Творческий вечер Натальи Бондарчук на Мальте

29 ноября 2017 /
    Творческий вечер Натальи Бондарчук на Мальте — Мальтийский вестник

    17 октября в концертном зале имени П.И. Чайковского Русского центра науки и культуры на Мальте состоялась творческая встреча наших соотечественников с Натальей Бондарчук.

    Вряд ли знаменитая советская и российская актриса, кинорежиссер, сценарист, Заслуженная артистка РСФСР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации нуждается в особом представлении!

    Забегая вперед, отметим, что вечер получился необычайно теплым и не был похож на стандартные мероприятия такого формата, когда артист и публика незримо отделены друг от друга. Во-первых, Наталья Сергеевна недолго стояла на сцене и довольно скоро переместилась поближе к зрителям, среди которых было немало детей. Во-вторых, с ее подачи пространство между сценой и зрителями быстро заполнилось ребятишками, которые, кажется, намного смелее общались с представительницей знаменитой «бондарчуковской династии», чем взрослые, сидящие в зале. А все потому, что Наталья Бондарчук и дети успели за несколько дней заключить самый настоящий творческий союз — на съемках «своего кино»!

    Но обо всем по порядку.

    Начала Наталья Сергеевна свою творческую встречу традиционно, с «дел семейных». Она — дочь всемирно известного кинорежиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Вспоминает, как к ним домой, на Новопесчаной, приходили актеры, играли с маленькой Наташей и интересовались между делом, хочет ли она стать актрисой. «Ни за что!», — отвечала будущая кинодива, ведь она хотела иметь огромную собаку и служить пожарным либо пограничником. Но наследственность взяла свое: в 15 лет Наталья Сергеевна заболела театром и поступила в детский самодеятельный коллектив. Первой ролью стала роль девчонки, которая хочет себя изменить, съев волшебные сливы: рост повыше, волосы погуще, талия поуже, глаза побольше… Когда она озвучила со сцены желаемый размер глаз, из зала раздался мальчишеский голос: «А куда тебе больше-то»? Первую зрительскую реакцию на свою игру она запомнила на всю жизнь… Потом был ВГИК и 50 кинокартин. Самые любимые, конечно, «Солярис» А. Тарковского, «Ты и я» Л. Шепитько, «Звезда пленительного счастья» В. Мотыля, в котором она сыграла княгиню Волконскую, свой любимый образ, «Красное и черное» С. Герасимова, ее педагога. У него же она снималась и в «Юности Петра», где сыграла еще один мощный образ — царевны Софьи.

    В 21 год Наталья Сергеевна стала кинорежиссером, а сценарии пишет еще с подросткового возраста. Не иначе, эта преемственность идет от бабушки, сибирской писательницы Анны Ивановны Герман. В возрасте 13 лет Наталье Сергеевне подарили печатную машинку, с 17 лет она ведет дневники, которые потом лягут в основу ее автобиографической книги «Единственные дни». В ней она в том числе рассказывает о своем путешествии с фильмом «Солярис» по странам мира. Культовый фильм целого поколения получил Специальный гран-при жюри на Международном Каннском кинофестивале в 1972 году, а также был награжден и за… божественное начало в фильме, так что все церкви постарались купить картину. С «Солярисом» Наталья Сергеевна побывала во всех уголках мира — Исландии, Новой Зеландии, США, Канаде, Перу… И как же интересно было осознать, что так много россиян живут в разных странах мира, по некоторым подсчетам, около 23 миллионов!

    Так что приглашение русско­язычного образовательного центра на Мальте, кажется, было только делом времени… В ответ Наталья Сергеевна «пригласила к себе в гости» наших соотечественников, показав отрывок передачи «Судьба человека» об Инне Макаровой, ее детях и внуках, — удивительной судьбе девочки из Сибири, родившейся в городе с говорящим названием Тайга, которая приехала в Москву, поступила во ВГИК и стала актрисой… Мама Натальи Сергеевны в свои 91 год читает стихи, поет романсы и даже приняла участие в последней картине Натальи Бондарчук «Красная Шапочка онлайн» (еще не вышел на экраны).

    Андрей Муравьев, директор Российского центра науки и культуры на Мальте, в своей небольшой речи пожелал ребятам «проникнуться той любовью к профессии и страстью к самоотдаче, которые есть у Натальи Сергеевны, и тем самым получить заряд положительной энергии, которая и будет определять жизнь на многие годы, давать силы достигать новых высот и результатов в любимом деле».

    Наталья Бондарчук продолжила вечер, предложив публике посмотреть трейлер своего фильма «Пушкин. Последняя дуэль». К рассказу о непростой работе над этой картиной присоединилась Мария Соловьева, оператор-постановщик, коллега и подруга Натальи Сергеевны. Вместе они рассказали об особенностях съемки в зимний период в Санкт-Петербурге: световой день в это время года в тех широтах очень короткий и, чтобы можно было продолжать и в темноте снимать дневные сцены, использовали скайлифт. Средств на съемку было в обрез, и все работали по 18 часов в день, но находились в таком восторге и азарте, что никто не уставал.

    Неутомимые Наталья Бондарчук и Мария Соловьева только-только приехали на Мальту, а уже прочувствовали красоту острова во всей полноте и назвали его «готовыми декорациями». Настал самый ответственный момент творческого вечера — представление новой Международной кинотеатральной школы имени С.Ф. Бондарчука. У нее даже есть свой гимн, который и вышли исполнить дети наших соотечественников!

    Наталья Бондарчук и Мария Соловьeва назвали Мальту «готовыми дeкорациями»

    Итак, на Мальте полным ходом идут киносъемки… Примечательно, что рассказывает о них не сколько Наталья Сергеевна, сколько их маленькие участники. За такое короткое время они успели очень много узнать о кино и знаниями своими охотно делятся со взрослыми. «Что такое кинопроцесс?» — спрашивает Наталья Бондарчук. «Сначала пишем сценарий. После нужно нарисовать раскадровку. А до этого должна быть идея», — наперебой отвечают ребята. Они уже узнали о профессиях людей, которые задействованы в съемках, а некоторые даже успели примерить на себя роли осветителя, оператора-постановщика, помощника режиссера (того, что с «хлопушкой»), и, конечно же, актеров! Не забыли и еще одно важное лицо — того, кто доставляет на съемочную площадку еду, которая на профессиональном жаргоне называется «кинокорм».

    Кстати, хрестоматийное «Мотор!» говорится не для камеры, а для звукооператора. По хлопушке определяется начало звука. Какие бывают планы? Общий, средний, крупный и деталь. А что такое «объективная камера»? Это когда ты «бежишь за героя». Сколько новых знаний!

    У Натальи Сергеевны возникла идея проекта, пока она плыла с ребятами на корабле и они своим детским языком рассказывали ей о Мальте. И она подумала: если филиалы киношколы есть во Франции, Испании, Италии, и каждый ребенок будет рассказывать о самом интересном в его стране, из этого материала может родиться фильм об успехах детей в разных странах мира, это же интересно!

    Но лучше один раз увидеть… На экране — «фильм о фильме», русские на Мальте снимают «Золотую рыбку». «Дурачина ты, простофиля…», — отчитывает маленькая «Старуха» примерно одних лет с ней «Старика». «Рыбка» уплывает в закат… Перед началом творческой встречи мы разговорились с мамой юной актрисы: малышке досталась очень непростая роль, но она мужественно преодолела все неудобства съемочного процесса, хоть и пришлось ей всю смену просидеть в воде! Кстати, еще на берегу Наталья Бондарчук преподала детям весьма полезный урок: нужно приходить на съемки подготовленными, обязательно знать текст роли наи­зусть. Ведь во «взрослом кино», если актер подведет группу на площадке, ему придется оплатить весь съемочный день. Дети, надо отдать им должное, сразу поняли, что киносъемки — это огромный труд. И никто не будет жалеть артистов, ведь они добровольно взваливают на себя эту ношу!

    Эти съемки останутся в памяти ребятишек и их родителей навсегда, ведь это первый опыт. Но они уже понимают, что кино снимается маленькими сценами. Сколько может быть дублей? Два? Или сорок два? По счастью, хоть не миллион, продюсера жалеть надо…

    Наталья Сергеевна приглашает всех войти в неведомый мир кино и вместе с Марией Соловьевой рассказывает о съемках еще одной своей картины, «Тайна Снежной королевы». Когда обсуждали формат, Наталья Сергеевна поехала за советом к своему брату, Федору Бондарчуку, который в то время снимал фильм «Сталинград». И он сказал ей: «Если бы папа был жив, он бы снимал в 3Д». К сожалению, средств хватило только на фильм в 2Д, однако киноматериал в 3Д существует и ждет своего спонсора.

    После просмотра захватывающего трейлера «Тайны Снежной королевы», копия которого, кстати, есть в Международной киношколе на Мальте, перешли к вопросам. Примечательно, что, опять же, дети выступили главными «почемучками».

    Сложно ли снимать в разных местах, с разных ракурсов? В кино используют хромакей, специальные тросы, которые стираются на стадии пост-продакшена, компьютерную графику. Как долго делают фильм? Все зависит от средств, поэтому самый главный человек в кинопроизводстве — продюсер. Этот вопрос глубже, чем кажется: например, начинаешь снимать кино, средств оказывается недостаточно, а дети, которые задействованы в проекте, растут и все меньше напоминают тех, с кем начинали делать фильм. Наталья Бондарчук, например, ждала возможности снять финал «Снежной королевы» целых четыре года! Особенно она любит в картине диалог Герды и Феи Времени, которую, кстати, играет Инна Макарова. Герда: «Ой, какое на вас платье красивое!» Фея: «Да, носили такое лет 150 назад». «А сколько же вам лет?» «Мне? Столько, сколько я захочу». И превращается в молодую… Маме Натальи Бондарчук очень идут подобные роли, в ее возрасте и статусе она может перевоплотиться в кого угодно.

    Как снимают, когда меняются в лице? Есть несколько путей. Можно взять двух людей разного возраста, одинаково причесать и одеть, наложить грим. А в «Солярисе» был эпизод, когда рана на руке главной героини заживает на глазах. В то время еще не было компьютерной графики, и решение было найдено с помощью двойников, Андрей Тарковский очень любил этот прием.

    Выбор натуры… это один из самых волнующих процессов в самом начале кинопроизводства. Наталья Сергеевна рассказала, как вместе с Марией Соловьевой они «смотрели» Лапландию. Там начинает светать в полдень, а в три часа пополудни уже темно, только снег искрится, по которому идут стада диких оленей… Когда вышли «на натуру» в легких курточках, было ощущение, что тело заковано в металл, а если приходилось снимать варежки, то казалось, что рука погружается в ледяную воду. Пришлось одеваться по погоде: в пуховики на гагачьем пуху и ботинки-луноходы с толстенной подошвой. А ведь юная актриса, которая играла Герду, падала в этот снег… На сон у нее порой было десять минут, которые она проводила на лавке, чтобы потом, как солдатик, встать и опять идти на площадку.

    Кино — дело очень серьезное, подвела итог Наталья Бондарчук. Самое главное, что должны учесть родители: любое внимание к ребенку в нежном возрасте плохо, каждый педагог об этом скажет. Если важно только то, чтобы ребенок покрасовался в ярком костюме и сделал селфи, то он рано или поздно начинает себя ощущать пупом земли, мол, я в школе кинематографистов у Бондарчук снимаюсь… Нужно делать что-либо во имя чего-то, задаваться вопросами: почему ты хочешь сыграть эту сказку? Что внутри нее? Почему у нее такой трогательный финал?

    Наталья Бондарчук поблагодарила второго режиссера фильма, Артема Малькова, за мужество на протяжении всего съемочного процесса. Нужно понять, что кино — это командная работа: если кто-то не выучил текст, то пострадают все, а солнце между тем клонится к закату, и съемочный день заканчивается. Интересно, что очень мало детей, которые в юном возрасте снимались в «настоящих больших фильмах», становится актерами. Но те, кто все же ими становится, как, например, Николай Бурляев, потрясающие.

    Вечер завершился напутствием Натальи Бондарчук — «Дай вам Бог выразить своим сердцем то, что будет интересно всем» — и гимном Международной кинотеатральной школы им. С.Ф. Бондарчука. Пели все!

    Краски яркие наполнят

    Мир, в котором мы живем.

    Сказки русские наполнят

    Мир, который создаем.

    Кадр за кадром мы снимаем,

    Кадр за кадром создаем,

    Мы кино свое снимаем,

    Краски жизни мы даем.

    Снимаем вместе кино — свое кино.

    Оно нам жизнью дано — свое кино.

    Нам будет сниться оно — свое кино.

    Снимаем вместе кино — свое кино.

    Записала Светлана Велла


    Метки статьи:

    Известные гости Мальты Российский центр науки и культуры на Мальте

    Новости Мальты

    Один дома в Рождество | Мальтийский вестник

    Один дома в Рождество

    23 ноября 2020

    Большинство жителей Мальты собираются провести рождественские праздники дома — сообщает Times of Malta. По данным издания, о планах праздновать Рождество в одиночестве или вдвоем, сообщили около 53% опрошенных. При этом 37% намерены встретиться с д...


    Андреа Бочелли принял участие в проекте Мальтийского управления по туризму | Мальтийский вестник

    Андреа Бочелли принял участие в проекте Мальтийского управления по туризму

    19 ноября 2020

    Всемирно известный тенор Андреа Бочелли провел на Мальте несколько дней для подготовки нового музыкального проекта, инициированного Мальтийским управлением по туризму совместно со Средиземноморским туристическим фондом. По словам Министра туризма...


    Между Мальтийской торговой палатой и Ассоциацией деятелей искусства подписано соглашение о сотрудничестве | Мальтийский вестник

    Между Мальтийской торговой палатой и Ассоциацией деятелей искусства подписано соглашение о сотрудничестве

    19 ноября 2020

    Мальтийская торговая палата и Мальтийская ассоциация индустрии развлечений и искусства (Malta Entertainment Industry and Arts Association (MEIA)) подписали соглашение о сотрудничестве. Об этом сообщает сайт Мальтийской торговой палаты. Для подписания ...


    Выездной туризм на Мальте сократился на 75% | Мальтийский вестник

    Выездной туризм на Мальте сократился на 75%

    13 ноября 2020

    Как сообщает мальтийское издание Times of Malta, количество людей, вылетевших с Мальты в период с июля по сентябрь 2020-го года, сократилось на три четверти по сравнению с прошлым годом. Самым популярным направлением для поездок с Мальты остается Итал...


    Мальтийский книжный фестиваль 2020 стартовал | Мальтийский вестник

    Мальтийский книжный фестиваль 2020 стартовал

    12 ноября 2020

    Мальтийский книжный фестиваль 2020 в этом году впервые проходит онлайн. С 1 по 15 ноября к событиям фестиваля можно подключиться на страницах официального сайта Мальтийского национального книжного совета (National Book Council) и на странице в сети Fac...


    В Валлетте представили программу рождественских празднований | Мальтийский вестник

    В Валлетте представили программу рождественских празднований

    11 ноября 2020

    Праздничные мероприятия подготовлены культурным агентством «Валлетта», в сотрудничестве с Министерством национального наследия, искусств и местного самоуправления и Мальтийским управлением по туризму. Председатель культурного агентства «Валлетта» Д...


    Скоро на Мальте

    В этом году традиционный фестиваль проходит под девизом: «Вовлекайте, изучайте, решайтесь!»

    Фестиваль Science in the City

    Палаццо Фальсон проводит виртуальный семинар, в процессе которого дети смогут изготовить рождественские сувениры

    Виртуальный мастер-класс «Мастерская Рудольфа»

    Вилла Фрере откроет свои двери для гостей 13 декабря, с 9.00 - 16.00

    День открытых дверей: Вилла Фрере

    Оперные концерты — часть проекта «Рождество в городе», представленного культурным агентством «Валлетта»

    Городская опера

    Концерт камерной музыки, представленный музыкантами Мальтийского филармонического оркестра в старинном Маноэль Театре в Валлетте, посвященный 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена.

    Вечер с Бетховеном