Стекло, искусство, современность…
Когда в зале Маноэль Театра звучат аплодисменты для тех, кто получает Высшую национальную награду Мальты в области искусства, на сцене переливается огнями застывшая синяя волна из стекла. Создателем этой волны является Кейн Кали. Мальтийский скульптор, который не только заставляет волны замирать, но и переводит главный гастрономический символ Мальты — пастицци — в категорию арт-объекта…
Пастицци со вкусом искусства
— Какова предыстория событий, приведших к тому, что мы встречаемся в вашей арт-студии в Валлетте и среди ваших многочисленных работ можем увидеть скульптуру «за высшие достижения в области искусства», о которой сейчас мечтают многие деятели мальтийской культуры?
— Я начал получать художественное образование в Великобритании, в 2005-м. Сначала я изучал 3D-анимацию, но это предполагало серьезную работу с программным обеспечением. Осознав, что не могу проводить все время у компьютера, я решил, что должен найти другую специальность. Поэтому после двух лет обучения я перешел к более практическому курсу, которым стала 3D-скульптура из керамики и стекла. Степень магистра я получил в Лондоне, в Королевском колледже искусств (Royal College of Art (RCA)). Затем я вернулся на Мальту. Мне кажется, что, если ты рожден возле моря, то обязательно к нему вернешься. Моя влюбленность в Валлетту привела к идее обустройства здесь арт-студии, которую я создавал с нуля.
Какое-то время я был преподавателем Мальтийского колледжа искусств, науки и технологии (MCAST), но примерно два года назад решил, что посвящу творчеству все время — буду профессиональным артистом. Это, на самом деле, большая перемена, потому что, если когда-то можно было сомневаться или быть стеснительным, то сейчас уже нет такой возможности — нужно делать шаг вперед и заявлять о себе. И я это делаю: налаживаю контакты с фэшн-дизайнерами, архитекторами, владельцами галерей, кураторами проектов. Сейчас это моя экосистема.
— Над чем вы работаете, являясь представителем этой экосистемы?
— Я начал работать в направлении создания ювелирных изделий. Сейчас мы реализовываем проект, который называется «пастицци».
Мы знаем, что пастицци — это один из самых известных символов Мальты. Мне бы хотелось, чтобы о нем знало как можно больше людей. Мир искусства обычно кажется закрытым, но это дверь, через которую в него можно проникнуть.
Все, кто был на Мальте, живет на Мальте, — знают, что такое пастицци. Это понятно всем, нет никаких барьеров! Образы Мальты в общественном сознании — это Собор Святого Иоанна, лодки луццу, балконы… И есть современная Мальта, и пастицци — хороший дескриптор для нее.
Это может быть подарком, напоминанием об острове, то есть можно носить что-то такое, что действительно сделано на Мальте местным художником. У нас есть сувениры, использующие национальное культурное наследие. Мы должны сохранять это и развивать. Но проект «пастицци» — нечто более современное, с оттенком юмора, он создан для тех, кому нравится современное искусство. И, как мне кажется, этот проект имеет очень глубокую связь с Мальтой.
Еще один мой проект (и это более камерная работа по сравнению с «пастицци») строится вокруг человеческого тела в его трансцендентности. Все вокруг нас — это информационные сгустки. Я использую изображения людей, которые создаю с помощью 3D-технологий как объекты, демонстрирующие данный тезис. Одна из моих работ — 75 лиц. Она изображает одного человека в различных ипостасях. Это части одного целого, но каждая из частиц индивидуальна и целостна сама по себе.
Это некий пазл, который создает представление о реальности. Она реальна настолько, насколько мы готовы это представить. Это действительность современного мира, напичканного диджитал-технологиями.
«Если художник не должен бороться, его искусство не стоит того, чтобы им заниматься!»
— Как художник вы можете с уверенностью сказать, что Мальта — это ваше место?
— Да, Мальта — мое место. Здесь мои друзья, моя жизнь сейчас. Конечно, для меня очень важно иметь связь с миром художников, больших галерей, но для этого есть Лондон, и он совсем недалеко.
— Быть художником на Мальте и в Лондоне — где это являлось бы самым большим вызовом?
— В больших городах, таких как Лондон и Нью-Йорк, существуют давние традиции коллекционирования предметов искусства поколениями, династиями коллекционеров. На Мальте это только развивается.
Те, кто интересуется сейчас моим творчеством, — это совсем молодые люди. Например, несколько лет назад ко мне обратилась одна девушка, которая сразу сказала, что пока не готова купить мои работы, но ей интересно мое творчество.
Я ответил, что это абсолютно нормально; я рад тому, что ей нравится то, что я создаю. Потом мы продолжали общаться, и не так давно она пришла уже со своим молодым человеком. У них появился свой дом, и они купили несколько моих работ для этого дома. Порой мне пишут 17-18-летние, которым важно то, что я делаю. Они присылают мне отзывы, и этот интерес к творчеству очень вдохновляет.
Возвращаясь к Лондону, могу сказать, что там существует огромное количество галерей, очень большой трафик людей, постоянное движение информации. На Мальте нет такого потока. Но движение начинается, и все намного быстрее, чем раньше. Пока не настолько быстро, как в мировых столицах.
— Вы однажды сказали, что, «если художник не должен бороться, его искусство не стоит того, чтобы им заниматься». Что стоит за этой красивой фразой? Почему быть художником — это такой сложный путь, и почему он вам так нужен?
— Как я уже сказал, быть профессиональным художником — это значит, по сути, встать на путь выживания, потому что ты должен найти себя, свою нишу. Представление о мире искусства как о том пространстве, где скульптуры продаются за 10-15 тысяч евро, совсем не отражает суть процессов, происходящих в арт-сфере.
Это тяжелая игра, причем не только в продвижении своих работ. Это вызов, но и само их создание, конечно. Например, какие-то из стеклянных скульптур могут получиться с пузырьками внутри, после чего их придется забраковать. По сути, ты должен преодолевать все, начиная с гравитации.
Не могу сказать, что мне нужно, чтобы мои работы всем нравились. Это не для каждого. Главное, чтобы я понимал, что делаю что-то значимое. Порой так странно, что больший отклик находит то, на что я потратил день, а работа, потребовавшая несколько месяцев, остается незамеченной. Но это, увы, случается. Нужно просто воспринимать это как должное. Отсюда урок — далеко не все находится под твоим контролем!
Я вкладываю себя в мои работы, пропускаю их через себя. Я живу этим. Это то, чем я являюсь. Я не делал выбор, я хочу быть художником, артистом, — это мой путь.
Я не знаю, с чего все началось. Начиная со школы, я всегда что-то рисовал на страницах тетрадей во время уроков. Это всегда приносило мне радость и наполняло мой мир смыслом.
Стекло как вызов
— Почему вы выбрали стекло в качестве основного материала для работы?
— Потому что это материал, который также является вызовом. Ты можешь придать ему любую форму. Процесс создания скульптуры из стекла очень медленный. Ты должен пройти несколько ступеней, и каждый шаг должен быть правильным, только тогда будет нужный результат. Кроме того, стекло таит в себе еще одну особенность — оно может сохраниться намного дольше, чем другие материалы, останется таким же на сотни лет. Оно не вечное, нет ничего вечного, но оно очень… Постоянное. И это притягивает.
— Каковы ваши следующие вызовы?
— Сейчас я работаю с очень интересным проектом: создаю декорации и костюмы для представления, которое состоится в будущем году. Оно основано на книге «21 урок для XXI века» Юваля Ноя Харари, обращенной к технологическим, политическим и социальным проблемам, с которыми столкнулось человечество в XXI веке. Это очень интересно. Я перерабатываю эту информацию и собираюсь трансформировать ее в некие визуальные объекты. Впервые я делаю что-то подобное.
Представление состоится в Маноэль Театре, который является символом искусства барокко. Но мы будем играть на контрасте: все будет очень технологично.
Кроме того, я работаю над созданием архитектурной работы для часовни на семейном предприятии «Фарсонс». Это крест, состоящий из огромного множества деталей, которые обладают способностью отражения. Таким образом, крест как бы растворяется в пространстве.
Также я работаю над проектом скульптуры, представляющей собой награду для конкурса Планового ведомства Мальты.
— Кроме того, сейчас вы вносите изменения в скульптуру, олицетворяющую Высшую награду Мальты в области искусства?
— Мы не поменяем саму концепцию, когда форма волны является изображением мальтийского слова L’Arti (Искусство). Но какие-то усовершенствования будут вноситься каждые два-три года, потому что эта награда олицетворяет достижения в области искусства, а искусство — нечто, всегда изменяющееся, нестатичное.
В этом году часть скульптуры будет выполнена из металла, который отшлифован так, что напоминает дерево, цвет стекла будет более прозрачным. И между стеклом и металлом нет ничего — никакого клея.
Все настолько точно подогнано, что металл просто прилегает к стеклу. Прекрасно видеть подобные материалы вместе! Через несколько месяцев — в апреле 2020-го — на церемонии вручения Il-Premju għall-Arti можно будет в этом убедиться.
Автор публикации
Читайте также:
События июля 2017: ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
12 июля 2017
Календарь событий на Мальте в июле 2017 года. Куда сходить на Мальте, что посмотреть. Концерты, фесты, фестивали и шоу, выставки и музеи, исторические реконструкции, спортивные мероприятия для всей семьи!
Налогообложение на Мальте — налог на добавленную стоимость
30 января 2019
В предыдущей статье мы осветили основные принципы и механизм прямого налогообложения юридических лиц, то есть корпоративный налог или налог на прибыль. Как уже отмечалось ранее, помимо прямого, сущеествует также косвенное налогообложение, ярким примером которого является налог на добавленную стоимость или, сокращенно, НДС. В мальтийском законодательстве этот налог регулируется Актом о Налоге на Добавленную Стоимость (Value Added Tax Act — Cap 406 of the Laws of Malta), а также целым рядом нормативных…
Мальтийский международный органный фестиваль—2017
21 января 2018
Виртуозный органист Даниэль Зарецкий— представитель петербургской органной школы, которую отличают романтизм и мягкость звучания инструмента.
Владимир Малыгин: «Центральным мероприятием празднования 50-летия дипотношений стал спектакль «Хрустальный дворец»
20 сентября 2017
В июле 2017 года мы отмечали 50-летие установления дипломатических отношений между Россией и Мальтой, отмечали с истинно русским размахом, который, впрочем, и мальтийцев привел в восторг.