Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

24 декабря 2021 /
  1. Будущее событие
Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте — Мальтийский вестник

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на МальтеСтравинский, Щедрин и Скрябин — на МальтеСтравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В 2022 году весь мир будет отмечать юбилеи трех великих русских композиторов: 6 января исполняется 150 лет со дня рождения Александра Скрябина, 5 июня — 140 лет со дня рождения Игоря Стравинского, а 16 декабря 90-летие отметит Родион Щедрин. К этим датам Европейский Фонд Поддержки Культуры совместно с Российским центром науки и культуры проведет на Мальте фестивали классической музыки, посвященные памяти и творчеству трех выдающихся композиторов.

Наследие каждого из них — это целая глава в истории русского искусства ХХ-ХХI веков. Их музыка — такая разная, уникальная, самобытная — достояние мировой культуры. Фестивали в честь композиторов проходят по всему миру, и впервые их творчество отдельными программами представят на Мальте знаменитые солисты и оркестры. В преддверии юбилеев А. Скрябина, И. Стравинского и Р. Щедрина вспомним основные моменты их биографий и творчества.

Фестиваль музыки Александра Скрябина

4-7 февраля

Современники называли Александра Скрябина (1872-1915) композитором-философом. Он первым в мире придумал концепцию свето- и цветозвука: визуализировал мелодию с помощью цвета. Скрябин мечтал воплотить в жизнь необыкновенное действо, сочетав все виды искусств — музыку, танец, пение, поэзию, архитектуру, живопись. Так называемая «Мистерия» должна была стать началом времени нового идеального мира. Александр Скрябин так и не смог в полной мере осуществить свою идею (он скоропостижно скончался в возрасте 46 лет), однако его творчество — одно из самых замечательных явлений музыки начала XX столетия.

Мать Скрябина была одаренной пианисткой. К сожалению, она так и не успела реализовать свой талант, так как умерла через год после рождения сына. Несмотря на семейную традицию (род Скрябиных несколько поколений состоял из военных), тетя будущего композитора начала обучать его музыке. В 5 лет Скрябин играл на фортепиано, в 8 уже сочинял, в 11 дал первый сольный концерт. Больше всего маленький Саша любил творчество Шопена — биографы рассказывают, что в детстве он спал с его нотами под подушкой. К моменту поступления в Московскую консерваторию у Скрябина было уже более 70 произведений собственного сочинения. В 20 лет он выпустился из консерватории с Малой золотой медалью (Большую золотую медаль в этом же году получил Сергей Рахманинов). «Переиграв» правую руку и получив неутешительный прогноз от врачей, что былую виртуозность не восстановить, Скрябин писал пьесы и этюды для левой руки. Особое внимание он уделял нюансировке — способности выразить тончайшие звуки и музыкальные оттенки. В 26 лет Александр Скрябин стал профессором Московской консерватории.

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на МальтеБудучи студентом, он прослыл композитором-новатором, который без опаски рушил правила композиции и гармонии. «Я не понимаю, как можно теперь писать "просто музыку". Ведь это так неинтересно… Ведь музыка получает смысл и значение, когда она — звено в одном, едином плане, в цельности миросозерцания», — говорил Скрябин. Его понимание искусства было близко участникам литературных кружков и течений, которые набирали популярность на рубеже веков, а символические и мистические произведения Скрябина стали отражением идей Серебряного века в музыке. Композитор продолжал свои поиски, все дальше уходя от традиций. Он мечтал создать творение, которое объединило бы все виды искусства, и начал писать симфонию «Мистерия». Произведение, в котором были соединены оркестр, свет, запахи, цвета, движущаяся архитектура, стихи и хор в 7000 голосов, он планировал представить в храме на берегу Ганга.

Его ярчайшие симфонические поэмы — «Прометей» и «Поэма экстаза» — стали предисловием к главному замыслу, реализовать который он не успел.

Александр Скрябин создал свой совершенно особенный звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств, а его тезис о синтезе искусств развивают композиторы, художники и теоретики искусства и в наши дни.

Фестиваль музыки Игоря Стравинского

18-21 апреля

Игорь Стравинский (1882-1971) — одна из самых противоречивых и авангардных фигур в музыкальной культуре XX века. Его самобытное творчество, созданное за десятилетия музыкальных исканий и экспериментов, не вписывается в рамки одной стилистической модели. В нем самым неожиданным образом сочетаются различные направления, воплощены все мыслимые стили и веяния музыкальной культуры — от классики до джаза. Великий экспериментатор, он чутко улавливал изменения, которые происходили в мире, и стремился жить вместе со временем, часто опережая его.

По современным меркам Игорь Стравинский стал поздно заниматься музыкой — в 9 лет. Нет в его юношеской биографии музыкальных побед, но зато с раннего детства он проводил по 5-6 вечеров в Мариинском театре: отец был солистом Мариинки, а мать — его концертмейстером. Первые уроки композиции давал ему Николай Римский-Корсаков, он и отговорил своего ученика от поступления в консерваторию, мотивируя это тем, что гению не нужна теория и лучше сосредоточиться на практике.Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

Почитателем таланта Игоря Стравинского был Сергей Дягилев, предложивший тогда еще малоизвестному композитору написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. Для труппы Дягилева Стравинский написал три балета, которые принесли ему мировую известность — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Эти спектакли прославили молодого Стравинского и сделали его модным композитором в Европе. К его музыке было приковано внимание творческой элиты. Декорации к его балетам создавали художники Александр Бенуа, Николай Рерих и Пабло Пикассо, хореографию готовили известные танцовщики Михаил Фокин, Вацлав Нижинский и Джордж Баланчин, а костюмы разрабатывала сама Коко Шанель. О скандальной премьере «Весны священной» в 1914 году критики говорили: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году».

Первая мировая война застала молодого Стравинского в Швейцарии. Его семья не смогла вернуться на родину. Долгое время композитор жил в Париже, а после эмигрировал в Америку. В СССР он смог вернуться уже в конце жизни — отметить в 1962 году в Москве 80-летний юбилей. До этого на музыку Стравинского в стране длительное время был наложен запрет, а за интерес к партитурам композитора-эмигранта студентов исключали из музыкальных училищ.

Его творчество, которое современники зачастую не понимали, ругали, освистывали, сегодня признано эталоном авангардного искусства, а по наследию Стравинского можно изучать историю музыки XX века. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства в мировом масштабе. Его, русского композитора с гражданством Франции и Америки, который свободно говорил на четырех языках и писал на семи, считали человеком мира. За множественность стилей в его творчестве, не поддающемся никакой классификации, его называли человеком с тысячью лиц. Но сам Стравинский считал, что у его музыки есть свое истинное лицо — русское. «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».

Фестиваль музыки Родиона Щедрина

4 ноября

Родиона Щедрина (род. в 1932 году) музыка окружала с детства. Он родился 16 декабря, как и Бетховен. Его отец был композитором. С первых дней Щедрин слушал музыку в исполнении инструментального трио отца и двух братьев. Во время войны, будучи в эвакуации, он побывал на генеральной репетиции Седьмой симфонии Шостаковича, которую последний начинал в блокадном Ленинграде, а закончил уже в Куйбышеве. В консерватории Щедрин учился на двух факультетах одновременно — фортепианном и композиторском, и даже планировал бросить сочинять, потому что ему пророчили блестящую карьеру пианиста, но передумал — слишком велика была потребность сказать свое слово в советском музыкальном сообществе.

Творческая биография Щедрина складывалась довольно счастливо. Будучи студентом 4-го курса консерватории, он был принят в Союз композиторов, а позже стал председателем правления. Первый же балет композитора «Конек-Горбунок» (1960 г.) был сразу поставлен на сцене Большого театра. Премьера первой оперы «Не только любовь» тоже прошла в Большом. За дирижерским пультом стоял Евгений Светланов, а главную партию исполняла Ирина Архипова.

«Большая музыка должна иметь большую аудиторию», — часто повторял Родион Щедрин. Он один из немногих композиторов своего поколения, кто обращался в творчестве к сюжетам русских классиков — Пушкина, Гоголя, Лескова, Толстого, Чехова, Набокова — и к фольклору. В золотой фонд мировой культуры вошли балеты «Анна Каренина», «Чайка», оперы «Не только любовь», «Лолита» (первой постановкой дирижировал Мстислав Ростропович), «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка», «Левша» (написана специально для Валерия Гергиева и Мариинского театра), шесть хоров из «Евгения Онегина» Пушкина, акапельные сочинения на стихи Александра Твардовского и Андрея Вознесенского. Для него эти авторы всегда были вдохновением и источником новых музыкальных шедевров. «Русская литература — пускай это звучит чрезмерно патриотично — самая богатая литература в мире», — говорил Щедрин.

Своей жене и музе — балерине Майе Плисецкой — композитор вместо цветов дарил музыкальные творения. Для нее были написаны «Анна Каренина», «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Все балеты Щедрина (кроме «Конька-Горбунка», на премьере которого и завязалось близкое знакомство будущих супругов), связаны с танцем Плисецкой — и это целая балетная культура.

Уже в 90-е Щедрина признали живым классиком отечественной и мировой музыки. Сегодня его наследие составляет 7 опер, 5 балетов, 14 концертов, несколько симфоний, сотни произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам. Исполнять произведения Щедрина считают честью все знаменитые музыканты, а фестивали, носящие его имя, проходят по всему миру. Сейчас композитор живет в Германии и продолжает свою работу, хотя и признается, что количество предложений превышает его физические возможности.

Подробнее о программе фестивалей читайте в следующих номерах «Мальтийского Вестника».

Новости Мальты

Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена | Мальтийский вестник

Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена

23 декабря 2021

Во время захоронения Великого магистра Мальтийского ордена Мэтью Фестинга, который скончался на Мальте 12 ноября 2021 года, была обнаружена безымянная могила. Предполагают, что она принадлежит самому непопулярному магистру Ордена Святого Иоанна — Франс...


Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе | Мальтийский вестник

Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе

23 декабря 2021

Интернет-Портал european­best­destinations.com разместил статью со списком самых красивых елок в Европе. На первом месте оказалась экологичная елка из бутылок, созданная жителями Айнсилема, что на Гозо. В прошлом году жители деревушки установили 19-мет...


Дождь в музее | Мальтийский вестник

Дождь в музее

23 декабря 2021

По сообщению пресс-службы Heritage Malta, дождевая вода, просочившаяся в залы Национального музея искусств MUŻA, не повредила картины. Мальту несколько месяцев заливает дождями. Настолько сильными, что в зданиях протекают потолки. Не стал исключением и...


Валлетта — столица здоровья | Мальтийский вестник

Валлетта — столица здоровья

23 декабря 2021

Согласно сообщению журнала Forbes, Валлетта — самая экологически благоприятная европейская столица. Исследование с таким интересным результатом провел бренд одежды GAP. Были проанализированы условия жизни в 28 столицах стран Евросоюза. GAP обращали...


Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма | Мальтийский вестник

Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма

23 декабря 2021

По данным социологических исследований, 61% жителей маленького средиземноморского острова считают, что «все будет хорошо». 22% мальтийцев категорически не согласны с этим, а оставшиеся пребывают в сомнениях и надеждах. Им Мальта обязана званием дов...


«Мир Гармонии» отметил десятилетний юбилей | Мальтийский вестник

«Мир Гармонии» отметил десятилетний юбилей

23 декабря 2021

Кино-театральный фестиваль «Сказочный остров» состоялся в Буджиббе 28 ноября 2021 года. Он был приурочен к празднованию десятилетия центра дополнительного образования «Мир Гармонии». Со словами приветствия к собравшимся обратились Советник Посольства Р...


Скоро на Мальте

Malta International Music Festival пройдет в 2022 году в новом формате. Одиннадцатый по счету фестиваль будет представлять собой пятинедельный культурный форум, в рамках которого состоится не только множество концертов, выступлений хореографических коллективов, выставок, кинопоказов, но также будут организованы Дни национальных культур.

Мака Лашхи о Днях грузинской культуры: «Столь масштабное мероприятие будет организовано благодаря участию Европейского Фонда Поддержки Культуры»

В 2022 году Malta International Music Festival пройдет на Мальте с новой программой и в новом формате. Организаторы уверяют: это будет самый большой праздник искусства за более чем 10-летнюю историю фестиваля.

Триумф героев: о новой концепции Malta International Music Festival-2022

В этом году отрадно наблюдать за расписанием концертов традиционного Фестиваля барочной музыки в Валлетте (Valletta Baroque Festival). После урезанной программы 2021 (когда можно было только радоваться, что фестиваль вообще не отменили) в наступающем 2022 организаторы подготовили встреч с барочной музыкой в барочном городе, построенном «джентльменами для джентльменов».

Мадригалы, балет и BaRock - Мальта принимает 36 концертов Фестиваля барочной музыки

В наступившем году на Мальте пройдут фестивали, посвященные музыке великих русских композиторов, чей юбилей будет отмечаться в 2022 году

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В декабре этого года на Мальте состоится премьера нового мальтийского фильма Blood on the Crown. Фильм рассказывает о событиях начала прошлого века, о борьбе за независимость Мальты и о памятной дате празднования мальтийского Сетте Джуньо.

Blood on the Crown — история о мужестве и героизме