Алексей Галеа Кавалацци: «Я всегда знал, что научить игре на фортепиано могут именно в Московской консерватории»

09 октября 2017 /
  1. Интервью
  2. Наши проекты
Алексей Галеа Кавалацци: «Я всегда знал, что научить игре на фортепиано могут именно в Московской консерватории» — Мальтийский вестник

Маэстро Алексей Галеа Кавалацци — менеджер по искусству Средиземноморского конференц-центра и артистический директор Мальтийского международного фортепианного конкурса (Malta International Piano festival).

Он делится с нами своим опытом жизни и учебы в России, а также рассуждает о дирижировании. И приглашает на фортепианный конкурс на Мальте!

— Мы очень рады, что ты принимаешь участие в очередном проекте Европейского фонда поддержки культуры. Хотя… мы всегда поддерживали связь. Я знаю тебя еще со времен легендарной Maltavista.ru, на форуме которой ты выступал под ником «Мальтийский сокол». В то время ты учился в Московской консерватории имени Чайковского. Ты же единственный мальтиец, который закончил нашу консерваторию, верно?

— В Москве мне очень повезло с педагогами, по всем предметам я учился у профессоров — легендарного Виктора Мержанова (фортепиано), Александра Рудина (камерная музыка) и других великолепных преподавателей. Не менее важным было и то, что мы имели возможность выступать, то есть практиковать навыки, которые иначе остались бы просто упражнениями на технику.

Мержанов — один из величайших пианистов XX века и очень терпеливый педагог, который знал кратчайшие пути к раскрытию студентами их потенциала. Его техника была основана на естественной манере исполнения с привлечением массы тела, но без чрезмерного напряжения, внимании к мельчайшим деталям, способности вести красивую кантабильную линию на фортепиано, а также играть четко в быстром темпе. Больше всего в его манере преподавания меня восхищало, что он объяснял все простым языком, а не играл в семантические и лингвистические игры, желая быть на высоте и одновременно еще больше сбивая учеников с толку. Он был не из тех, кто пускался в пространные литературные отступления во время уроков. Он просто объяснял, что физически нужно делать и как наиболее быстрым и ра­зум­ным способом достичь желаемого результата. Конечно, он был велик, и благодаря сотрудничеству с ведущими музыкантами своего времени обладал богатейшими знаниями по технике исполнения и звукоизвлечению. Он работал с Самуилом Фейнбергом, его консерваторским преподавателем, Эмилем Гилельсом, Генрихом Нейгаузом, Геннадием Рождественским, Мстиславом Ростроповичем и многими другими. Он частенько сидел в классе Нейгауза и на уроках таких пианистов, как Рихтер, например. Именно поэтому на занятиях он много рассказывал о жизни и искусстве великих музыкантов.

Его редакция «Хорошо темперированного клавира» помогла мне понять музыку Баха. Мержанов ведь был еще и органистом, что еще больше приближало его к разгадке тайн баховской музыки. Однако больше всего он был известен как интерпретатор русских композиторов-романтиков. Третий концерт Рахманинова, а также Скрябин в его исполнении — одни из лучших записей.

Алексей Галеа Кавалацци: «Я всегда знал, что научить игре на фортепиано могут именно в Московской консерватории»
С родителями, Виктором и Ивон, у памятника
Чайковскому на Большой Никитской. Алексей
в тот день окончил Московскую консерваторию

— Мое предыдущее интервью с тобой я назвала «Мальтиец с русской душой». Ты думаешь, это правильно? Может, российские культура и менталитет тебе ближе, чем мальтийские? Чем тебя привлекает Россия и россияне?

— …Ты хочешь узнать, что мне больше всего нравится в России, кроме девушек (смеется)? В России я чувствую себя как дома, у меня там много друзей. Мне нравится особая российская тишь, такая, как в деревне Ивановка Тамбовской области, где находится музей Рахманинова. Он окружен морем земли, деревьев и тишины. Но я, конечно же, был и в других российских городах: Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Пятигорске, Челябинске. Я очень люблю Москву, конечно. Я увлекаюсь русской литературой. Более того, мне очень нравится гречка!

Теперь о национальности и этносе. Я мальтиец. Повода гордиться или стыдиться этого нет, потому что национальность ты не выбираешь и она не является результатом твоей деятельности. Люди, которые гордятся своей национальностью, таким образом считают награды за действия, которых они не совершили, своими, в то время как не любящие какую-либо нацию из-за определенных действий ее определенных представителей готовы обвинить целую этническую группу en masse за то, в чем та не виновата. Каждый человек должен отвечать за свои действия и, следовательно, иметь свои независимые суждения. Конечно, некоторые вещи могут произойти только в некоторых странах, и очень часто гений нации проявляется в личности отдельного человека, как в случае Пушкина или Баха. Но эти титаны — достояние всего человечества, а не только их нации. Это становится особенно понятным в контексте музыки, где языковые различия не являются препятствием для понимания красоты.

— С чего началась твоя «русская история»? Некоторые люди, например, упоминают некие знаки, посланные судьбой…

— Я всегда очень уважал Московскую консерваторию и знал, что научить игре на фортепиано могут именно там. Так оно и вышло.

В России я чувствую себя как дома, у меня там много друзей. Мне нравится особая российская тишь.

— В этом сезоне мы запустили серию конкурсов «11 путей на Мальту». Один из этих путей как раз — предстоящий Мальтийский международный фортепианный фестиваль (MIPF), который состоится в конце октября. Являясь художественным руководителем MIPF, расскажи о мероприятии и его программе.

— Этот конкурс — плод сотрудничества между Средиземноморским конференц-центром и Европейским фондом поддержки культуры. Судить участников будет жюри, представленное всемирно известными музыкантами. Председатель жюри, мой добрый друг и коллега Альберт Мамриев, также окончивший Московскую консерваторию, не только прекрасный пианист, но и великолепный педагог. Другие члены жюри тоже высококвалифицированные музыканты.

У нас заявлено несколько возрастных категорий, и уже есть немало желающих. Уровень участников будет высоким, среди них как иностранцы, так и мальтийцы. Я как артистический директор конкурса и менеджер по искусству Средиземноморского конференц-центра сделал все возможное, чтобы заинтересовать местных пианистов. Мало того, что они смогут соревноваться с иностранными пианистами, для них подготовлены и несколько призов за лучшее исполнение произведения мальтийского композитора. Я также активно работаю над продвижением музыки лучших мальтийских композиторов (их пьесы являются обязательной частью конкурсной программы). MIPF — прекрасная возможность для нашей Музыкальной школы и других учреждений, связанных с музыкальным образованием на Мальте, направить к нам своих лучших учеников. Мы надеемся привлечь мальтийских пианистов, которые хотят соревноваться с их зарубежными коллегами и иметь возможность выиграть стипендии для других мастер-классов и фестивалей, которые проводятся Европейским фондом поддержки культуры, с которым мы сотрудничаем. Мы также надеемся, что пианисты посетят прослушивания.

Конкурсу предшествуют мастер-классы с Альбертом Мамриевым и Юрием Диденко.

Мастер-классы — неотъемлемая часть музыкального образования, потому что они позволяют студентам познакомиться с разными взглядами на музыку и даже с идеями, которые могут расходиться, а то и противоречить точке зрения их педагога. Это позволяет ученику расширить горизонты собственного познания. Мастер-классы полезны еще и тем, что их могут посещать любые заинтересованные люди, не обязательно музыканты, тем самым становясь своего рода публикой. Это отличная возможность для наших молодых пианистов и любителей классической музыки получить представление о методах преподавания наших профессоров.

Помимо мастер-классов и конкурса, пройдут еще и концерты — Максимилиана Требо, который состоится 18 октября в церкви св. Патрика в Слиме, и Ирины Богдановой, победительницы MIPF 2016, который пройдет 22 октября в Российском центре науки и культуры в Валлетте. Вход бесплатный, приглашаем всех ценителей классики!

Алексей Галеа Кавалацци: «Я всегда знал, что научить игре на фортепиано могут именно в Московской консерватории»
С симфоническим оркестром Бурсы на сцене Репаблик-Холл

— Несколько лет назад ты стал сотрудничать с Европейским фондом поддержки культуры, в результате чего с успехом прошло немало крупномасштабных концертов с участием зарубежных оркестров, например, Государственного симфонического оркестра города Бурса (Турция), Челябинского государственного и Петрозаводского симфонического оркестров (Россия). Расскажи об этом.

— Мероприятия Средиземноморского конференц-центра очень важны для культурной сцены Мальты по разным причинам. Репаблик-Холл — один из наших лучших залов, и его сцена может вместить симфонический оркестр целиком.

Мы организуем выступления иностранных оркестров. Несомненно, мы подняли планку высоко на Мальте, особенно если речь идет о симфонической музыке, и мы продолжаем двигаться в этом направлении. Все наши события в Средиземноморском конференц-центре прошли с огромным успехом. И председатель совета директоров Средиземноморского конференц-центра, доктор Кеннет Спитери, и исполнительный директор, господин Пьер Фенек, и остальной персонал оказали неоценимую поддержку. Благодаря президенту Европейского фонда поддержки культуры господину Константину Ишханову, который является моим давним другом и коллегой, была разработана долгосрочная схема сотрудничества со Средиземноморским конференц-центром. Финансовая помощь, кстати, — это далеко не все, что Фонд предлагает, хотя она необходима для того, чтобы престижные культурные события состоялись и мальтийская публика смогла насладиться выступлениями зарубежных оркестров. Фонд помогает и с установлением контактов с ведущими музыкантами современности, и с организацией культурных мероприятий, проводимых усилиями команды своих сотрудников. В прошлом у нас были не только симфонические концерты, но и вечера камерной музыки.

Трудно переоценить важность гастролей зарубежных оркестров на Мальте! Большая удача, что Средиземноморский конференц-центр и Европейский фонд поддержки культуры действуют объединенными силами, поскольку благодаря этому в истории уже остались события, которые очень высоко были оценены нашей публикой. Фонд сотрудничает с солистами и дирижерами мирового класса, а также оказывает поддержку и другим мальтийским культурным организациям, таким, как Мальтийский филармонический оркестр. Оркестры из Турции, России и Грузии появились именно в рамках культурного календаря МСС.

Алексей Галеа Кавалацци: «Я всегда знал, что научить игре на фортепиано могут именно в Московской консерватории»
С Михаилом Лидским в Средиземноморском конференц-центре

— Мы знаем, что ты в настоящее время готовишь и другие культурные мероприя. Какие же?

— Я принимаю участие в, как ты в самом начале правильно заметила, очередном проекте Европейского фонда поддержки культуры. 18 февраля 2018 года на Мальте под моим управлением будет выступать Тюменский филармонический оркестр (Россия), я также буду дирижировать этим оркестром в России. В программу мы планируем включить «Нулевую» симфонию Брукнера, а также концерт для скрипки с оркестром Чайковского с Кареном Шахгалдяном, который будет исполнять сольную партию. Рад, что прозвучит симфония Брукнера, одного из величайших композиторов в истории и одного из моих любимых. Симфония ре-минор, возможно, не такая сложная и всеобъемлющая, как его более поздние работы, потому что относится к его ранним упражнениям в симфонической форме, но в ней есть определенная свежесть и гениальные находки, что отличает ее от более поздних, философских работ Брукнера. Скрипичный концерт Чайковского — известная и популярная работа, которая не нуждается в представлении.

— Что для тебя дирижирование, и с чего надо начинать в этой профессии?

— Надо начинать с игры на музыкальном инструменте. В молодости я играл на скрипке, как соло, так и в составе оркестров. Я также закончил курс игры на фортепиано и выступал в качестве солиста, аккомпаниатора и камерного музыканта. Сначала я учился у Александра Машата в Вене, а потом у Штеффена Лейсснера в Дрездене.

Все музыканты выдающихся оркестров достигают славы и раскрывают свой потенциал полностью именно благодаря постоянному контакту и взаимопониманию со своим дирижером.

В конечном счете, есть две самые важные вещи в дирижировании. Во-первых, нужно четко себе представлять, какой месседж ты хочешь извлечь из оркестровой партитуры, и он должен быть глубоко прочувствованным и нести определенный смысл. Дешевые эффекты неуместны — как музыкального характера, так и, что еще хуже, физического, когда дирижеров, бывает, больше интересует, как они выглядят и какое впечатление производят на аудиторию, а не их работа с оркестром. Работать с партитурой значит превращать ноты в звуки и находить баланс в работе с темпами (их всегда несколько, даже если специально это не указано), тембрами и т. д.

Во-вторых, нужно обладать достаточно ясной техникой, чтобы музыканты понимали, что ты от них хочешь, и играли так, как нужно тебе для воплощения твоей музыкальной идеи и превращения ее в звук, и при этом сделать так, чтобы все играли как единое целое. Это, пожалуй, самая неподдающаяся объяснению область дирижирования. Конечно, нужно иметь определенные навыки, но все остальное очень субъективно. Мне повезло, что я довольно долго играл в оркестрах, так что имею представление о том, как все происходит «с другой стороны». Не менее важно обсуждать все с музыкантами, да хоть во время перерывов на кофе. Иногда многое проясняется вне репетиций, когда люди более расслаблены и не воспринимают дирижера как диктатора. Все музыканты выдающихся оркестров достигают славы и раскрывают свой потенциал полностью именно благодаря постоянному контакту и взаимопониманию со своим дирижером. В истории тому масса примеров, тот же Малер в Венском оперном театре.

— Расскажи о своей дирижерской карьере. Ты управлял оркестрами в России, Грузии, Румынии, Италии и других странах, участвовал в престижных фестивалях за рубежом…

— Мои ранние выступления состоялись в Италии и Грузии (Грузинский государственный камерный оркестр, Грузинская симфониетта). Сейчас я регулярно езжу в Россию и сотрудничаю с музыкантами очень высокого профиля, а в будущем сезоне буду выступать в России. Один из концертов пройдет в Санкт-Петербурге, где я буду исполнять Симфонию № 3 Брукнера с одним из лучших российских оркестров, Государственной академической капеллой Санкт-Петербурга. Также я возвращаюсь в Минеральные Воды на Северном Кавказе.

Алексей Галеа Кавалацци: «Я всегда знал, что научить игре на фортепиано могут именно в Московской консерватории»

— Ты был награжден медалью «Совет Федерации. 20 лет». В честь чего была дана тебе эта награда, и что она значит для тебя?

— Меня наградили за вклад в развитие культурных связей между Россией и Мальтой. Будучи единственным мальтийцем, закончившим Московскую консерваторию, я также принял очень деятельное участие в организации мастер-классов для пианистов в сотрудничестве с Московской консерваторией и, самое главное, поддерживаю связь между Мальтой и Россией, выступая на различных концертах, которые я проводил в России и на Мальте с российскими оркестрами. За это я благодарен Российскому центру науки и культуры, Посольству России на Мальте и, в частности, покойному Олегу Беглову, который и выдвинул мою кандидатуру на награждение столь престижной медалью.

Беседовала Светлана Велла


Метки статьи:

Мальтийцы в России 11 путей на Мальту Музыкальные конкурсы События на Мальте Константин Ишханов

Читайте также:

Как сделать день бодрым

21 августа 2019

Как сделать день бодрым | Мальтийский вестник

Календарное лето закончилось, но и осенью на Мальте бывает достаточно жарко, что не способствует концентрации внимания. Мы уже говорили о том, как облегчить себе жизнь, работая в жару, а сейчас предлагаем еще несколько советов, которые помогут вам собраться. Последнее особенно полезно во время приступов сонливости, которые, так или иначе, свойственны всем.

Юрий Розум: «На Мальту я приезжаю за свежим воздухом во всех смыслах!»

12 апреля 2017

Юрий Розум: «На Мальту я приезжаю за свежим воздухом во всех смыслах!» | Мальтийский вестник

Владимир Малыгин: «Центральным мероприятием празднования 50-летия дипотношений стал спектакль «Хрустальный дворец»

20 сентября 2017

Владимир Малыгин: «Центральным мероприятием празднования 50-летия дипотношений стал спектакль  «Хрустальный дворец» | Мальтийский вестник

В июле 2017 года мы отмечали 50-летие установления дипломатических отношений между Россией и Мальтой, отмечали с истинно русским размахом, который, впрочем, и мальтийцев привел в восторг.

І Евразийские музыкальные игры: там, где сошлись вместе Восток и Запад

21 сентября 2017

І Евразийские музыкальные игры: там, где сошлись вместе Восток и Запад | Мальтийский вестник

С 15 по 25 августа в Астане, молодой столице независимого Казахстана, прошли І Евразийские Музыкальные игры.

Одаренные дети Армении и Мальты

29 июня 2018

Одаренные дети Армении и Мальты | Мальтийский вестник

Одаренные дети Армении выступили в парламенте Мальты. Концерт музыкантов состоялся 25 апреля. Канонистка Мэри Мусинян, дудукист Геворк Степанян и вокалист Ваграм Ованисян исполнили ряд армянских народных песен.

По-молодежному!

27 июня 2018

По-молодежному! | Мальтийский вестник

Каждый уровень этой музыки взаимодействует с чем-то в сознании аудитории, творит в нем метаморфозы, побуждает вслушиваться и считывать закодированную во всякой мелодичной фразе информацию (неслучайно автор описываемой музыки является выдающимся математиком)

Новости Мальты

Март — без баров | Мальтийский вестник

Март — без баров

24 февраля 2021

В марте бары не откроют — прозвучало обещание Министра здравоохранения Мальты Криса Ферне. Однако, по сообщению Министра местным СМИ, рестораны смогут работать до 12 часов ночи (напомним, сейчас они закрываются в 11 часов вечера). Бары на Мальте ...


Школы английского языка на Мальте ориентируются на местный рынок | Мальтийский вестник

Школы английского языка на Мальте ориентируются на местный рынок

24 февраля 2021

В период пандемии школы изучения английского языка на Мальте переживают далеко не лучшие времена. На плаву их поддерживают государственные надбавки к заработной плате и студенты курсов, организованных Мальтийским управлением по туризму — сообщает порта...


Мальтийский фестиваль Lockdown получил Приз граждан Европы | Мальтийский вестник

Мальтийский фестиваль Lockdown получил Приз граждан Европы

17 февраля 2021

Мальтийский онлайн-фестиваль Lockdown стал первым событием такого рода на острове во время, когда жители Мальты находились на самоизоляции. В марте 2020-го года четыре артиста — Вегард Флатой (Vegard Flatoey), Зои Камиккери (Zoe Camikkeri), Нильс Плот...


Туризм на Мальте в 2021 году не вернется на допандемический уровень — зимний прогноз Еврокомиссии | Мальтийский вестник

Туризм на Мальте в 2021 году не вернется на допандемический уровень — зимний прогноз Еврокомиссии

16 февраля 2021

В 2021 году рост мальтийской экономики может составить около 4,5%, заявили в Еврокомиссии в рамках зимних экономических прогнозов. Об этом сообщает портал Мальтийской торговой палаты После неутешительных результатов 2020-го года ожидается, что вакц...


Карнавал 2021: нет шествий, но есть выставки, фильмы и мастер-классы | Мальтийский вестник

Карнавал 2021: нет шествий, но есть выставки, фильмы и мастер-классы

05 февраля 2021

Мальтийское агентство Festivals Malta подготовило проект, посвященный традиционным карнавальным празднованиям на Мальте. В этом году все массовые праздники отменены, но есть несколько мероприятий, которые способны подарить настроение карнавала. Выс...


Февральские скидки для влюбленных в историю Мальты | Мальтийский вестник

Февральские скидки для влюбленных в историю Мальты

03 февраля 2021

В феврале Heritage Malta предлагает два специальных комбо-билета: Rabat Combo, с которым можно посетить Виллу Домус Романа, Национальный музей естественной истории и Катакомбы Святого Павла, Prehistoric Combo, который охватывает мегалитические...


Скоро на Мальте

. Билет можно приобрести на сайте Национального агентства Heritage Malta и в музеях.

Весеннее равноденствие в древнем храме

Не пропустите прямой эфир 26 февраля в 20:00

«Пока на карантине... В гостях у друзей!» Марина Шаломай и Flower Arrangement Workshop

Эдуард Мартиросян и его компания Printagram приоткроют занавес и секреты технологий! Вы узнаете, как и где напечатать все что угодно и сделать памятные подарки своим близким и друзьям.

«Пока на карантине... В гостях у друзей!» Printagram

В очередном концерте этого цикла, который состоится 19 февраля в исполнении музыкантов МФО: Брит Аренд (арфа) и Джузеппе Рекья (кларнет), прозвучат романсы Роберта Шумана — одного из величайших композиторов эпохи романтизма.

Концерт Chamber Fridays #2

Сказочный балет в исполнении артистов Большого театра можно будет увидеть на экране в творческом пространстве Spazju Kreattiv.

Большой театр в кино: балет «Спящая красавица»