылетевших с Мальты в период с июля по сентябрь 2020-го года, сократилось на три четверти по сравнению с прошлым годом. Самым популярным направлением для поездок с Мальты остается Итал...


Мальтийский книжный фестиваль 2020 стартовал | Мальтийский вестник

Мальтийский книжный фестиваль 2020 стартовал

12 ноября 2020

Мальтийский книжный фестиваль 2020 в этом году впервые проходит онлайн. С 1 по 15 ноября к событиям фестиваля можно подключиться на страницах официального сайта Мальтийского национального книжного совета (National Book Council) и на странице в сети Fac...


В Валлетте представили программу рождественских празднований | Мальтийский вестник

В Валлетте представили программу рождественских празднований

11 ноября 2020

Праздничные мероприятия подготовлены культурным агентством «Валлетта», в сотрудничестве с Министерством национального наследия, искусств и местного самоуправления и Мальтийским управлением по туризму. Председатель культурного агентства «Валлетта» Д...


Скоро на Мальте

В этом году традиционный фестиваль проходит под девизом: «Вовлекайте, изучайте, решайтесь!»

Фестиваль Science in the City

Палаццо Фальсон проводит виртуальный семинар, в процессе которого дети смогут изготовить рождественские сувениры

Виртуальный мастер-класс «Мастерская Рудольфа»

Вилла Фрере откроет свои двери для гостей 13 декабря, с 9.00 - 16.00

День открытых дверей: Вилла Фрере

Оперные концерты — часть проекта «Рождество в городе», представленного культурным агентством «Валлетта»

Городская опера

Концерт камерной музыки, представленный музыкантами Мальтийского филармонического оркестра в старинном Маноэль Театре в Валлетте, посвященный 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена.

Вечер с Бетховеном