Культурные перекрестки: Россия – Армения – Мальта

29 ноября 2017 /
  1. Наши проекты
  2. Репортажи
Культурные перекрестки: Россия – Армения – Мальта — Мальтийский вестник

Новый 2018 год не за горами: до его наступления осталось всего пару месяцев. Для маленькой Мальты он будет знаменательным, ведь ее столица Ла-Валетта объявлена культурной столицей всей Европы.

Мальта — молодой член Европейского Союза, она вступила в него только в 2004 году, и, конечно, для этого на данный момент неочевидного культурного центра это историческое событие и большая честь. Впрочем, культурный бэкграунд средиземноморской жемчужины на самом деле может дать фору многим, есть чем похвастаться и днем сегодняшним. Поэтому подчеркивать свое лидерство в сфере культуры мальтийцы в будущем году намерены основательно.

Одно из самых ярких событий в череде культурных доминант 2018 года на Мальте — Международный музыкальный фестиваль, а также фортепианный конкурс в его рамках, своего рода «конкурс конкурсов», который пройдет в апреле. Осень нынешнего года — важнейший подготовительный этап к нему, глобальный конкурсный марафон, когда в ряде мировых столиц проходят фактически отборочные туры, имеющие статус самостоятельных международных состязаний. 24 октября в столице России как раз стартовало такое соревнование — Moscow Piano Open, патронируемое Европейским фондом поддержки культуры.

Культурные перекрестки: Россия – Армения – МальтаОткрытию престижного музыкального форума был посвящен концерт в Камерном зале Московской филармонии: в уютном пространстве Триумфальной площади играл замечательный камерный коллектив — Трио имени Хачатуряна. Это ансамбль с историей: он появился в 1999, а в своем нынешнем составе — Армине Григорян (фортепиано), Карен Шахгалдян (скрипка) и Карен Кочарян (виолончель) — выступает с 2006. Чуть позже, в 2008, он стал носить имя великого классика армянской музыки, советского композитора Арама Ильича Хачатуряна. Музыканты объехали весь мир; за исключением Африки они играли на всех континентах, в самых престижных мировых залах, включая такие сакральные места академической музыки как, Музикферайн в Вене и Гевандхаус в Лейпциге. Две важных темы для музыкального коллектива — это просветительская деятельность в родной Армении, где он выступает регулярно и не только в столице республики, и музыка своего патрона (несколько монографических программ из нее участники трио подготовили и «провезли» по городам России и Армении). Кроме опусов Хачатуряна, трио исполняет произведения и других армянских композиторов — Э. Мирзояна, А. Арутюняна, К. Хачатуряна, А. Тертеряна, а также мировую классику — Баха, Моцарта, Мендельсона, Россини, Шуберта, Шумана, Брамса, Дворжака, Дебюсси, Чайковского, Рахманинова.

Элегическим трио (соль-минор №1) последнего ансамбль начал свое московское выступление. Оно сразу задало тон концерту, на котором в целом было продемонстрировано неоспоримое мастерство музыкантов и торжество вкуса. Рахманиновское трио что лакмусовая бумажка: знакомое всем и каждому, оно беспощадно выявляет недостатки школы, интерпретации, стиля, чувства меры, и вместе с тем способно вознести на недосягаемый пьедестал тех исполнителей, которым есть что предъявить публике.

Первый же номер программы показал идеальную сыгранность ансамбля, превосходный звуковой баланс между инструментами, виртуозную точность игры без малейшего намека на смазанную ноту, нефилигранно очерченный пассаж. Трио превосходно соизмеряет свои звуковые возможности с тем пространством, в котором проходит концерт: суперкамерные габариты филармонического зала музыканты наполнили мягким звучанием, при этом не потеряв в экспрессии, сочности, крепости игры. Тембристая виолончель Кочаряна, певучая скрипка Шахгалдяна и деликатный пианизм Григорян составили уникальное триединство слышимого, рождающее выпуклые, рельефные музыкальные образы, запоминающиеся и, безусловно, задевающие за живое. Технический блеск исполнителей был явлен в стремительном динамизме нюансировки — от эфирных пиано до фанфар форте и обратно, мастерских филировках звука, органичности передачи музыкальной мысли от одного инструмента к другому, когда звук струнных идеально вливается в богатую фортепианную фактуру и столь же плавно, органично вытекает из нее.

Русскому классику «наследовал» современный мальтийский композитор российского происхождения Алексей Шор. Впервые в Москве прозвучал его цикл «Семь пьес для фортепианного трио», названия которых даны в свое­образном англо-итальянском миксе (что весьма символично для Мальты, где влияние Италии, а потом и Великобритании стало судьбоносным для потомков древних финикийских колонистов): Addio, Coming of Age, Farewell nocturne, King Matt the First, Luxembourg garden, St. Elmo Barcarolle и Schubertango. Мелодическое богатство, столь нехарактерное для современной музыки, ясность гармонизации, мастерское выстраивание драматургии цикла, основанной на эмоциональных переключениях с меланхоличного на карнавальное, с игривого на изящное, атмосфера эмпатии, создаваемая Шором для слушательского уха любого уровня подготовки, — вот привлекательные компоненты его стиля, благодаря которым сочинение воспринимается легко и с неподдельным, неослабевающим интересом. Фактурность изложения и экспрессивность высказывания тянут на крупную форму: сочинение явно имеет, что называется, второе дно, его камерное обличье обманчиво и, кажется, таит еще какой-то нераскрытый секрет.

Addio рождает атмосферу светлой мечтательности, легкой, нетягостной меланхолии, «вспарываемой» вдруг яркими экспрессивными всплесками. Coming of Age несет в себе взволнованность и сомнение, настроение передано с помощью простой, ясной ритмики. Farewell nocturne начинается сосредоточенно, отрешенно, но последующее развитие неумолимого звукового потока уносит к вершинам экзальтации. King Matt the First охарактеризован игривой, острой ритмикой, саркастическими «подскоками» в духе прокофьевского рамплиссажа. Luxembourg garden описан мечтательными раскатами рояля, напоминающими голливудскую киномузыку «золотого века», которым вторят два других инструмента. St. Elmo Barcarolle — образец упоительного мелодизма. Schubertango, конечно же, основано на тематизме венского классика, при этом оно сочетает грустную мечтательность Шуберта и бодрящие ритмы аргентинского танца.

Второе отделение концерта было полностью посвящено музыке солнечной Армении. Хиты Хачатуряна (вальс к драме Лермонтова «Маскарад», фрагменты из «Гаянэ», адажио из «Спартака») и Бабаджаняна («Ария», «Ноктюрн») прозвучали наряду с менее известными, но безусловными шедеврами Комитаса (танец «Абрбан») и Эдуарда Мирзояна («Шушаник»). В динамичной, танцевальной музыке (лермонтовский вальс, танцы из «Гаянэ», «Абрбан») музыкантам Трио имени Хачатуряна удавалось мастерски подчеркнуть акценты, с помощью острых, характерных штрихов сделать буквально зримой стихию пляса. Философской глубиной поразила миниатюра Мирзояна, неизбывной красотой изменчивых гармоний — знаменитое балетное «Адажио», мелодической роскошью — композиции Бабаджаняна.

Концерт-открытие конкурса оказался символичным, полным смыслов и одновременно — напоенным гармонией и безукоризненным эстетизмом. Сочетание русской, мальтийской и армянской музыки придало ему необыкновенный колорит, вызвав неподдельный слушательский интерес.

Александр Матусевич


Метки статьи:

Европейский фонд поддержки культуры Отчет о культурном событии Алексей Шор Мальтийские композиторы

Читайте также:

Директор РЦНК на Мальте. Ирина Переверзева: «У Мальты и России много общего. Наша задача - это показать»

03 декабря 2021

Директор РЦНК на Мальте. Ирина Переверзева: «У Мальты и России много общего. Наша задача - это показать» | Мальтийский вестник

С родины Снегурочки в России, из яблочного города в Казахстане — на средиземноморский рыцарский остров. Российский центр науки и культуры в Валлетте несколько месяцев назад встретил нового директора — Ирину Владимировну Переверзеву.

Как помочь морским черепахам

10 ноября 2020

Как помочь морским черепахам | Мальтийский вестник

Мальтийский экологический фонд Nature Trust – FEE Malta развивает проект Adopt a Turtle, к которому может присоединиться каждый, взяв под свою финансовую опеку одну из черепашек, находящихся на лечении в реабилитационном центре Фонда.

Андрей Муравьев: «Скучать на Мальте явно не придется!»

10 октября 2017

Андрей Муравьев: «Скучать на Мальте явно не придется!» | Мальтийский вестник

Так повелось, что на нашем маленьком острове Российский центр науки и культуры (РЦНК) в Валлетте уже много лет играет заметную роль в жизни русскоязычной общины. Поэтому, когда в конце лета пост директора занял Андрей Михайлович Муравьев, мы тут же связались с ним и попросили дать интервью: мы более чем уверены, что наши соотечественники ждут его с нетерпением.

Национальная сборная Мальты по кудо в надежных руках!

05 декабря 2021

Национальная сборная Мальты по кудо в надежных руках! | Мальтийский вестник

«Жизнь снова круто изменилась!» — тренер по кудо Александр Журавлев делится историей переезда на Мальту, большими переменами и гордостью за учеников.

Works of Komitas – a symbol of Armenian national identity – performed for the first time in Malta

18 июля 2018

Works of Komitas – a symbol of Armenian national identity – performed for the first time in Malta | Мальтийский вестник

On April 22 Mediterranean Conference Center in Malta hosted a unique event. For the first time, the music of Komitas – renowned Armenian priest and composer, who dedicated his life to the search, revival and transcription of folk songs – was heard in Sacra Infermeria Hall in Valletta.

Unforgettable Armenian Cultural Days in sunny Malta

18 июля 2018

Unforgettable Armenian Cultural Days in sunny Malta | Мальтийский вестник

Malta hosted Armenian Cultural Days from April 18 to 30. The event was organized by the European Foundation for the Support of Culture endorsed by the Ministry for Justice, Culture and Local Government of Malta, the Culture Ministry of Armenia, Arts Council Malta and the Valletta-2018 Foundation.

Новости Мальты

Ко дню российских дипломатов | Мальтийский вестник

Ко дню российских дипломатов

11 февраля 2022

10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. Он был утверждён в качестве профессионального праздника российских дипломатов в 2002 г. указом Президента России, и эта дата была выбрана не случайно. Ведь именно 10-м февраля 1549 года да...


Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена | Мальтийский вестник

Раскрыта одна из тайн Великих магистров Мальтийского ордена

23 декабря 2021

Во время захоронения Великого магистра Мальтийского ордена Мэтью Фестинга, который скончался на Мальте 12 ноября 2021 года, была обнаружена безымянная могила. Предполагают, что она принадлежит самому непопулярному магистру Ордена Святого Иоанна — Франс...


Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе | Мальтийский вестник

Елка на Гозо признана одной из самых красивых в Европе

23 декабря 2021

Интернет-Портал european­best­destinations.com разместил статью со списком самых красивых елок в Европе. На первом месте оказалась экологичная елка из бутылок, созданная жителями Айнсилема, что на Гозо. В прошлом году жители деревушки установили 19-мет...


Дождь в музее | Мальтийский вестник

Дождь в музее

23 декабря 2021

По сообщению пресс-службы Heritage Malta, дождевая вода, просочившаяся в залы Национального музея искусств MUŻA, не повредила картины. Мальту несколько месяцев заливает дождями. Настолько сильными, что в зданиях протекают потолки. Не стал исключением и...


Валлетта — столица здоровья | Мальтийский вестник

Валлетта — столица здоровья

23 декабря 2021

Согласно сообщению журнала Forbes, Валлетта — самая экологически благоприятная европейская столица. Исследование с таким интересным результатом провел бренд одежды GAP. Были проанализированы условия жизни в 28 столицах стран Евросоюза. GAP обращали...


Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма | Мальтийский вестник

Мальта — третья в Европе по запасам оптимизма

23 декабря 2021

По данным социологических исследований, 61% жителей маленького средиземноморского острова считают, что «все будет хорошо». 22% мальтийцев категорически не согласны с этим, а оставшиеся пребывают в сомнениях и надеждах. Им Мальта обязана званием дов...


Скоро на Мальте

Malta International Music Festival пройдет в 2022 году в новом формате. Одиннадцатый по счету фестиваль будет представлять собой пятинедельный культурный форум, в рамках которого состоится не только множество концертов, выступлений хореографических коллективов, выставок, кинопоказов, но также будут организованы Дни национальных культур.

Мака Лашхи о Днях грузинской культуры: «Столь масштабное мероприятие будет организовано благодаря участию Европейского Фонда Поддержки Культуры»

В 2022 году Malta International Music Festival пройдет на Мальте с новой программой и в новом формате. Организаторы уверяют: это будет самый большой праздник искусства за более чем 10-летнюю историю фестиваля.

Триумф героев: о новой концепции Malta International Music Festival-2022

В этом году отрадно наблюдать за расписанием концертов традиционного Фестиваля барочной музыки в Валлетте (Valletta Baroque Festival). После урезанной программы 2021 (когда можно было только радоваться, что фестиваль вообще не отменили) в наступающем 2022 организаторы подготовили встреч с барочной музыкой в барочном городе, построенном «джентльменами для джентльменов».

Мадригалы, балет и BaRock - Мальта принимает 36 концертов Фестиваля барочной музыки

В наступившем году на Мальте пройдут фестивали, посвященные музыке великих русских композиторов, чей юбилей будет отмечаться в 2022 году

Стравинский, Щедрин и Скрябин — на Мальте

В декабре этого года на Мальте состоится премьера нового мальтийского фильма Blood on the Crown. Фильм рассказывает о событиях начала прошлого века, о борьбе за независимость Мальты и о памятной дате празднования мальтийского Сетте Джуньо.

Blood on the Crown — история о мужестве и героизме