Великан в фонтане и лодки на соборе: яркий старт Valletta-2018
Все, от мала до велика, знают, что новый 2018 год проходит на Мальте под знаком мероприятий «Валлетта — культурная столица Европы». 20 января состоялось торжественное открытие этого беспрецедентного для островного государства события. Это был один из самых красивых вечеров в истории современной Мальты…
Перчатки, сияющие разноцветными огнями, и красные шарфы с надписью «Валлетта-2018». У фонтана Тритонов толпятся туристы и местные жители, — счастливчики, преодолевшие дорожные заторы. Как указано в информационных картах, которые раздают гостям мальтийской столицы, площадь Тритонов — одна из четырех площадей (Еrba’ pjazez), где проходят представления в честь открытия.
Уже за много дней до этого момента социальные сети пестрели фотографиями огромной фигуры, танцующей на площади, что добавляло интриги… И вот — прозвучали приветственные слова на мальтийском, свет на площадью погас, и из темноты появилась огромная летающая тарелка, управляемая башенным краном, а из самого фонтана поднялся… искрящийся великан. Он простер огромные руки к летающей тарелке, из которой появились фигуры, зависшие в воздухе. Затем воздушные акробаты стали складываться в фигуры в ночном небе… и зрелище из невероятного превратилось в незабываемое.
Я, признаться, наивно предполагала, что участники воздушного шоу — профессионалы. Ничуть не бывало. Конечно, воздушные акробаты прошли необходимую подготовку, но она измерялась днями! Как выяснилось позже, одним из участников команды воздушного шоу был наш соотечественник Виталий Слободян.
«Знакомая поделилась информацией, что для некоего перформанса требуются люди, не боящиеся высоты. Это про меня, так что выслал анкету, не рассчитывая, впрочем, на обратную связь.
Через несколько месяцев меня пригласили принять участие в просмотре. Место встречи нам назначили где-то в мальтийской глуши. Там стоял подъемный кран, к его стреле был подвешен квадратный каркас с зацепами для карабинов.
Мы выстроились в очередь на этот аттракцион. На нас одевали что-то вроде альпинистского снаряжения и каски, подцепляли к каркасу и поднимали на высоту третьего этажа. Предполагалось, что заявившие об отсутствии страха высоты, но таковым обладающие, начнут массово падать в обмороки. Однако все удержались.
Наконец, подтвердили, что я прошел отбор в основной состав, и пора репетировать шоу. Накануне репетиций всех собрали в Католическом институте во Флориане (поближе к Богу, так сказать), чтобы познакомить с арт- и техкомандой, и подписать договор об отсутствии претензий с нашей стороны, если во время репетиций или представления что-то пойдет не так…
Участников разделили на people net и всех остальных. Мы, пиплнет, были элитой. Как ВДВ в армии.
Ставил шоу всемирно известный театр La Fura dels baus из Барселоны. Название переводится примерно как «Связка из связок».
Мы хорошо подготовились. Единственное, что могло нас остановить, — это сильный ветер. И вот в среду, за три дня до шоу, он не преминул подняться. Стрелу крана здорово шатало, и все наши репетиции проходили на земле. Нам оставалось только надеяться на хорошую погоду в субботу. И она не подвела!
День выступления, суббота, пролетел на одном дыхании. Уже в 4 часа мы были на месте, в полном снаряжении и костюмах. Рауль (руководитель шоу — прим.ред.) немного изменил хореографию, а именно ту часть, где во время обратного отсчета надо было по очереди раскрываться, имитируя ударную волну. За пять дней тренировок все привыкли к определенной последовательности, которую срочно следовало изменить. Мы все переживали, что запутаемся на выступлении, что кто-то обязательно что-нибудь напутает. Так оно и получилось, особенно, в самом первом выступлении. Последующие были много лучше!
Ну да ничего. Мы, пиплнет, отработали все пять шоу и получили огромное удовольствие. Мы смогли удивить Мальту! Шоу маст гоу он!
P.S. Полную версию рассказа Виталия Слободяна можно найти в группе Facebook «Мальта для всех».
Площадь собора Святого Иоанна
От точки «А» (фонтан Тритонов) нужно было переместиться в точку «Б» — собор св. Иоанна. На его ступеньках выстроился хор. Пение сопровождалось цветными проекциями на стены собора, повествующими о ярких моментах мальтийской истории. Плескалось море, плыли мальтийские рыбацкие лодки, высились легендарные мальтийские мегалиты, развевались флаги Мальты и Европейского союза.
Музыку написал мальтийский композитор Элтон Зарб, а тексты песен сочинил Джо Джулиан Фарруджа, добавив цитаты из Библии, первого и пока единственного мальтийского святого Джорджа Прека и национального поэта Мальты Дуна Карма Псайлы.
Площадь Святого Георгия
На площади Святого Георгия всеобщим вниманием владела мальтийская танцевальная группа ŻfinMalta, разыгрывающая перед зрителями танцевальное шоу, поставленное хореографом Паоло Мангиолой. Как и полагается современным перформансам, он сопровождался яркими визуальными эффектами. Увы, насладиться танцами смогли только счастливчики, пробившиеся к самой сцене…
Площадь Кастилии
Музыка и визуальные картины с 3D-эффектом были представлены и на площади Кастилии. Все это великолепие проецировалось на стены офиса премьер-министра Мальты — бывшего постоялого двора рыцарей самой богатой ланги Ордена иоаннитов Кастиля, Леона и Португалии. За рассказом о прошлом и будущем Мальты следили несколько десятков тысяч человек. Впечатляющая цифра, не так ли? И да, почувствовать масштабы события удалось в полной мере, когда настало время возвращаться домой. Каждый, кто был на массовом мероприятии Мальты, знает, что аналогом ложки дегтя в бочке меда на острове является система общественного транспорта. Попробуй сначала отыщи в многотысячной толпе нужный автобус, а потом — место в нем… Впрочем, ради такой грандиозной церемонии открытия V2018 можно было и не такое потерпеть!
Кэтрин Табоне,
Исполнительный директор Valletta 2018 Foundation
Награждение Валлетты титулом культурной столицы Европы (European Capital of Culture, ECoC) дает право мальтийцам как нации гордиться своей самобытностью, богатым историческим наследием и устремленностью в будущее. Проект Valletta 2018 стал катализатором перемен и возрождения: наша столица стала одним из ведущих культурных центров Европы. Благодаря этому Мальта вновь займет четкую позицию центра творчества и культурного направления высочайшего класса на мировой арене.
Титул культурной столицы Европы также поднимает вопрос доступности культурных мероприятий для широкой публики. Для нашего фонда это крайне важно, поскольку касается работы по формированию аудитории для культурных мероприятий. В связи с этим могу с удовлетворением отметить, что 20 января нам удалось привлечь около 110 тысяч человек (около 25% населения страны) к празднику открытия V2018, где выступили мальтийские и зарубежные артисты и культурные деятели. Кроме того, 280 тысяч зрителей следили за нашей «лентой новостей» в Facebook. Эти цифры весьма обнадеживают, равно как и чрезвычайно позитивная реакция новой целевой аудитории, а также авторитетных деятелей культуры и людей, вовлеченных в этот сектор, включая ECoC Family network и д-ра Тибора Навраксикса, Еврокомиссара по вопросам образования, культуры, молодежи и спорта, который присутствовал на торжествах.
Вечер открытия, безусловно, мне запомнился — это очередная ступень, ведущая к будущим 400 событиям, которые украсят год. Событие всколыхнуло чувство единения и национальной гордости, основанное на важных социо-исторических событиях Мальты — островного государства и члена Европейского Союза, уверенно смотрящего в будущее.
Изображения публикации
Читайте также:
Джозеф Велла: «Атональная музыка — это новая гармония»
13 октября 2017
Выдающийся мальтийский композитор и дирижер Джозеф Велла (род. в 1942 году) беседует с нами о современной музыке и о месте оперы в мальтийской культурной парадигме.
Виолончелист Александр Князев: «Дети должны знать имена великих композиторов...»
01 февраля 2020
Зал Роберта Самута во Флориане 22 января был переполнен. Здесь состоялся концерт виолончелиста, заслуженного артиста России, солиста Московской филармонии Александра Князева и пианистки, лауреата международных конкурсов Веры Каменевой, организованный Европейским Фондом Поддержки Культуры. Звучали «Крейцерова соната» Бетховена и «Музыкальное паломничество» — концерт для виолончели с оркестром, созданный современным американо-мальтийским композитором Алексеем Шором.
Православное Рождество на Мальте: музыка в русской часовне
30 января 2019
В начале мероприятия собравшихся приветствовали Посол России на Мальте Владимир Малыгин и Президент Мальты Мари-Луиз Колейро Прека, которая подчеркнула важность проведения мероприятия для укрепления дружественных отношений между двумя странами.
Племянница великого магистра, ее османский рыцарь и лазоревый остров Родос
25 февраля 2018
«Слева — лев, справа сияет единорог; держат одинаковые стяги высоко над собою: три серебряных месяца, по лазоревой перевязи восходящие на тихий багрец. Ты разглядела все это? Начнем теперь с первого, да?» Райнер Мария Рильке «Записки Мальте Лауридса Бриге»
Giya Kancheli: “When speaking about Armenia, I remember Dilijan and my Armenian friends”
18 июля 2018
Georgian composer Giya Kancheli, the author of seven symphonies and numerous orchestral and chamber works, is easily recognized by listeners. He is the author of music for famous Soviet films “Mimino” and “Kin-dza-dza” as well as a few dozen other movies and performances. In 1991, Giya Kancheli moved from the Soviet Union to Berlin. In 1995 he moved to Antwerp, Belgium, at the invitation of the Royal Flanders Philharmonic Orchestra where he lives up to now. Kancheli’s works are performed all over…